Новости

Каныш Сатпаев: «Мой народ выше меня»

12 апреля исполняется 125 лет Канышу Имантаевичу Сатпаеву

Каныш Сатпаев – самая яркая фигура в казахстанской науке. Он был геологом от бога, геологом с мировым именем.

«В этом году страна отмечает 125-летие знаменитого геолога, известного государственного деятеля Каныша Имантаевича Сатпаева. Он своими трудами заложил основу проведения геологопоисковых работ на твердые полезные ископаемые на территории Джезказганской и ВосточноКазахстанской областей. Он также принимал активное участие и готовил рекомендации по развитию нефтегазовой отрасли Западного Казахстана».

Балтабек Куандыков,
доктор геолого-минералогических наук, государственный деятель Республики Казастан.

Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 года в ауле №4 (Тендык) Баянаульского района Семипалатинской области. С 1909 по 1911 годы Каныш Сатпаев учился в аульной школе. После чего поступил в русско-казахское училище в г. Павлодаре, которое с отличием окончил в 1914 году. После окончания училища Каныш Сатпаев, несмотря на возражения отца Имантая, отправился на учебу в учительскую семинарию в г. Семипалатинск и окончил ее в 1918 году. Параллельно с учебой молодой Каныш работал учителем естествознания двухгодичных курсов в г. Семипалатинске. Там же начал работу над составлением учебника по алгебре для казахских школ.

Этот труд стал первым учебником алгебры на казахском языке. В 1920 году Сатпаев был назначен первым в Баянауле председателем Казкультпросвета (отдел по проведению культурно-просветительской работы среди трудящихся). Тогда же постановлением Павлодарского ревкома был назначен народным судьей 10-го участка Баянаульского района.

А в 1921 году он встретился с геологом М.А. Усовым, приехавшим в Баянауыл в командировку. И этот эпизод в корне изменил его судьбу.

Усову удалось заинтересовать Каныша Сатпаева геологией, и в том же 1921 году Каныш Имантаевич, оставив должность народного судьи, поступил на геолого-разведочный факультет Томского технологического института и через пять лет вышел оттуда с дипломом горного инженера-геолога. По специальности он был направлен в Атбасарский трест цветных металлов на должность начальника геологического отдела, а уже через год его избрали членом правления данного треста. В Атбасарский трест входили медное месторожление и недостроенный медеплавильный завод в поселке Карсакпай. Руководство и специалисты, работавшие на месторождении, относились к перспективе добычи меди скептически. Однако Сатпаев имел на это собственное мнение. Он считал, что район Джезказгана имеет огромное запасы меди, которые пока не обнаружены. Он добился от Геолкома выделения одного бурового станка и начал исследование местности на наличие меди. Руководство Геолкома и эксперты, которые были знакомы с Джезказганским регионом, считали идею Сатпаева провальной. Тем не менее, уже через год после начала работ Сатпаев наткнулся на крупный пласт руды мощностью более десятка метров.

Результаты анализа, проведенного в Ленинграде, показали, что это был прежде неизвестный пласт руды с богатым содержанием меди. Благодаря этому открытию Сатпаеву удалось расширить геолого-поисковые работы. И в 1928 году были обнаружены еще три залежи и одно рудное тело.

Учитывая данные обстоятельства, Сатпаев публикует в журнале «Народное хозяйство Казахстана» статью, в которой заявляет, что потенциально Джезказган представляет собой одну из богатейших провинций меди в мире, более крупную, чем в Америке. «Не только в Казахстане, но и на уровне всего СССР он сумел доказать, что Джезказаганское месторождение – одно из самых богатых в мире. (Серикбек Даукеев, инженер-геофизик, академик НАН РК).

А за труды по исследованию и открытию богатств Улутауского региона К.И. Сатпаев был удостоен ордена Ленина.

В 1941 году по инициативе второго секретаря ЦК КП Казахстана Ж. Шаяхметова Каныш Сатпаев был переведен на работу в Алма-Ату и назначен директором Института геологических наук и заместителем председателя Президума Казахского филиала Академии наук СССР (КазФАН СССР). А так как глава филиала И.Ф. Григорьев жил в Москве и не мог полноценно исполнять свои обязанности, на следующий год Сатпаев стал председателем КазФАН СССР.

В августе 1942 года немецкая армия захватила Никополь – основное месторождение марганца в Советском Союзе. В конце ноября того же года гитлеровцы перерезали железнодорожное сообщение к Чиатурскому месторождению марганца, второму по значимости после Никополя.

Это практически полностью остановило добычу марганца в СССР. Встал критический вопрос о поиске новых марганцевых месторождений. Каныш Сатпаев увидел марганцевые проявления в Джезды, что в Джезказганской области, еще в 1928 году. Вспомнив об этом, он организовал геологоразведочный отряд в целях изучения местности на наличие марганца. По его поручению предварительные расчеты были составлены в кратчайшие сроки и отправлены в Наркомат черной металлургии. Осенью 1942 года в Джезды прибыла комиссия, организованная по поручению наркома черной металлургии И.Ф. Тевосяна. К. Сатпаев по причине болезни не смог принять участие в работе комиссии. Изучив местность за несколько дней, комиссия пришла к выводу, что «марганец в Джезды имеется, но его запасы нужно доразведать, а заявленный запас основан на недостаточном материале».

Тем не менее, Сатпаев добился того, чтобы вопрос об открытии рудника подняли в ЦК КП (Б) Казахстана. Руководство республики признало правоту Каныша Сатпаева. Оно сообщило о своем решении ГКО (Государственный комитет обороны) СССР, который в свою очередь, учитывая огромный дефицит марганца в стране, поручил построить в Джезды рудник и начать выдавать руду Уральским заводом. Поручение было выполнено в течение сорока дней, и Джездинский марганец повезли на Урал. А к 1943 году рудник выдавал уже 70,9 процента марганцевых руд Советского Союза.

В 1942 году К. Сатпаеву присудили Сталинскую премию за монографию «Рудные месторождения Джезказганского района», обобщившего результаты исследований, полученные им за 15 лет изучения региона. Помимо этого, к тому моменту Канышем Сатпаевым было опубликовано более сорока научных трудов. По совокупности работ 17 августа 1942 года Высшая аттестационная комиссия присвоила геологу Канышу Сатпаеву степень доктора геолого-минералогических наук. «Историческая заслуга Каныша Имантаевича в том, что он не только открыл, разработал, поставил на промышленную добычу металлургию Казахстана – он ковал не только победу в Великой Отечественной войне, он ковал индустриальную мощь Казахстана, осваивая несметные богатства большого Джезказгана и всего центрального Казахстана» (Кул-Мухаммед Мухтар, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор).

Летом 1943 года Каныш Имантаевич был избран членом-корреспонтентом Академии Наук СССР и утвержден на должность Председателя Президиума КазФАН СССР.

В этом же году Президиум Верховного Совета КазССР присвоил Сатпаеву звание «Заслуженный деятель науки Казахской ССР».

В 1945 году, учитывая быстрые темпы развития Казахского филиала Академии наук СССР, его руководитель был награжден вторым орденом Ленина.

Для создания Академии наук КазССР Сатпаев начал подготовительные работы в 1944 году. В период с 1944 по 1946 годы было создано 11 новых научно-исследовательских институтов, разработан проект главного здания будущей Академии, автором которого был архитектор А.В. Щусев.

1 июня 1946 года в здании театра оперы и балета им. Абая состоялась официальная церемония открытия Академии наук КазССР.

А 3 июня 1946 года на первом общем собрании Академии, состоявшемся в зале заседания Президиума Верховного Совета КазССР, Каныш Сатпаев был избран ее академиком и президентом.

В этом же году К. Сатпаев был избран академиком Академии наук СССР и депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. В 1947 году он был избран членом Президиума Комитета по Ленинской и государственной премиям при Совете министров СССР и оставался им до конца жизни.

В 1944 году Каныш Имантаевич был избран членом ЦК КП(б) Казахстана, в 1950 году утвержден в ученом звании профессора по специальности «Геология» и избран депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва.

Беда нагрянула неожиданно. В1951 году ученые Х.Д. Джумалиев, Е. Исмаилов, писатель                                    М.О. Ауэзов и композитор А.К. Жубанов были обвинены в национолизме. С Каныша Сатпаева потребовали уволить этих людей. Сатпаев был лаконичен: «Вот мой ответ: я не дам согласия на такую безосновательную чистку ни в одном из вверенных мне научных учреждениий, во всяком случае, пока я руковожу ими». В результате он сам подвергся острой критике, и бюро ЦК КП Казахстана сняло его с поста президента и лишило членства в президиуме Академии наук Казахской ССР.

Но не все отвернулись от правдолюбца – президент Академии наук СССР А.Н. Несмеянов предложил ему занять пост председателя Уральского отделения. Однако Каныш Имантаевич отказался и предпочел остаться в Алма-Ате на должности директора института геологических наук. Еще в 1942 году в геологическом институте возникла идея о составлении металлогенических прогнозных карт полезных ископаемых Центрального Казахстана.

В первый год научных исследований группа ученых-геологов под руководством К. Сатпаева разрабатывает «комплексный метод формационного металлогенического анализа и прогноза месторождений», который в корне отличался от существующих прежде, но впоследствии стал основой для комплексных металлогенических исследований в СССР.

После смены руководства Компартии Казахстана в 1954 году Каныш Имантаевич вновь был назначен председателем Академии наук Казахской ССР, через два года избран членом ЦК КП Казахстана. Именем выдающегося деятеля Республики Казахстан названы минерал Сатпаевит, ледник Сатпаева на Северном склоне хребта Джунгарского Алатау, институт геологических наук Академии наук Казахстана, город в Карагандинской области, канал, Экибастузский инженерно-технический университет, Казахский национальный технический университет, научно-исследовательское судно, улицы в гг. Алматы, Астана, Атырау, Павлодар, Экибастуз, Кокшетау, Усть-Каменогорск. Памятники К.И. Сатпаеву установлены в гг. Атырау, Актау, Караганда, Павлодар, Экибастуз, Аксу, Алматы, Баянауыл, Жезказган, Степногорск.

В 2008 году в г. Томске (Россия) на аллее геологов установлен бюст К. Сатпаева, второй после его учителя М. Усова.

В Алматы в здании АО «Волногеология» установлен бюст К.И. Сатпаева. Такую память оставил после себя Каныш Имантаевич Сатпаев – первый горный инженер-геолог, первый директор института геологических наук, первый президент Академии наук Казахстана, государственный деятель Республики Казахстан, первооткрыватель Джезказганского, Карсакпайского рудных месторождений, человек, прославивший свою страну на весь мир.

В 1947 году К. Сатпаев в числе делегации побывал в Англии. Во время встречи известный политик Уинстом Черчиль, пристально смотря на Каныша Имантаевича, спросил: «Все ли казахи такие богатыри, как вы», на что Сатпаев ответил: «Что вы, господин Черчиль, я – самый маленький из них, мой народ выше меня».

Даже в этих словах кроется любовь к своему народу, к своей стране. «Если бы меня спросили, как вы понимаете слово «счастье», я бы ответил – жить и работать у себя на родине, на благо своего народа – вот это самое большое счастье» (Каныш Сатпаев).

«Я знаю Каныша с детства. Мы росли в Баянаульском районе в соседних аулах. Он очень любил музыку, народную поэзию, песни, танцы, народные казахские кюи. Если бы он не пошел в геологию, то стал был хорошим писателем. Он хорошо играл на домбре, гитаре, мандолине. Лихо оттанцовывал польку, танго, фокстрот, вальс, мазурку. Короче говоря, он был, если сказать по-казахски, «сегіз қырлы, бір сырлы», очень многогранным и всесторонне развитым человеком». (Алькей Маргулан, археолог, историк, доктор исторических наук, академик АНРК)

«Преодолевая все препятствия, в самых суровых условиях, даже в зимние стужи, несмотря на ограниченность финансов, он не переставал верить в перспективу, в то, что именно казахский народ сумеет освоить это месторождение – Джезказган». (Султанбек Кожахметов, доктор технических наук, академик АН РК).

 «Одна из особенностей Каныша – это его всестороняя развитость. Он свободно дискутировал и с физиком, и с историком, и с литератором на только понятных им языках». (Мухтар Ауэзов, писатель, академик АН РК).

«В Казахстане нет ни одного региона, ни одной отрасли производства, оставшихся без внимания Каныша Сатпаева, без его поддержки. Канеке сумел обратить внимание всего научного сообщества страны на Атырау и Мангыстау, на нефтяную и химическую промышленность». (Саламат Мукашев, первый секретарь Мангыстауского обкома партии)

«Каныш Имантаевич в 1949 году открыл филиал Академии наук КазССР в г. Гурьеве. Он был одним из известных геологов не только в нашей стране, его знали во всем мире. Его труды по Мангышлаку, а также ведение геологоразведочных работ в Западном Казахстане стали основой открытия месторождений нефти и газа в Узени и Жетыбае. С открытием Южно-Мангышлакского нефтегазоносного района с его крупнейшими месторождениями Узень и Жетыбай разведанные запасы нефти по промышленным категориям увеличились в 20 раз, а годовая добыча – в 14 раз». (Балтабек Куандыков, доктор геолого-минералогических наук, лауреат государственной премии им. Аль Фараби).

Открытие Южно-Мангышлакского нефтеносного района знаменует собой победу многонационального коллектива геологов, геофизиков, буровиков, организаторов и руководителей нефтегазовой отрасли, которые в труднейших природных и бытовых условиях сумели поставить нефтегазовые богатства этого края на благо человека.

Несомненно, в становлении нефтегазовой отрасли большую роль сыграли работы института геологических наук (ИГН), КАЗНИГРИ, КАХПТИ, КАЗИМСа под непосредственным руководством Академии наук Республики.

В формировании национальной геологиии и технической интеллигенции в нефтегазовой отрасли большое значение имело открытие в 1966 году нефтяного факультета при Казахском политехническом институте имени В.И. Ленина (сейчас КНТУ имени К.И. Сатпаева) и его филиалов в городах Гурьев (ныне АУНТ имени С.У. Утебаева) и Актау (Технический университет имени Ш. Есенова), а также Казахского государственного университета, выпускавшего в 1953-1963 гг. специалистов в области нефтяной геологии.

Из стен КазПТИ ежегодно выходили до 120 молодых инженеров по специальностям «Геология и разведка нефтяных меторождений», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Машины и оборудования нефтяных и газовых промыслов».

В подготовке инженерных кадров необходимо отметить большие заслуги профессоров П. Аврова, И. Шмайса, Г. Жолтаева, А. Аманкулова, Т. Серикова, Е. Бажанова, Н. Сейтова, К. Табылдиева, доцентов Н. Амировой, А.Г. Злизиной, Г. Нурсултанова и др. Подавляющее большинство инженерно-технических кадров являются выпускниками Казахского политехнического института, ныне КНТУ им. К.И. Сатпаева.

«Каныш Имантаевич занимался не только наукой и исследовательскими работами, но и созданием школы геологов, обучением и выпуском выдающихся геологов» (Серикбек Даукеев, экс-министр геологии РК, академик АН РК).

В становлении республиканских научных исследований по комплексному изучению недр Западного Казахстана большую роль сыграла выездная сессия Академии наук КазССР, проведенная в г. Гурьеве в 1949 году по инициативе Каныша Сатпаева. Тогда под его руководством с участием видных ученых и специалистов в области нефтяной геологии, разработки техники и технологии бурения были рассмотрены основные проблемы поисков и разведки, добычи и транспортировки углеводродов, нефтехимии и др. Были намечены основные пути дальнейшего развития нефте-газовой отрасли в Западном Казахстане.

«125-летие Каныша Сатпаева (12.04.1899 г.) совпало со 125-летием нефти Казахстана. 13 ноября 1899 года на местности Карашунгул (Атырауская область) из скважины №7 с глубины 40 метров забил фонтан нефти. И с этого года начинается нефтяная история Казахстана.

 За 125 лет нефтедобычи мы относительно хорошо изучили недры Прикаспийский впадины, но до глубины примерно 4-5 км. То есть «Эра легкой» нефти заканчивается, и добыча полезных ископаемых (углеводородов) становится более сложным и затратным процессом.

«Легкая» в смысле извлечения из недр нефть – это, например, эмбинские месторождения, которые находятся на глубине одной- двух тысяч метров или мангистауские: Каламкас, Каражанбас, Северное Бузачи – 500-700 метров залегания.

Прошло время, когда мы добывали нефть высокого качества с малых глубин. Теперь вся перспектива может быть связана только с большими глубинами.

Сегодня в Казахстане нефть добывается примерно на шести нефтегазоносных бассейнах, а всего их у нас 15. На остальных бассейнах геологоразведка еще не проводилась.

Мы об этом, кстати, сказали при встрече с Главой государства (20 октября 2023 года Президент Касым-Жомарт Токаев встретился с заслуженными деятелями геологической отрасли Казахстана). Поводом для этой встречи стало письмо ветеранов отрасли к Главе государства по результатам первого съезда геологов. Для нас самих стало большой неожиданностью, как быстро последовала реакция на наше обращение. Встреча, которая планировалась на 20 минут, заняла больше часа, нам удалось поднять практически все существующие на сегодняшний день проблемные вопросы и предложить идеи по совершенствованию управления геологической отраслью. Президент прямо высказывался о необходимости дальнейшего развития добычи в «старых» нефтеносных районах и освоения новых территорий. Вообще, Касым-Жомарт Кемелович очень внимательно и заинтересованно воспринял все, о чем мы говороили. Сам задавал много вопросов, было понятно, что он готовился к этой встрече.

В завершение пообещал детальное рассмотрение каждой из поднятных тем и принятие по ним соответствующих решений.

Была затронута еще одна немаловажная проблема. Мы хорошо знаем, что система управления геологической отраслью сильно хромает.

За прошедшее двадцатилетие она 13 раз перекидывалась из одного министерства в другое. В последний раз в течение одного года ее переподчинили трижды. В общении с Президентом я напомнил, что в своем послании два года назад он рекомендовал создать на базе разрозненных профильных организаций «Национальную геологическую службу».

Поручение это выполнено, но, на мой взгляд, совершенно формально, ведь фактически ничего не изменилось, кроме смены вывески – раньше был Республиканский центр геологической информации «Казгеоинформ», теперь АО «Национальная геологическая служба».

Первоначальная идея вовлечь в новое объединение геологоразведочную компанию «Казгеология», научные институты и другие организации и тем самым качественно изменить координацию и управление отраслью так и осталась нереализованной.

Я надеюсь, что данный вопрос найдет свое правильное решение в будущем» (Из интервью ассоциации «Petro Mining» Балтабека Куандыкова, доктора геолого-минералогических наук, государственного деятеля РК, президента Казахстанского общества нефтяников-геологов, лауреата государственой премии).

Вся трудовая деятельность К.И. Сатпаева связана с геологической наукой, с поисками и разработкой месторождений полезных ископаемых. Поэтому к 125-летию нефти Казахстана Каныш Сатпаев имеет непосредственное отношение. По его рекомендации было открыто множество месторождений нефти и газа, созданы научные геолого-исследовательские организации. Это – человек-легенда, геолог, прославивший нашу страну на весь мир.

Нефтяники-геологи все мероприятия, собрания ко Дню геолога, международные геологические конференции начинают с возложения цветов к памятнику К.И. Сатпаеву, это – дань уважения великому человеку.

Арыкбай ТЕКЕЕВ,
инженер-нефтяник-геолог

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button