Чтоб лифты работали исправно

chtob lifty rabotali ispravno Новости

О том, какие барьеры имеются при вхождении в рынок услуг по лифтовому хозяйству, домофонам и вывозу твердых бытовых отходов, обсудили на онлайн-заседании Совета по барьерам при департаменте Агентства РК по защите и развитию конкуренции по Атырауской области.

Тимур КАЗИЕВ

ДОЛОЙ ЛИЦЕНЗИИ!

Совет по барьерам был специально создан для определения и устранения барьеров при вхождении в тот или иной товарный рынок субъектов предпринимательской деятельности. На сегодня для развития предпринимательства Главой государства Касым-Жомартом Токаевым перед госорганами, в особенности перед Агентством РК по защите и развитию конкуренции, была поставлена задача максимально выявить имеющиеся барьеры, препятствующие развитию бизнеса.

– На сей раз участники заседания Совета по барьерам обсудят то, что мешает вхождению на рынок новых субъектов бизнеса для оказания услуг по лифтовому хозяйству, домофонам и вывозу твердых бытовых отходов. Это могут быть как административные барьеры, создаваемые госорганами, так и недоработанность нормативно-правовых актов. Мы попытаемся выяснить, что же мешает развиваться этим конкурентным рынкам, какие там существуют проблемы, – отметила заместитель руководителя областного департамента по защите и развитию конкуренци Асель Адиева, открывая это заседание.

При обсуждении вопросов вхождения в рынок лифтовых услуг выяснилось, что для того, чтобы оказывать эти виды услуг, государство убрало лицензирование данного вида предпринимательской деятельности.

«С какого периода и почему отменено лицензирование такой деятельности, ведь на сегодня все равно есть закон о разрешениях и уведомлениях?» — прозвучал вопрос от участника заседания Нургуль. Он был адресован директору ТОО «Атыраулифт» Жандосу Жакуалиеву, так как возглавляемая им компания дольше всех работает на рынке лифтовых услуг г. Атырау. А стало быть, ее руководство и специалисты, как никто другой, лучше знают местные особенности.

– Это вы, наверное, лучше бы спросили у руководства правительства. Как вы знаете, для облегчения занятия предпринимательством со многих видов деятельности лицензии были убраны, среди которых и оказание услуг по обслуживанию лифтов. Как вы заметили, при участии в тендерах по государственным закупкам требование о наличии лицензии уже не запрашивается, – отвечает Жакуалиев.

– Вы спросили: «Почему субъекты предпринимательства не проявляют особого интереса к сфере оказания лифтовых услуг?» Я бы с этим тезисом не согласился, наоборот, конкуренция имеется и становится даже жестче. Тот, кто хочет работать, тот и оказывает услуги на этом рынке, при этом никто наличие лицензии не запрашивает. Как все поняли далее со слов Жакуалиева, особых барьеров для работы на данном рынке нет.

И на этом рынке работает около 10 компаний по обслуживанию лифтов, но дольше всех работает ТОО «Атыраулифт», более 20 лет, с момента активной застройки в городе высотных зданий. Правда, при этом в ходе дискуссии стало ясно, в этот рынок пришли компании, качество обслуживания которых оставляет желать лучшего. Хотя по логике вещей, при работе с подъемными устройствами требования должны быть ужесточены. Лицензии отменены, и застройщики вправе выбирать любую компанию, которая привезет и установит им лифты в новостройках.

Ранее лицензировалась даже закупка лифтов, так как это опасное устройство. Тут нужен особый глаз и рука профессионала,чтобы выбрать подходящее и качественное устройство, но на сегодня это требование тоже убрали, отчего страдает качество устанавливаемых лифтов и заодно их монтаж. Член Совета по барьерам Тамара Рошка задала вопрос относительно установки и монтажа лифтов в новых многоэтажках мкр. Нурсая: «Кто делает монтаж и обслуживание лифтов? Какова эта процедура? Как это делает конкретный застройщик? Он проводит тендер на закуп лифтов или сам выбирает с заводом-изготовителем, а потом договоривается о монтаже, к примеру, с вами?».

Жандос Жакуалиев пояснил, что в настоящее время застройщик сам идет на завод и закупает там лифты. – Ни с кем застройщик заранее не договоривается, он на свое усмотрение закупает лифты. Хотя раньше было так, чтобы лифты предоставляла именно лицензированная компания, которая могла бы гарантировать, что данный лифт потом будет работать нормально. А сейчас застройщики сами выходят на завод, завод без проблем продает, ну, в основном это в Китае. Застройщики даже при монтаже не требуют, чтобы специалист, который устанавливает лифты, имел бы хоть какую-нибудь практику или опыт работы по монтажу. Увы, такое требование сейчас отсутствует, – ответил Жакуалиев. А еще он сказал, что три года назад Президент страны поручил, чтобы лифтовое обрудование в жилых домах устанавливалось по мере возможности с казахстанским содержанием.

Оказывается, в Казахстане на двух-трех предприятиях наладили выпуск лифтов, однако застройщики на это не особо обращают внимание, все также выходя на заводы Китая, Турции, России, поддерживая таким оборазом зарубежного производителя. При этом качество лифтов остается на втором плане, в приоритете прежде всего цена, то есть дешевле привезти и как можно дешевле установить. А будет ли лифт дальше работать, так это мало кого волнует.

О БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ И ПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Заместитель руководителя областного департамента по защите и развитию конкуренции Асель Адиева отметила, что в гражданском законодательстве прописано об установке лифтов, которая поручается предпринимательским структурам, работающим только в формате АО или ТОО, за исключением ИП. При этом установка лифтов должна соответствовать национальным стандартам качества.

– Этот вопрос обсуждался нами. И мы, как госорган, в январе текущего года дали предложение об ужесточении административной ответственности юридических лиц, занимающихся установкой лифтов, если они нарушают требования национальных стандартов об установке лифтов. Это касается и монтажа лифтов, и оказания технических услуг лифтов, эскалаторов, траволаторов, — отметила Адиева.

Правда, ответа от вышестоящих органов о том, как будут привлекаться к ответственности нарушители требований нацстандартов по монтажу и эксплуатации лифтов, пока не получено. С недавних пор ежегодное техническое освидетельствование и осмотр лифтов в жилых домах осуществляет городская жилищная инспекция, как государственный орган. Прежде этим занимался отдел промышленной безопасности при областном ДЧС.

Представитель городской жилищной инспекции Жасулан Мукашев разъяснил, что инспекторы принимают непосредственное участие только при испытании лифтов с применением грузов и дальнейшем техосвидетельствовании, согласно установленным правилам, когда они сдаются в эксплуатацию, особенно при приемке новых лифтов. То есть, проверяются технические паспорта лифтов, осматриваются состояние лифтовых шахт и их электрооборудования, надежность функционирования лифтов. Затем на основании этого даются незначительные замечания. По его мнению, лифты в жилых домах частенько ломаются из-за небрежного и халатного отношения, неправильной эксплуатации их самими жильцами. Зачастую это перегруз, перевозка габаритных грузов на пассажирских лифтах. Особенно такое положение дел имело место быть в мкр. Алмагуль, где установленные в 2007-2008 годах лифты вышли из строя. Ж. Мукашев сообщил, что на сегодня в г. Атырау эксплуатируется 448 лифтов в жилых и административных зданиях.

– Так, лифты в жилых домах считаются общедомовой собственностью жителей и должны обслуживаться по договору со специализированной организацией, это может быть и компания «Атыраулифт», и «Каспийлифт», и любая другая организация. Если лифты в ряде домов не функционируют, то иногда по причине несвоевременной оплаты за эти услуги. Из-за технических поломок в жилых домах г. Атырау не работает 42 лифта, по 14 из них подготовлено ПСД и планируется отремонтировать их за счет возвратных средств по программе термомодернизации по соглашению с жильцами домов. Кроме того, до сегодняшнего дня был проведен капремонт 33 лифтов в 15 жилых домах, — проинформировал Ж. Мукашев.

