ЗдоровьеКультураНовостиОбщество

Среда необитания

С какими проблемами чаще всего сталкиваются дети с особыми потребностями? Тема важная, поэтому ее решили озвучить сотрудники городского отдела занятости, социальных программ и РАГС во время встречи с представителями госорганов и родителей.

Отдельная проблема – могут ли здоровые и нездоровые дети учиться вместе или хотя бы периодически общаться. Этот вопрос подняли представители общественного объединения «НейроДетки. Чудо Есть» и центра интеллектуального развития «Саулемай». «Много детей с особыми потребностями учатся на дому, это неправильно, – утверждают они. – Дети копируют поведение других детей, поэтому для социализации особенного ребенка нужны занятия в обычных группах. А здоровых детей нужно приучать к тому, что особые дети – это такие же члены общества».

По словам руководителя городского отдела занятости, социальных программ и РАГС Нурлы Хабиевой, рассматривается вопрос о выделении здания под центр для детей с особыми потребностями и их родителей, где бы они получали психологическую поддержку, помощь узких специалистов.

По поводу обучения на дому высказалась заведующая ГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация №1 города Атырау» Гульрайхан Гумарова:

– С 2015 года вопросы диагностирования, возможностей обучения ребенка возложены на врачебно-консультационные комиссии при поликлиниках. Мы составляем программу воспитания и обучения ребенка. Есть положение об интегрированном инклюзивном обучении. Дети с особыми потребностями имеют право обучаться в общеобразовательной школе, до 2-3 детей в одном классе, но с учетом диагноза ребенка. Другой вопрос, что школы не готовы принять многих детей, особенно с ДЦП, колясочников, поскольку не оборудованы соответствующей инфраструктурой. Но внедрение инклюзии постепенно происходит, на сегодня более 100 детей обучаются по инклюзивному образованию.

Жаловались родители на очереди в садик, льгот для детей с особыми потребностями не предусмотрено. Говорилось о необходимости открытия специализированных садиков и школ для детей с особыми потребностями.

– По вспомогательной программе для детей с задержкой психического развития обучают в Махамбетской школе-интернате. По городу 15 школ, в которых есть специализированные классы для таких детей, – ответила Гульрайхан Гумарова. – Мы не раз поднимали вопрос об открытии по городу специализированных классов при школах и садиках, потому что по положению в классы не берут детей с задержкой психического развития. Для таких детей в городе есть два начальных класса с казахским языком обучения в СШ №14 им. А. Чехова. Дети могут обучаться инклюзивно в общеобразовательных классах индивидуально. По поводу дошкольного обучения – есть городской коррекционный детсад №20 для детей с нарушениями речи, там есть три группы для детей с ЗПР.

Галина Ерачина, мама ребенка с особыми потребностями, спросила, насколько правильно, что ее ребенка обучают на дому учителя из общеобразовательных школ по обычной программе и требуют с него как со здорового. Также она затронула вопрос дорогостоящих анализов, которые ее ребенку приходится сдавать регулярно, МРТ.

– Ваш ребенок, видимо, обучается по вспомогательной программе, –  сказала Гульрайхан Гумарова. – И наверняка в программу обучения для него мы включили занятия с психологом, логопедом, но исходя из возможностей школы, потому что в школах дефицит этих специалистов. Вашему ребенку нужен олигофренопедагог (преподаватель-дефектолог), которого нет в школах, они есть только в Махамбетской школе-интернате, поэтому к ребенку приходит обычный учитель. Думается, нужно направлять учителей на курсы для приобретения навыков работы с особыми детьми.

Что касается дорогостоящих анализов, МРТ, отметили представители одной из городских поликлиник, такие анализы и обследования делаются бесплатно по направлению в поликлиниках.

Участники встречи затронули наболевшие вопросы о неприспособленности городского транспорта для людей с особыми потребностями, возможности льготного проезда для родителей особых детей, необходимости бесплатного физиолечения для детей в поликлиниках. Прозвучало также предложение о строительстве специализированного жилого дома для семей, имеющих людей с особыми потребностями, в рамках доступного съемного жилья, поскольку очень много таких семей сегодня снимают жилье. Волнует родителей вопрос, на кого оставлять 18-летних детей с особыми потребностями, если родителям нужно идти на работу…

Как отметили присутствующие, диалог получился конструктивный. Родители публично обратились со своими бедами к представителям государственных органов, и они, не открещиваясь от проблем, взяли их на заметку.

Жанат ШАЯХМЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button