КультураНовости

«Заряжай фильму!»

У нас вчера отключили свет. Как назло, мобильники тоже сели, а это значит, развлечений – никаких. Электроэнергии не было где-то с час, т.е. совсем не долго сидели впотьмах. Но за это время мы смогли нашим малышам устроить театр теней при свечах. Сколько было радости и эмоций! Больше, чем от «Смешариков», к примеру, или компьютерных игр.

И мне вспомнилось, как в детстве родители по выходным устраивали нам «домашний кинотеатр». Мама прикрепляла на стену белую простынь, мы занавешивали окна и, прямо как герой Миронова в «Человек с бульвара Капуцинов», папа командовал: «Заряжай фильму!».

В Гурьеве в восьмидесятых, во времена моей юности, детское кино крутили лишь по воскресеньям в кинотеатрах (часто – «Меня зовут Кожа», «Ер тостик», «Бойся, враг, девятого сына!», «Там, на неведомых дорожках»), а по Центральному телевидению передач для детей было не так много: «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «АБВГДейка», «В гостях у сказки», «Ералаш» и др. Поэтому диафильмы, которые показывали дома мама с папой, были самые желанные. А если в придачу к ним было еще и музыкальное сопровождение, играла пластинка с той же сказкой, то мы с сестрой ликовали!

Диафильмы сближали

Наверное, как и у всех советских детей, у нас дома имелся диапроектор, или фильмоскоп – вид проекционного аппарата для просмотра диапозитивов, диафильмов и других носителей на прозрачной основе. Сначала нам «кино» крутили по очереди родители, а когда я подросла и научилась читать, сама устраивала киносеансы на радость сестре и подружкам. К нескольким диафильмам имелись одноименные пластинки, тогда и читать не надо было, лишь крутить пленку. Главное – затемнить комнату получше и резкость у фильмоскопа настроить.

Мы радовались тому, что родители шли на свои вечера – смотры коллективов художественной самодеятельности, тогда это было в Гурьеве модно, в каждом клубе устраивались такие концерты. Так вот, мама с папой – на вечер, а мы – бегом доставать проектор и крутить диафильмы. В итоге за свое детство я вызубрила «Горшочек каши» братьев Гримм, андерсеновского «Гадкого утенка» и др. Имелся у нас еще диафильм о невероятном роботе, который прислуживал в одном доме и пытался заснуть. Между прочим, не могу найти автора этой сказки по сей день, очень хочется прочесть об этом роботе уже своим детям.

Иногда мы дурачились и включали под тот же «Горшочек каши» последнюю пластинку Валерия Леонтьева или какой-нибудь джаз. Очень даже было неплохо.

«Мы жили в частном секторе. На нашей улице находился домик учительницы, – рассказывает горожанин Владимир. – Часто по вечерам она звала ребятню в свой двор. Все усаживались поудобнее, и учительница крутила нам на проекторе разные мультики. Врезался в память «Маленький мук» и просто веселье от общего просмотра».

В Гурьеве диафильмы продавались, к примеру, в «Детском мире», а пластинки – в музыкальных киосках/отделах, в т.ч. в «Шалкыме». Родственники привозили диафильмы и из других городов.

Смени пластинку! Протри иголку!

В семье атыраучанки Эллы Михайловой диафильмы появились в 1960-х. «Приобрели фильмоскоп, когда родился второй ребенок. Мы покупали много пленок, в таких круглых баклажечках с закрытой крышкой. Бывало, придешь после работы, а дети крутят диафильмы, которых была целая коробка. Дешевые, доступные диафильмы покупали в магазине «Культтовары», что функционировал в районе горпарка, он находился напротив магазина тканей «Радуга». Ой, какой там был выбор пластинок, диафильмов, наверное, весь город туда приходил выбирать фильмы! А первый проигрыватель купили в середине шестидесятых, назывался он «Днепр», пятилетний сын всегда включал «Пусть всегда будет солнце!», – говорит читательница.

Кто не помнит, как протирали иголочку от проигрывателя спиртом, тот точно не из поколения 1960-80-х. Как же мы нервничали, когда пластинка заедала, заикалась, никак не могла перейти на следующую песню! Это говорило о том, что запылились пластинки вместе с проигрывателем. Иногда приходилось и мастера вызывать – таких важных мужчин с чемоданчиком специфических отверток. В моих глазах они выглядели волшебниками, потому что почти всегда чинили поломанную технику. Но если был тяжелый случай, приходилось везти граммофон в Дом быта.

Жительница нашего города Сауле все детство провела в районе, слушая на проигрывателе «Золушку», «Тигренок, который говорит «Р-рр!», сказки Корнея Чуковского и даже песни Высоцкого. «У нас в Индере работал музыкальный магазин, который обеспечивался из Москвы, там было всё свежее и современное», – вспоминает Сауле.

«Рембо» по «видику»

Поколение гурьевчан конца 80-х начала 90-х выросло на магнитофонах и плейерах. У нас тоже однажды в семье появился аудиоплейер, кто-то подарил родителям. Внутри была кассета – с одной стороны «Модерн Токинг» («Modern Talking»), с другой – Си Си Кетч (C. C. Catch). Эстрада заморская пришлась мне по душе и, видимо, слушала так часто, что скоро кассета стала «зажевываться».

Чуть позже появились видеоплейеры, и на «Рахате» стали популярными отделы с видеокассетами, а место книг в домашних библиотеках начали постепенно занимать «видики».

Помню, в клубе на Первом участке устраивали видеосеансы. В актовом зале – стульев двадцать, в начале зала – небольшой телевизор с плейером. Текст фильма, конечно, зарубежного, контрабандного, очень монотонно переводит за кадром гнусавый парень, но это никого не бесит и не останавливает в просмотре видео. Мы ходили на «Рембо», на «Терминатора». Видеоплейеры появились у многих горожан дома…

Немного грустно, что в стороне остался кинотеатр – тогда, в начале 90-х, с большим кино уже наблюдалась напряженка. Зачем я это всё рассказываю? Ну, во-первых, как многие читатели говорят о нашей рубрике, «чтобы поностальгировать». А во-вторых, сейчас я понимаю, как просмотр диафильмов, к примеру, сближал родных, старших и младших. Мало того, что это совместное времяпровождение, так еще и неплохой урок тем детям, кто учится читать. Сейчас я бы приобрела фильмоскоп – показать своей ребятне таинство, так сказать. Тот самый семейный, к сожалению, сгорел…

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button