Президент общественного объединения «Защита прав потребителей и развития конкуренции» Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА сказала о том, что на территории стран Таможенного союза действует технический регламент №011/2011 «Безопасность лифтов», регулирующий требования безопасности, и выполнение его возлагается на департамент Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан. «Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам, устройствам, безопасности лифтов с целью защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей и пользователей относительно их назначения и безопасности».

Раз есть серьезный документ, действие которого вступило в силу с 15 февраля 2013 года и с изменениями от 19 декабря 2019 года, распространяясь на территории 5 государств-членов Таможенного союза», то, я думаю, этот документ надо проговорить или проработать с руководством областного департамента технического регулирования и метрологии», — отметила Б. Досмухамбетова.

Участники обсуждения и члены Совета по барьерам положительно восприняли данную информацию, подчеркнув, что наличие этого документа дает возможность регулирования и контроля вопросов безопасной эксплуатации лифтов со стороны государства, ограждая от обмана потребителей при приобретении некачественной лифтовой продукции, неудовлетворительного монтажа и т.д. Это дало бы возможность контролировать вопросы установки лифтов в новостройках и лишало бы недобросовестных поставщиков лифтов и аналогично сервисные организации оказывать услуги.

О КАДРАХ И ЦИФРОВИЗАЦИИ

Следующая проблема, высвеченная на заседании Совета по барьерам — это нехватка дипломированных специалистов, имеющих соответствующие сертификаты по обслуживанию лифтов. Значит, актуальным, как и в других отраслях экономики, остается вопрос с подготовкой кадров в регионе. А его необходимо решать совместно с акиматом области и управлением по координации занятости населения. Завязался диалог.

– Насколько я знаю, обучением профессии лифтера в Казахстане не занимаются, точнее, нет учебного заведения, которое обучает по нашей специальности, — сказал директор ТОО «Атыраулифт» Ж. Жакуалиев.

– А какие дипломы предоставляют тогда при получении лицензии, когда предоставляют список специалистов? — прозвучал вопрос от члена Совета Тамары Рошки.

– В основном для разрешения предоставляют диплом электромеханика, – прозвучал ответ.

Подытоживая этот блок вопросов, участники онлайн-заседания пришли к единому мнению, что в сфере обслуживания лифтового хозяйства нужно усилить контроль за деятельностью компании по поставке, монтажу и эксплуатации лифтов, при этом не ущемляя границы и возможности предпринимателей по оказанию услуг потребителям. То есть, дать потребителям возможность самим выбирать, к кому они могут обратиться за сервисным обслуживанием лифтов. Однако при сложившемся положении дел на этот рынок приходят компании, которые не утруждают себя вопросами качества поставляемого товара и дальнейшей его эксплуатации.

Повторимся, лифты представляют собой опасные устройства, и поверхностное отношение к вопросам качества их закупа, монтажа и эксплуатации априори должно быть исключено. По словам директора ТОО «Атыраулифт», в настоящее время на рынке лифтовых услуг можно работать без особых затруднений. И давно настало самое время уделить пристальное внимание именно вопросам повышения качества сервисного обслуживания и безопасной эксплуатации лифтов. На вопрос Б. Досмухамбетовой о возможности внедрения цифровых технологий и централизованной диспетчеризации лифтов Ж. Жакуалиев сообщил, что, например, в столице компания «Астаналифт» провела подобную диспетчеризацию с помощью интернета. В лифты подведено видеонаблюдение и интернет. И с их помощью отслеживается работа каждого лифта. Однако это весьма дорогое удовольствие.

Закуп устройств больно бьет по карману местных сервисных компаний. Обслуживание местных лифтов проводится прежним дедовским способом, методом плановых посещений. Средний срок службы лифта при правильной эксплуатации составляет 25 лет. В нашем следующем материале мы расскажем о том, в каком положении находится рынок оказания домофонных услуг и вывоза твердых бытовых отходов, поэтому мы решили разделить эту тематику на подтемы, не загружая читателей излишней информацией.

Экстренные номера: Едигый контакт-центр – 109; ЧС – 112.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна