Чтобы не допустить отравлений

otravlenie Новости

В Атырауской области за период с 2007 по 2021 годы было зарегистрировано 13 случаев массовых пищевых отравлений, в которых пострадали 938 человек. Эти данные были озвучены в ходе семинара, организованного для представителей общественного питания Атырау. Инициаторами и организаторами семинара выступили департамент санитарно-эпидемиологического контроля и союз предпринимателей и работодателей Атырауской области.

Главной темой обучающего мероприятия было недопущение пищевых отравлений и острых кишечных инфекций в весенне-летний сезон среди населения в объектах общественного питания Атырау.

Руководитель отдела гигиены питания департамента санитарно-­эпидемиологического контроля Атырауской области Асем Жубанова, озвучивая местным предпринимателям санитарные нормы по соблюдению профилактики массовых пищевых отравлений и инфекционных заболеваний среди населения, сообщила, что за текущий период в стране было зарегистрировано девять случаев заболевания, в которых пострадали 133 человека. – В основном очаги и объекты, в которых регистрируются случаи массовых пищевых отравлений, это производственные столовые, в них фиксируется до 32 процентов случаев отравлений, детские учреждения (ДОУ, общеобразовательные учреждения, оздоровительные учреждения) – 23 процента, кондитерские цеха –17 процентов, кафе, рестораны – 13 процентов, – озвучивает данные руководитель отдела департамента.

Что касается нашей области, то, по словам специалиста СЭС, за три года – с 2019 по 2021 – в Атырауской области произошло большое количество случаев массовых пищевых отравлений. И подобные факты чаще всего регистрируются в столовых организованных коллективов.

– Так, 8 февраля 2019 года в вахтовом поселке Тенгиз в столовой ТОО «Юлмар Сервис» было зарегистрировано массовое пищевое отравление, в котором пострадали 16 человек. Причиной отравления стал возбудитель бактериальной палочки сальмонеллеза. Такая же ситуация произошла в июне 2021 года. На объекте общественного питания среди работников вахтового поселка ТОО «BazisConstruction» после второго блюда «сосиска с рисом» пищевое отравление получили 23 человека. В декабре 2020 года был зафиксирован случай, в котором пострадали 47 человек от съеденных суш, изготовленных в ресторане «Три Самурая» Жылыойского района. В последнем случае, согласно санитарно-­эпидемиологическому заключению от 2014 года, вместимость ресторана «Три Самурая» была рассчитана на 250 человек, а по факту он превысил проектную мощность до 500 человек. Возбудителем инфекции стала та же «salmonella enteritidis».

Причинами отравления во всех случаях является несоблюдение режима дезинфекции и очистки, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов, несоблюдение работниками правил личной гигиены, технология приготовления, хранение продуктов и многое другое, – привела примеры спикер.

Все эти факты должны стать для предпринимателей, занимающихся общепитом, сигналом для соблюдения всех норм санитарно-гигиенических требований.

Проверкам быть

О мониторинге объектов общественного питания Атырауской области и о подписании меморандума о сотрудничестве между РГУ управления санитарно-эпидемиологического контроля и предпринимателями области рассказал заместитель руководителя СЭС Мурат Камзин.

В частности он пояснил, что согласно приказу министра здравоохранения РК от 2020 года, в котором прописан перечень объектов, подлежащих постоянному контролю, бизнес-предприятия, работающие вахтовым методом, а также крупные и средние объекты питания проверяются ежегодно, согласно графику.

– Постоянному контролю подлежат объекты питания: кафе, рестораны, столовые, которые имеют проектную мощность от 50 мест и более. Те, у кого менее 50 посадочных мест, проверке не подлежат, – информирует М. Камзин. Также он сообщил, что в ближайшие дни они составят график проверок и уведомят объекты о предстоящем мониторинге.

– После проверки, в случае обнаружения несоответствий, будет составляться протокол об административных правонарушениях по пункту 425 статьи 1 КОАП и выдаваться предписание для устранения выявленных недочетов. При повторной проверке, в случае невыполненного предписания, объект по решению суда будет закрываться или штрафоваться, – пояснил заместитель руководителя городского управления санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, выступающий проинформировал, что мораторий, объявленный на малый бизнес и микропредпринимательскую деятельность, заканчивается в 2023 году. По окончании действия моратория департамент санитарно-эпидемиологического контроля имеет право проводить внеплановые проверки.

– А пока без разрешения комитета малый бизнес проверяться не будет, – продолжает информировать спикер.

По этому поводу мы поинтересовались у представителя исполнительного ведомства, как же защитить права потребителя, если он зафиксирует факт недоброкачественной продукции.

– Житель может написать по данному факту официальную жалобу в наш департамент и зафиксировать некачественный продукт. На основании заявления департамент будет собирать материал и отправит в комитет, который в течение трех дней выдаст разрешение на внеплановую проверку данного бизнеса, –прокомментировал М. Камзин. Но при этом он уточнил, что комитет должен убедиться, что объект, на который поступила жалоба, может стать угрозой массовой гибели или причиной отравления населения.

 Вот интересно, а если пищевое отравление получит только один человек, то выходит, что наказания не последует? Да и при таком алгоритме сбора компрометирующего материала на малый бизнес пройдет немало времени, за который собранные факты могут устареть.

Также в ходе семинара собравшимся бизнесменам было предложено подписание меморандума о сотрудничестве между частными предпринимателями и департаментом СЭС. Данный документ гласит, что основным предметом данного соглашения является защита и права граждан.

Согласно меморандуму, стороны могут предоставлять друг другу консультации, возможность проводить лабораторные исследования пищевых продуктов на микробиологические и санитарно-гигиенические показатели безопасности, проводить семинары, бизнес-форумы по обмену опытом, а также медосмотр сотрудников общепита на бесплатной основе.

Прямая речь

Жанерке Тулеугалиева, специалист по санитарно-эпидемиологическому контролю ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.»:

– У нас крупный бизнес – питание организованного коллектива. В вахтовом городке мы кормим рабочих. Во-первых, на семинаре мы узнали, что будут изменения в СанПиНе. Например, в нормах температурного режима по хранению продуктов есть кое-какие отличия. Лично для меня это важно, потому что в мои прямые обязанности входит мониторинг всего процесса содержания столовой, начиная с входной двери до норм по производственному контролю хранения продуктов и технологичес­кого процесса приготовления пищи. Я провожу контроль по всем 16 пунктам СанПиНа.

Айжан, начинающая предпринимательница:

– Я пришла на семинар, потому что хочу открыть столовую. Узнала, что произойдут изменения в санитарных правилах и нормах общепита: температурный режим хранения готовой продукции, какая должна быть температура в холодильнике, горячего цеха и другое. Все это требует уточнения. Также узнала, что с 2023 года начнутся внеплановые проверки малого бизнеса. Меня, например, это немного тревожит. И поэтому, чтобы открыть свой бизнес, нужно обладать всей необходимой информацией.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна