Меньше потребляешь – меньше платишь
Норма на водопотребление, стимулирующий тариф, тариф в обмен на инвестиции… В нынешнем году произошел ряд изменений в тарифной политике Казахстана, о чем рассказал в интервью «ПК» руководитель атырауского департамента Комитета по регулированию естественных монополий Минэкономики РК Арман Утегенов.
— Арман Турсынович, расскажите принцип стимулирующего метода тарифного регулирования, и есть ли поступившие заявки от субъектов по новому методу?
— В правила формирования тарифов внесены соответствующие изменения, отраженные в новом параграфе 3-1. Согласно новым правилам, тарифы будут устанавливаться на пятилетний и более длительный период и рассчитываться с целью компенсации допустимого дохода за предоставляемые регулируемые услуги. При этом тарифы будут ежегодно корректироваться. В Правилах также указаны требования к разработке инвестиционной программы с учетом нового метода тарифного регулирования, а также меры по стимулированию производительности и эффективности.
Основной сутью стимулирующего метода является создание стимула для предприятий сокращать свои затраты и повышать свою эффективность (самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами). Также этот механизм будет применяться путем ежегодной корректировки, которая предусматривает штрафы в виде снижения утвержденной прибыли, включаемой в доход субъекта, в зависимости от достижения целевых показателей эффективности. На данный момент в нашем департаменте находятся две заявки от АО «Атырау Жарык» и ТОО «Магистральный водовод», по этому методу и в пилотном режиме будут действовать новые тарифы.
— Как изменились правила исчисления тарифов на воду?
— В нынешнем году в Казахстане планируется ввести социальные нормы потребления воды, направленные на установление повышенных тарифов для физлиц, в зависимости от объема потребления. Новые тарифы позволят повысить культуру потребления коммунальных ресурсов, а дополнительно полученный за счет них доход хотят направить на увеличение уровня приборизации и решение приоритетных задач в сфере ЖКХ. Для стимулирования потребителей сберегать ресурсы приказом министерства национальной экономики для населения вводится механизм дифференциации по объемам потребления питьевой воды в пределах установленной нормы на одного человека. В частности, для потребителей, расходующих воду нерационально, будет введен увеличивающий коэффициент по принципу «Чем больше потребляешь — тем больше платишь». Согласно расчетам, для физических лиц предусматривается четыре уровня тарифов: І группа – с потреблением до 3 кубометров в месяц, применяется действующий тариф; ІІ группа – с потреблением от 3 до 5 кубометров в месяц, тариф на 20 процентов выше действующего; ІІІ группа – с потреблением от 5 до 10 кубометров в месяц, тариф на 50 процентов выше действующего; ІV группа – с потреблением свыше 10 кубометров в месяц, тариф на 100 процентов выше действующего.
Кто в Атырау в красной зоне?
— В прошлом году государство объявило программу «Тариф в обмен на инвестиции» для уменьшения количества аварий и снижения износа монополистам. Какие меры были предприняты вашим департаментом для реализации данной программы?
— Необходимы огромные средства, чтобы снизить износ, потому что он ежегодно только увеличивается. А его нужно не только снизить, но и остановить. Например, у наших крупных монополистов уже имеются пятилетние инвестиционные программы, но эти вложения небольшие и не позволяют снизить износ, только лишь поддерживать на уровне или замедлять рост. Поэтому по степени их износа и первоочередности вложения инвестиций все субъекты были поделены на три зоны: красная, желтая и зеленая. Красная – это от 65 процентов износа, желтая – 55-65, зеленая – до 55. В прошлом году по области в красной зоне находился один монополист – АО «Атырауские тепловые сети» со степенью износа 68 процентов. В желтой — АО «Атырауская теплоэлектроцентраль» с износом оборудования 58,16 процента. В зеленой зоне — АО «Атырау Жарык» с износом сетей 39,9 процента и КГП «Атырау облысы Су Арнасы» с износом сетей водоснабжения – 12 процентов и канализации – 36 процентов. Находящееся в красной зоне АО «Атырауские тепловые сети» обратилось в департамент для участия в программе «Тариф в обмен на инвестиции». За счет роста количества ремонтируемых сетей на 2 км без увеличения тарифа износ сетей предприятия к 2024 году удалось снизить на 1,5 процента. На данный момент износ тепловых сетей составляет 66,5 процента.
— Можете рассказать подробнее по поводу приостановления действия лицензий нерегулируемых энергоснабжающих организаций?
— На нашем рынке электрической энергии осуществляют деятельность два вида энергоснабжающих организаций — регулируемые и нерегулируемые. Последние – это организации, которые работали на рынке с 2004 года и самостоятельно устанавливали тарифы для бизнеса и бюджетных организаций, что с населением не работали. Это компании, которые покупают электроэнергию на электростанциях и продают её потребителям. Они же платят за транспортировку энергопередающим компаниям, которым принадлежат сети. Поставляют электроэнергию по договорам с юрлицами. Таким компаниям выгодно продавать электроэнергию потребителям по цене ниже, чем у регулируемой организации, ведь в противном случае нет никакого экономического смысла её покупать. На самом деле нерегулируемые ЭСО имеют в штате пару человек, забирают объёмы крупных потребителей юрлиц и от них имеют прибыль. Тем самым забирают объемы у регулируемых энергоснабжающих организаций. Ведь чем больше объем, тем ниже тариф.
У регулируемых энергоснабжающих организаций есть дифференцированный тариф, где низкий для населения компенсируется высоким для юрлиц. Из-за перехода юрлиц к нерегулируемым энергоснабжающим организациям не было компенсации затрат, и тариф продолжал расти. До 1 апреля текущего года в области работали три нерегулируемые энергоснабжающие организации. Однако их объемы были незначительными, поэтому они не влияли на работу регулируемых предприятий, в отличие от других областей Казахстана. В рамках исполнения поручения Премьер-министра департаментом направлено лицензиатам письмо-уведомление о приостановлении действия лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения с 1 апреля текущего года.
В среднем по зарплате…
— В предыдущем году были жалобы со стороны сотрудников коммунальных предприятий касательно заработных плат. Как решился данный вопрос?
— Да, действительно, такие факты были, работники Атырауских тепловых сетей выступали с требованием повысить зарплату. Одним из поручений Главы государства было повышение заработной платы персоналу субъектов, так как одной из причин участившихся аварий стало отсутствие или дефицит соответствующих кадров. Из-за низкой зарплаты специалисты начали уходить. Например, у тепловиков и водников заработок не превышал 120 тысяч тенге. Для Атырау, конечно, это мало. Поэтому законодательно было предусмотрено увеличение заработной платы до уровня статистической. Мы обеспечили повышение зарплаты персоналу крупных коммунальных предприятий. К примеру, у энергетиков утвержденная средняя зарплата в тарифной смете была на уровне 100-120 тысяч тенге. Согласно статданным за 2022 год, средний заработок производственного персонала по виду деятельности «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» составила 240 364 тенге. Соответственно, департамент увеличил фонд оплаты труда согласно новым статданным. Но, подчеркиваю, речь идет о средней зарплате по предприятию. Департамент рассматривает исполнение ФОТ в целом, уровень заработка отдельным категориям работников утверждает само предприятие.
— Были ли предприняты департаментом меры к услугодателям по снижению тарифов?
— Ежегодно проводим анализ отчетов об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ субъектов естественных монополий. По результатам проведенных анализов отчетов об исполнении тарифных смет и инвестиционных программ за 2022 год департаментом введены временные компенсирующие тарифы девяти монополистам на общую сумму более 2,3 млрд тенге. Так, по водоснабжениюпяти предприятиям — по неисполнению тарифных смет на сумму 1,8 млрд тенге. По водоотведению двум предприятиям — по неисполнению тарифных смет на сумму более 523 млн тенге. По производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергии одному предприятию по неисполнению тарифных смет — на сумму 41 млн тенге. По передаче электрической энергии одному предприятию — по неисполнению тарифных смет на сумму 532 млн тенге. По предоставлению подъездного пути для проезда подвижного состава при условии отсутствия конкурентного подъездного пути двум организациям по неисполнению тарифных смет — на сумму 8 млн тенге. При этом в прошлом году, чтобы ознакомить с исполнением инвестиционных обязательств, департаментом совместно со СМИ проведено четыре пресс-тура по объектам теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.
Время возвращать
— Какие еще меры по снижению тарифов на регулируемые услуги предусмотрены законодательством? -Согласно законодательству субъект естественной монополии обязан производить перерасчет стоимости регулируемой услуги по снабжению тепловой энергией с учетом фактической температуры наружного воздуха путем снижения тарифа при оплате. Дело в том, что в случае отсутствия у потребителей приборов учета, плата за услугу производится по норме потребления коммунальных услуг. По окончании отопительного периода для потребителей, не имеющих приборов учета в соответствии с Правилами, производится перерасчет платы за отопление с учетом фактической температуры наружного воздуха и фактической продолжительности отопительного периода. Такой перерасчет исчисляется для потребителей, не имеющих приборов учета. Департамент произвел перерасчет стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха ГКП «Жылыой Су», ИП «Иманалин», ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов города», КГП «Атырау облысы Су Арнасы», АО «Атырауская теплоэлектроцентраль». В результате выявлен недотоп за отопительный период 2022-2023 годов, общая сумма возврата потребителям составила 11,6 млн тенге. Так, АТЭЦ задолжала потребителям домов без общедомового счетчика тепла 6,7 млн тенге, также ветхих и аварийных домов — 3,3 млн тенге. А ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов города» по мкр. Нурсая — 539 тысяч тенге, по мкр. Жулдыз – 64 тысячи тенге. КГП «Атырау облысы Су Арнасы» по Первому участку будет возвращать 291 тысячу тенге. Такая же ситуация по водоканалу в районах: Курмангазинский район – 43 тысячи тенге, Исатайский район – 377 тысяч тенге, ГКП «Жылыой Су» – 176 тысяч тенге. В итоге возврат суммы услугодатели произведут путем снижения платежа в квитанции. Кроме того, законодательством предусмотрено снижение тарифа в случае увеличения объемов предоставляемых услуг. Здесь также департаментом снижены тарифы шести монополистам от 1,53 до 35,38 процента. К примеру, ТОО «Атырауоблгаз» утвержден тариф со снижением от действующего тарифа с 155,25 тенге/1000 куб. м до 150,8 тенге. По «Казтрансгазаймак» – с 1128 до 1111 тенге за газоснабжение. КГП «Индер Су» утвержден тариф по водоснабжению со снижением с 301 тенге до 194 тенге/куб. м.