ЯЗЫКОМ ОРНАМЕНТОВ О ДРЕВНОСТИ

Языком орнаментов о древности Культура

В канун Наурыз мейрамы в областном творческом центре «Ак Желкен» состоялась выставка первого передвижного арт-проекта в Казахстане «Art Sapar» — «Тайны казахского ою».

По словам организатора проекта молодой художницы Анар Аубакир, «Art Sapar» — это научно-практическая некоммерческая организация по изучению и созданию художественных произведений в контексте традиционной культуры. В проекте приняли участие 13 художников-выпускников Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Ими были представлены более ста произведений живописи, скульптуры, графики. Их путь стартовал из города Павлодара, затем курс был направлен в города Семей и Актобе. И вот теперь они в Атырау.
Как известно, орнаменты — один из видов древнего народного искусства, сюжетное содержание и название которых менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. Как отметила Анар, если говорить о языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. До сих пор с научной точки зрения не нашли объяснения магическим символам и смысловым значениям многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утратив свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения, в то время как в них заложен глубокий смысл. Основным элементом, первоосновой всех орнаментов считается ою — «рог» (мүйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в создании алаша — паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, в том числе лоскутного, плавки, резьбы, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. «Мүйiз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «қошқармүйiз» — бараньи рога, «арқармүйiз» — рога архара, «бүгумүйiз» — рога оленя и так далее. А еще орнаменты обозначают отдельные части тела животных, птиц — «төртқұлақ» — крестовина, түйетабан — верблюжья ступня, «қосалқа» — двойное ожерелье, «құсқанаты» — птичьи крылья и так далее. Сегодня создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая особое внимание на их художественное решение, все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называемые «шаршыою» — орнамент-квадрат, «араласернек» — смешанный узор. Причем, для орнамента также важно соблюдение законов симметрии. По словам молодой художницы, она привела для примера только часть из них.
— Чтобы создать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков — красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные, — говорит она.
По ее словам, эти цвета имеют только им одним присущую символику. Например, синий — цвет неба, белый — символ истины, желтый — цвет мудрости, нравственности, печали, зеленый — молодости и весны. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы — изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков, птица была символом неба, рыба — воды, дерево — земли.
— В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы. На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений, — рассказывает Анар. — Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое, к сожалению, сегодня подзабыто. Я считаю, что оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства, как прикладного, изобразительного и архитектуры.

Динара КАНБЕТОВА,
фото Самата КАЙРЖАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна