Магия серебра в украшениях

magiya serebra v ukrasheniyah2 Новости

Казахские женщины предпочитали золотым изделиям украшения из серебра. А мастера-ювелиры создавали для них настоящие произведения искусства. Духовно-патриотическое объединение «Елсана» и Атырауский областной историко-краеведческий музей провели демонстративное мероприятие «Ұлттық зергерлік әшекейлер».

При объединении «Елсана» работает совет матерей «Инабат», который в свою очередь имеет несколько направлений. Одно из них называется «Ұлттық мұра», руководитель которого Роза Торемуратова популяризирует национальные женские украшения.

magiya serebra v ukrasheniyah

Ювелирное искусство — один из древнейших видов искусства и ремесел. К нему относятся декоративные изделия, посуда, украшения, оружие и конское снаряжение. Казахское ювелирное искусство является ярким направлением традиционной культуры. По данным историка XVI века Рузбихана, города Сырдарьи, Центральной Казахии и Жетысуский край были центром ремесел. В XVI-XVIII веках в них существовали кузницы и мастерские, где работали ювелиры. Мастеров, которые изготавливали изделия из золота и серебра называли «зергер». Ювелирное искусство считалось священным, им могли заниматься люди с особым божьим даром. Благородное занятие обогащалось традиционным мировоззрением казахского народа и передавалось от отца к сыну или от учителя к ученику. Уровень мастерства ювелиров особенно хорошо демонстрируют женские украшения. Зергеры владели методами штамповки, ковки, литья, тиснения, закручивания и т.д.

Национальные украшения всегда придают красоту и особенность девушкам и женщинам. В казахской семье большое внимание уделялось наряду женщин. В зависимости от социального положения, женщины носили роскошные украшения. Также у них были красивые и дорогие конские снаряжения, а также женские аксессуары для езды верхом. Во многих произведениях писателей, поэтов и певцов воспевались женские украшения.

В нашем народе дочки в семье были в особом почитании. Начиная с трех лет на ее голову надевали үкілі тақия (головной убор с пучком перьев филина), на уши- сережки, на запястья — браслет из бусинок, а камзол дополняли литые серебряные украшения. Причем элемент каждого предмета одежды и украшения содержал в себе глубокий смысл. Также казахские женщины носили украшения не только для красоты, но и в силу национальных традиций, верований и убеждений. Серебро занимает особое место в нашем народе. Казахские женщины отдавали предпочтение серебряным украшениям, а не золотым. Считалось, что серебряные кольца, серебряный браслет гарантировали чистоту принимаемой пищи.

По украшениям можно было вычислить возраст, социальное положение и место рождения женщины. К примеру, состоятельные женщины могли носить комплект украшений, выполненные в едином узоре. Их дочери носили серебряные шолпы весом не менее трех килограммов. Кроме того, волосы украшали белым шашбау и шаш тенге. Украшения имели особое значение в вопросе красоты, здоровья и воспитания. Девушка, носящая нагрудное украшение өңіржиек (подвеска) и трехкилограммовые шолпы на волосах, не могла не стать статной красавицей с длинной шеей.

Шашбау и шолпы

Накосные ленты с подвесками на концах, которые издревле использовали все казахские женщины, носят название «шашбау». Ряд пластин, соединенных кольцами, образуют крупную подвеску. Ее вплетают в косы или укрепляют у их основания. Убор украшают чеканкой, монетками и колокольчиками. Украшение свидетельствует о хорошем здоровии и целомудрии девушки. Согласно преданию, оно защищает мелодичным позвякиванием часть ее души и силы, сокрытые в волосах, от злых демонов. Драгоценный металл, из которого изготавливают шашбау, часто дополняли цветочным орнаментом, подчеркивая способность девушки к зачатию и материнству.

Для самых юных девочек предусматривался особый убор — шолпы. Его изготавливали из золота и серебра, украшали жемчугом, кораллами и агатами. Красивая подвеска из нанизанных друг на друга пластин или монеток из металла казашки носили до совершеннолетия. Нежный звон шолпы не только отгонял злых духов, но и позволял девочке формировать правильную осанку, заставляя держать спину ровно. Принято считать, что массивное украшение благотворно влияло на рост и густоту локонов. Был и воспитательный момент в ношении этого традиционного украшения: девушка старалась, чтобы ее походка была легкой, воздушной, а сама она оставалась стройной и изящной. Только при этих условиях украшения издавали мелодичный звон. Кроме того, совсем молодым нельзя было проявлять чрезмерную активность в темное время суток, делать резкие движения, ходить туда, куда запрещено.

Жүзік (перстень)- ювелирное изделие, изготовленное путем кольцевания, штамповки, скручивания и декорирования. Құдағи жүзік (кольцо для сватьи) — перстень на два пальца, символизирующий объединение двух душ. Его дарили свекрови родные невесты в благодарность за доброту и хороший прием. Құстұмсық (клюв птицы) — кольцо, которое невеста носила до свадьбы и передавала в родной аул, подтверждая, что ее хорошо приняли в семье жениха; жүзік — кольцо-оберег от магии. Кольца всегда были обязательным элементом в образе казахских красавиц. Хорошим вкусом считалось носить несколько колец одновременно. Эта традиция жива по сей день. Описанные ювелирные изделия изготавливали методом литья и чеканки. Венчику перстня придавали различную форму — от овальной до многогранной. Перстни и кольца всегда были массивными, богато усыпанными камнями и украшенными национальными орнаментами. Есть несколько разновидностей колец. Құдағи жүзік – дарится в честь установившихся уважительных отношений между свекровью и невесткой. Күмбезді жүзік считается семейным знаком. Құстұмсық жүзік является знаком счастья и свободы. Также есть такие украшения, как шытырлы жүзік, бағдарлы жүзік, көзді жүзік.

Білезік. Красота и сложность узора на ювелирных изделиях зависели также от региона проживания мастеров. Изысканные и утонченные браслеты, без которых невозможно представить истинную казашку, — браслеты носили на одной или двух руках как оберег. Они исполняли роль своеобразного культурного паспорта женщины. По браслетам можно было определить род и местность проживания женщины. Ее достаток и принадлежность к конкретному роду. Бес блезік — часть традиционного наряда невесты, сложная конструкция, состоящая из браслета и цепочек, соединенных с перстнями и кольцами на руке. Тасты блезик — драгоценные камни в изящной оправе.

Серьги являлись самым любимым украшением девушек и женщин. Они также служили для защиты от злых духов, благодаря нанесенным на них узорам. Являясь обязательным предметом женского туалета, они подчеркивали авторитет и семейное положение женщины. Массивные, длинные и роскошные украшения в ушах свидетельствовали о высоком статусе обладательницы, о ее весомой роли в обществе. Серьги различались по форме. Ай сырға и айшықты сырға — серьги в виде луны и месяца, тұмарша сырға — серьги треугольной формы, салпыншақты сырға — изделия с подвесками, тасты сырға — серьги, украшенные камнями, иықты сырға — украшения длиной до плеч, қоңырау сырға — изделия в виде колокольчиков. Также сояу сырға и кумбездi сырға — остроконечные и куполообразные серьги. Девушки на выданье носили серьги с бубенчиками, которые мелодично звенели при ходьбе. На западе Казахстана они отличаются крупными размерами и драгоценными камнями.

 Қапсырма – это серебряная застежка с узорами, инкрустированная драгоценными камнями, предназначенная для запахивания верхней женской одежды, такой как камзол, кәжекей, кеудеше. Белдеме – пояс, изготовленный из золота, серебра и кожи. Когда девушка достигала совершеннолетия, старший брат собственноручно надевал на нее это украшение. В традициях нашего народа эта церемония носила воспитательный характер — «қызға қырық үйден тыйым». Пояса имели две разновидности — кемер белдік (широкий пояс с металлическими украшениями) и кісе белдік (кожанный пояс, украшенный металлическими бляшками).

Тұмарша (бойтұмар)

Ювелирные украшения под названием «тұмарша» («бойтұмар») имеют вид массивной треугольной подвески или полой трубки, подвешенной на цепочках, закрепленных с двух сторон. Ее дополняют колокольчики или монеты в нижней части. При ходьбе подвеска издает мелодичный звон. Ее поверхность покрывают позолотой, зернью, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Их помещают в гнезда, которые украшены двумя линиями. Тұмарша чаще всего изготавливали из кожи, плотной ткани или серебра. Амулет мог содержать внутри полой части листки из Корана либо его украшали особым орнаментом с защитной силой. Эту подвеску принято было надевать на шею маленьким девочкам. Они носили ее вплоть до замужества.

Алқа (колье) – это нашейное украшение для юных девочек, девушек и молодых невесток. Изначально она имела круглую форму. Колье изготавливалось из бусинок драгоценных камней.

 Как отметила Роза Торемуратова, сегодня ювелирное искусство продолжает развиваться, но большинство изделий уже изготавливаются с помощью технических устройств. Однако эксклюзивные работы известных мастеров оцениваются как ценное наследие казахского ювелирного искусства. Новые вершины в развитии отечественного ювелирного искусства – это изделие из кости и серебра А. Кошкарбергенова из Караганды, седло с серебром М. Дюсенкуловой, оригинальные серебряные кольца и перстни мастеров из Северного Казахстана и Семея и др. Среди этих ювелиров можно с гордостью назвать Кайрата Шапабаева из Атырау. Работы мастера отличаются тем, что на свои изделия он переносит узоры с исторических находок в наших степях. На сегодня у ювелира более 500 эксклюзивных украшений. Он является членом Союза мастеров прикладного искусства. Каждое его изделие особенное, кроме украшений, он изготавливает принадлежности для юрт.

Женщины в серебре

В ходе встречи участницы, выйдя на импровизированную сцену, продемонстрировали свои украшения и рассказали истории. Сопредседатель совета матерей «Инабат», ветеран-педагог Дамен Алтаева рассказала о своих украшениях.

— Эти серебряные браслеты мне достались в наследство от матери, она в свою очередь получила их в дар от своей бабушки. И так эта реликвия передается из рук в руки по женской линии. Браслеты никогда не потеряют ценности, потому что они изготовлены искуссным мастером. Также сегодня я надела подвеску, каждая деталь моего өңіржиек имеет значение, к примеру, серебряные кисточки предполгали многочисленное потомство и т.д., — рассказала ветеран.

Многие женщины имели украшения, изготовленные современными мастерами, к сожалению, редко кому удалось сохранить семейные ценности из-за перенесенных голода и войны. Еще одна участница показала құдағай-жүзік (перстень свахи), которым ее одарили сватья после выдачи замуж внучки. Как говорилось выше, в казахских традициях так благодарят за воспитанную келин. Еще одна участница демонстрации рассказал историю перстня құстұмсық. Ей украшение досталось от бабушки. Она была дочкой богатого человека. Когда она вышла замуж, отец заказал для нее этот перстень. Обычно родители клали украшение среди одежды покидающей отчий дом дочери. Если, она через некоторое время возвращала это украшение назад, то это был знак того, что ей хорошо в новом доме. Тогда обрадованная мать звала в гости родственников и соседей и делилась радостью, рассказывая о доброте и мудрости сватов.

Организованная встреча имела воспитательный характер, среди участниц были ученицы школы имени Ыбырая Алтынсарина , которые также пришли в национальной одежде и украшениях. Девочки надели на волосы шолпы, на головах у них были тюбетейки с украшениями, сережки с национальным мотивом – все они были красиво смотрелись в традиционной одежде казахского народа.

Прекрасным дополнением встречи стал концерт от самих участниц совета матерей «Инабат».

Алмаа ТУРГАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна