УРОКИ ОТ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА
В Астане завершила свою работу международная научно-практическая конференция, посвященная 20-летию Независимости Казахстана и 145-летию лидера движения «Алаш» Алихана Букейханова. Конференция на тему «Мечта Алаша и Независимый Казахстан» была организована радио «Азаттык», народно-демократической партией «Нур Отан» и Евразийским национальным университетом имени Льва Гумилева. В мероприятии приняли участие отечественные и зарубежные эксперты, изучающие историю Казахстана, в частности, историю национально-освободительного движения «Алаш». Среди них — сотрудник радио «Азаттык» Султан-Хан Аккулы, японский ученый из университета Хоккайдо Томихико Уяма, Марта Бриль Олкотт от Фонда Карнеги из США, ученый-историк Дина Аманжолова из России. В рамках конференции было презентовано полное собрание сочинений Алихана Букейханова, составителем которого явился Султан-Хан Аккулы, также был поднят вопрос о возведении памятника Алихану Букейханову. Почетными гостями форума стали потомки деятелей движения «Алаш» Сырым и Нурым Букейхановы, Кырым Алтынбеков, Кайырбек Кеменгер, Жамбыл Камелов, Маяш Кульжабаева.
Мы предлагаем вниманию читателей материал, любезно предоставленный нашей газете участницей конференции, историком-исследователем из Москвы Диной Аманжоловой.
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН, доктор исторических наук, профессор Дина Аманжолова — автор многочисленных научных трудов (более 200), посвященных изучению истории Казахстана и национально-освободительного движения «Алаш», жизнедеятельности Алихана Букейханова. Ее перу принадлежат, в частности, такие научные работы, как «Некоторые вопросы изучения истории Алаш Орды» (1991 год), «Из истории Алаш и Алаш Орды» (1991 год), «Из истории борьбы за власть в Казахстане в 1917 году» (1991 год), «Партия Алаш и большевики. Из истории взаимоотношений», — 1917-1920 годы (1991 год), «Движение Алаш в 1917 году» (1992 год) и многие другие.
Дина Ахметжановна была предана выбранной теме на протяжении всех последних 20 лет. В 2010 году вышел труд «Служение идее и борьба амбиций: казахская элита в условиях советской модернизации», в 2011 году — «К вопросу о становлении политической элиты советского Казахстана».
— Хорошо известно, что культура — это все, что создано человеком, и он сам. В этом смысле обществу на каждом этапе своей истории критически важно точно знать, правильно понимать и учитывать уроки значимых деяний и их творцов. Более того, новая историческая культура, которая формируется ныне и заслуживает отдельного серьезного обсуждения, требует от каждого профессионального историка и в целом экспертного сообщества высочайшей научной и гражданской культуры.
Уроки от Алихана Букейханова многомерны, а их уникальный по богатству идей и опыта социальный и нравственный капитал далеко не исчерпан. И ответственность за это несет само общество. Именно наша культура во всем многообразии ее массовых, коллективных и индивидуальных проявлений — основной источник как силы, так и слабости нации.
Фундаментальное значение для качества личности вообще, в том числе, для имеющей общественный авторитет и обремененной властью, имеют заложенные в семье нравственные ценности, отношение к Труду и Знанию, представления о должном и праведном, о совести, чести и достоинстве, о служении людям или своему Эго.
Именно семья является основным носителем культурных примеров, транслируемых из поколения в поколение. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения, формирует комплекс мировоззренческих ориентиров, определяющих чувство причастности к тем национальным, социальным и политическим сообществам, членом которых он является. От родителей и других родственников ребенок узнает об элементарных гражданских обязанностях, о необходимости их выполнения, усваивает определенный стиль обсуждения политических проблем, отношение к государству, его символам. Таким образом, семьей обеспечивается не только социокультурная, но и первичная политико-правовая социализация личности.
В этом плане стоит говорить об уроках от семьи Алихана Букейханова. Мы знаем, что уже с начала XIX века род Букейхана приобрел большое влияние и власть, хотя в его детстве они имели, прежде всего, моральное значение. Но это совсем не означало, что мальчик рос в тепличных условиях, барском отрыве от реальности и в пренебрежении к занимавшим более низкое положение в обществе. Родители и старшие в то же время хорошо осознавали, что инертная и замкнутая традиционная культурная среда не может обеспечить детям перспективу в быстро меняющемся социальном окружении. Именно родительская любовь, ответственность и забота способствовали развитию природных задатков, складыванию фундамента его личности (он обеспечил ее устойчивость) и стержня, давшего несгибаемую нравственную силу.
Трепетная любовь к родной истории, культуре и образу жизни, пытливый и критический ум, всеохватывающая любознательность и постоянная жажда новых знаний, скромность и трудолюбие, непримиримость к социальной несправедливости, глубочайшее, в высшей степени сердечное переживание непрерывных тягот народной жизни — все это властвовало в культурном архетипе Алихана благодаря семье. Один из принципиальных уроков его биографии — нужно пожизненно учиться и трудиться (сейчас в информационном обществе это архиважно!), не считая унизительным любой труд, если он на благо людей.
Не случайно уже в ученические годы он ни в чем не подвел свою семью и показывал блестящие результаты как студент Омского технического училища, Санкт-Петербургского лесного института. Так, сведения об учебе «сына султана Каркаралинского уезда Токраунской волости» в Каркаралинской киргизской (казахской) мужской школе с 16 сентября 1879-го по 16 июня 1886 года показательны: русский язык — 5, арифметика — 5, геометрия — 5, черчение — 5, история — 4, география — 5, естествоиспытание — 5, физика — 5, поведение — 5. Кроме того, «во время пребывания в киргизской школе он, Нурмухамедов, с успехом обучался сапожному мастерству и может заниматься этим ремеслом самостоятельно…». В Омске он также обучался не только академическим наукам, но и ручному ремеслу. Кстати, это и урок для нашей системы образования, почти напрочь выбросившей формирование ценностей Труда и Знания из своих стен.
Этнокультурное пространство имело, пожалуй, не менее серьезное значение. Наряду с семьей само социальное окружение создавало цементирующие культурные основы. Это не только этика межпоколенческих и гендерных отношений, бесконечная благодарность своему народу за его великое терпение, труд, за его умение ценить и рационально использовать данные свыше природные обстоятельства, талант сотрудничать с представителями других культур, оптимизм и юмор, яркий, меткий и сочный язык. Это и глубокое сострадание бедности, и ненависть к порокам, и острое желание помочь казахам избавиться от невежества, болезней, от разъедающих единство и дух народа межгрупповых (клановых, родовых и пр.) склок, явственно оформившиеся в студенческие годы. Родная степь окрыляла и согревала душу, оберегала и укрывала в тяжкие дни. Еще один урок — надо жить одной жизнью с народом и родиной, уметь ценить и беречь лучшее в национальной культуре, решительно борясь с ее деструктивными чертами.
Колоссальную роль сыграла общая культурная ситуация в стране. Именно молодые годы Алихана, жаждущего сделать все возможное для самореализации во благо народа, пришлись на самые замечательные трансформации. Ему повезло яркие для каждого студенческие времена провести в условиях бурных общественных дискуссий, укрепления рыночной экономики, технических изобретений, становления земства и высоких качеств российской интеллигенции, уникальных открытий великих ученых, преподававших в университетах страны и создавших атмосферу уважения общества и власти к науке. Студенты-лидеры той поры считали неприличным не быть в курсе научных новаций, не интересоваться политикой, не участвовать в общественной деятельности (подготовка и обсуждение рефератов, демонстрации, сбор подписей и пожертвований, журналистика и пр.).
Великолепное знание русского языка, публицистики и литературы, в т.ч. западной, общий культурный подъем в стране сформировали глубокое уважение к русской культуре и стремление использовать ее достижения для прогресса казахов. Букейханов никогда не был ксенофобом (в т.ч. в личной жизни) и четко разводил политику власти во всех ее неприглядных проявлениях и сам народ.
Примеров тому масса: восхищение декабристами и другими борцами за свободу и демократию в России, законодательные и социальные инициативы (особенно знаменитая Каркаралинская петиция 1905 года, законопроекты и запросы по вопросам избирательных прав, образования и земельной политики, призыва т.н. инородцев в армию), самая черновая и бескорыстная работа с тыловиками в 1916-1917 гг., призыв к миру между казахами и русскими в 1917 году, бережное отношение к молодежи, поддержка ее стремления к науке и знанию.
Итак, еще один урок: любая форма ксенофобии и национализма, а они присутствуют, увы, не только среди малограмотных людей, но и в интеллектуальной, творческой среде, наносит тяжкий вред, прежде всего, собственному народу. Миролюбие — одна из фундаментальных черт казахской культуры.
— Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли ее, — учил Абай Кунанбаев. Власть никогда не была самоцелью для Букейханова, а ступени власти покорялись Букейхановым как бы попутно, но полностью использовались как возможность и средство реализации стратегического замысла. Часто он предпочитал оставаться в тени, владея при этом ситуацией и давая шанс реализоваться и обнаружить свою суть каждому.
Личностный фактор во власти всегда огромен. Критически важными для культуры власти являются такие качества Букейханова, как политический реализм и прагматика, умение в нужное время принять нужное решение (выход из партии кадетов, казалось бы, на взлете — после избрания в ее ЦК) и бескорыстие, четкое видение и решение тактических задач с неизменным ориентиром на стратегический замысел, гибкость, выдержка и готовность пожертвовать личными интересами, непререкаемый моральный авторитет на всю оставшуюся жизнь благодаря верности юношеским понятиям о чести и долге, совести и патриотизме.
Горечь унизительного положения с 1920-х годов не сделала его злым, не погрузила в апатию, безделье, не лишила интереса к знанию и желания приносить пользу народу. Более того, наверняка он хорошо понимал, что создание КАССР — это великий итог великого труда — его и соратников, несмотря на все советские вывески и тяжелые проблемы.
Я не знаю примеров из биографии Букейханова, когда он интриговал против политических соперников, завидовал или мстил, использовал демагогию для прикрытия неких частных интересов, искажал или подтасовывал факты, за чужой счет набивал карман себе и родным, пристраивал их на теплые места. Пожалуй, наоборот — брал на себя и возлагал на единомышленников наибольшую ответственность.
Аристократ по рождению, он стал аристократом духа. Для противников и врагов самую страшную опасность представляла именно его культура, в т.ч. колоссальный политический опыт, блестящая эрудиция и проницательность, а главное — самодостаточность, цельность натуры и то нравственное величие, вершин которого они достичь, а часто и постичь не могли.
С.Садвокасов в 1921-м году разделял политэлиту КАССР на «кавалеристов» и «ломовых работников». Если использовать эту классификацию, то Букейханов вполне сознательно всю свою жизнь оставался во 2-й когорте, безусловно, зная себе истинную, высочайшей пробы цену. Вряд ли он смог бы, как некоторые наркомы в Оренбурге, требовать подводу, чтобы явиться на заседание через дорогу. Современные «кавалеристы» не помнят о нашем герое и добиваются спецтранспорта и охраны практически с тем же рвением. Циничные дельцы во власти активно используют административный и политический ресурс в интересах личного и семейного бизнеса, а «ломовые работники», коих, увы, и сегодня немного, исполняют, как всегда, неброскую, многотрудную, благородную и часто неблагодарную миссию служения Народу и Отечеству. Впрочем, вспомним еще одну мудрость великого Абая: «Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества».
Дина АМАНЖОЛОВА,
почетный работник
высшего профессионального
образования
Российской Федерации,
член-корреспондент РАЕН, доктор исторических наук, профессор, г.Москва