Лайфхаки, которые могут оживить урок
В арсенале каждого педагога есть множество приёмов для увлечения учеников своим предметом. И если мы говорим об уроках русского языка, то без «палочки-выручалочки» не обойтись.
Как же разнообразить обучающий материал, способствующий развитию ребенка XXI века? Мы привыкли к обыденным вещам, бытовым объектам, стереотипно их используем в своей жизни, а ведь их потенциал огромен, нужно лишь пофантазировать и взглянуть на них «под новым углом».
Поэтому, участвуя в конкурсе «Генератор креативных идей», который прошел в TEDX формате, в своей педагогической мастерской для педагогов-исследователей, я выступила с темой «Лафхаки, которые могут оживить урок». Также я провела по этой теме мастер-класс для молодых педагогов.
Вообще, термин «лайфхакинг» придумал и ввел в обиход в 2004 году британский журналист Дэнни О’Брайен, соединив слова «life» («жизнь») и «hack» («взлом»), и он имеет значение «хитрости жизни», то есть, это набор методик и приёмов окружающей жизни для упрощения процесса и достижения поставленных целей при помощи хитрых трюков. В современном понимании лайфхак — это проявление смекалки в решении проблемы разного характера, что может быть полезным в быту или в жизни. С их помощью можно экономить деньги, сохранять силы, сберегать время. Обычно лайфхакер не создаёт новые методики, а овладевает существующими — достаточно просто придумать какую-то креативную доработку идеи, которая уже есть.
И я в своей методике предлагаю молодым коллегам использовать ряд лайфхаков. Например, «Успеху способствует успех» или, как говорят психологи, положительное подкрепление. Пожалуйста, не упускайте даже самых маленьких успехов ребенка, он обязательно должен почувствовать этот драйв, когда он «мо-ло-дец!». Ребенок обязательно будет вольно или невольно стремиться к тому, чтобы почувствовать это состояние снова. Хвалите своих детей чаще.
Второй лайфхак – это не поддаваться на происки ребенка, говорящего «я не люблю этот предмет». Любой человек не любит делать то, что у него не получается, то, что он не умеет делать.
Третий лайфхак направлен на то, чтобы учитель сам полюбил те предметы, которые изучает ребенок.
Также на уроках русского языка и литературы я использую различные платформы. Сегодняшние ученики уже с младшего возраста умеют пользоваться электронными устройствами, их родители привыкли общаться через интернет, а у педагогов появились новые условия и новые возможности. Например, с удовольствием применяю на уроках приложение — Plickers. Оно используется для быстрой оценки знаний учеников. Ребята отвечают с помощью распечатанных карточек с индивидуальными штрих-кодами. Учитель сканирует их с помощью своего устройства и получает статистику ответов. Результаты сразу можно вывести на экран.
Также в помощь учителю предлагается доска Padlet, позволяющая прикреплять записи, фотографии, видео, файлы и ссылки на другие ресурсы. Все прикрепленные файлы видны педагогу, и их не нужно скачивать на компьютер. Кроме того, ученики могут комментировать работу друг друга. Дополнительное удобство — сервис русифицирован.
Miro — бесконечная онлайн-доска, где можно создавать проекты, визуализировать идеи с помощью изображений, стикеров, заметок. На этой доске детям удобно работать самостоятельно: строить схемы, записывать термины, выделять самое главное из нового материала. Учитель может наблюдать за процессом и «наклеивать» стикеры там, где ученик допустил ошибки. Используя различные платформы на уроках, мы видим, как дети становятся более заинтересованными.
В конце мастер-класса для молодых учителей был проведен «Quiz».
И еще, как педагог со стажем хочу сказать: ученикам очень важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания потом им пригодятся в жизни, а еще необходимо объяснять, чем полезен изучаемый предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.
На своих уроках я активно использую ИКТ (инфомационно-коммуникационные технологии). Они помогают детям стать более любознательными, а также разнообразят их обучение. В качестве эксперимента решила воспользоваться образовательной платформой iSmart. Цифровой сервис разработан не только с учетом ФГОС и программ, но и поведенческого анализа школьника. Данная платформа позволяет обучать ребят с разным уровнем знаний, имеет большое количество разнообразных типов заданий. Последовательная реализация новой методики обучения позволила в разы повысить эффективность уроков — ребята лучше усваивают материал. Есть возможность реализовать образовательные, развивающие, воспитательные задачи с учетом особенностей возраста, пола, интересов и уровня детей. Повышается мотивация и интерес к занятиям. Возрастает результативность. В процессе учебы формируются условия, необходимые для общекультурного и личностного развития ребенка. Школьники выполняют базовые и даже простые учебные действия, но именно они закладывают прочный фундамент знаний, умений и навыков. Кроме того, повышается мотивация и интерес к занятиям, возрастает результативность. Все эти приемы, лайфхаки и платформы помогают педагогам закладывать прочный фундамент знаний, умений и навыков.
Нурайна ТЕМИРОВА,
учитель русского языка и литературы
СШ им. Б. Нысанбаева