В двух струнах – душа народа
Год назад впервые в Казахстане официально отметили Национальный день домбры, учрежденный Первым Президентом Республики Нурсултаном Назарбаевым в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Теперь День домбры в нашей стране будут праздновать ежегодно в первое воскресенье июля.
Домбра – это душа казаха. Целые музыкальные полотна – кюи, песни, айтыс, терме, шыр-жырау – исполняются на небольшом музыкальном инструменте с двумя струнами. Домбровая музыка – нежная, сильная, пронзительно грустная, напористая. Она выражает душевное состояние – радость, тоску и даже исторические события. Домбра – это не просто музыкальный инструмент. И фраза народного поэта Кадыра Мырза Али «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» («Настоящий казах – это не сам казах, а его домбра»), уже ставшая легендарной, наглядно демонстрирует мощь этого музыкального инструмента.
Музыка, спасающая жизни
Домбра как национальный музыкальный инструмент появилась четыре тысячи лет назад. В народе живут целые легенды о волшебных струнах этого удивительного инструмента. Вот одна из них.
Джучи хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотясь в кыпчакских степях, Джучи хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнес ни слова. Он просто сыграл свой кюй «Ақсақ құлан». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Жезказганской области, а наиболее часто исполняемый кюй «Ақсақ-құлан» («Хромой кулан») – одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
Вне границ и времени
Домбровая школа в Казахстане – самая распространенная, наибольшее применение этот музыкальный инструмент нашел именно в Атырауской области, на родине великих Курмангазы Сагырбаева и Дины Нурпеисовой, которые оставили нам в наследство свои бесценные произведения. Классы домбры имеются во всех музыкальных школах и их филиалах. И, конечно же, в нашей области живут талантливые люди, которые смогли поставить домбровое исполнение на самом высоком уровне. Среди них – победитель республиканского проекта «Мен қазақпын» Жанибек Жамиев. 26-летний атырауский музыкант, преподаватель Академии народной музыки имени Д. Нурпеисовой продемонстрировал превосходную игру на инструменте. В свое время Жанибек завоевал главный приз республиканского конкурса «Алтын домбра», посвященного творчеству Азидоллы Ескалиева, получил Гран-при и первые места на четырех республиканских конкурсах, а также первое место на международном конкурсе «Шабыт».
– Домбра для меня больше, чем просто музыкальный инструмент, – говорит Жанибек Жамиев. – Играя на ней, я отдыхаю, думаю, собираюсь с мыслями, строю планы. Я очень люблю что-либо планировать под тихую музыку домбры. Верю в ее целебное свойство, так как после игры на ней мои силы восстанавливаются. В нашем селе Сагиз на домбре играют почти в каждой семье. У меня никогда не было мысли оставить инструмент, заняться чем-то другим. Музыка бессмертна, она не имеет границ и времени.
Хороший уровень игры на домбре показал совсем еще юный Султан Сайын из Малой академии искусств имени Д. Нурпеисовой, занявший первое место на республиканском конкурсе «Жас музыкант».
– Играть на домбре мне посоветовали мои родители. Оказалось, это совсем не сложно, – рассказывает Султан Сайын. – Считаю, что это очень оригинальный музыкальный инструмент. Его можно взять в дорогу, можно играть соло или в составе других инструментов. Можно речитативом читать стихи. Я еще не решил, кем стану в будущем. Но играть на домбре буду всегда, – говорит Султан.
Как выстругать домбру
Мастер-класс по изготовлению домбры для студентов технологического отделения Атырауского гуманитарного колледжа имени К. Дутбаевой провел в областном историко-краеведческом музее прикладник-ремесленник Нурлыбек Бисенбаев.
Изготовить домбру может далеко не каждый. Здесь мало иметь просто желание или сноровку. Необходимы теоретические знания, умение владеть инструментом, музыкальное образование. Иначе, как определить правильное звучание мелодий? Также необходимы терпение, неспешность и, конечно же, творческая душа. Как говорят мастера, каждую домбру надо делать так, как будто в последний раз, отдавая ей все сердце. Подряд делать инструменты не получится. После завершения одной работы надо отдохнуть, чтобы накопилась хорошая энергия, некая добрая сила.
Молодежь мало увлекается изготовлением домбры. В сельской местности практически не найдешь прикладников. Нурлыбека изготавливать домбру увлек отец, известный в широких кругах жырши-термеши Турлан Бисенбаев, которого многие так и называют – Турлан-жырау. Он является признанным мастером по изготовлению домбры и передал свой опыт сыну.
В селе Береке Махамбетского района, где родился и вырос 35-летний Нурлыбек Бисенбаев, педагог и музыкант по образованию открыл собственную мастерскую и теперь с удовольствием делится своими знаниями и практикой с каждым, кому интересна народная культура. Он – лауреат трех областных конкурсов мастеров прикладного жанра.
К прикладному искусству молодого человека тянуло давно – любит стругать из березы, бука и ясеня корпус домбры, подпиливать и вытачивать каждую деталь. Вместе с отцом они раньше варили клей из шкур домашних животных, сейчас его заменяет обычный столярный. Научился даже мастерить современную домбру, когда инструмент можно разобрать на части и уместить в обычный рюкзак, а потом вновь собрать. Каждый инструмент он внимательно проверяет, настраивает звучание и, только убедившись, что все сделано как надо, может смело завершить работу.
Марина КУАНЫШЕВА