Культура

Сeстры Петровы – покорители кобыза

В детстве, услышав звучание кобыза, Лена и Даша попросили родителей научить игре на нем. В итоге ходили и на фортепиано, и брали уроки кобыза. Поэтому, когда говорят о пропаганде казахской национальной культуры, мне так и хочется сказать: возьмите в пример дуэт Петровых из Атырау!

Только с начала этого года девушки получили два Гран-при с разных международных конкурсов и признаны на уровне республики! А предстоящий Наурыз Петровы будут встречать в Москве, где исполнят для соотечественников несколько произведений на любимом кобызе.

К своим победам они шли долго и упорно. Впрочем, обо всем по порядку.

С детства Елена и Дарья Петровы учились игре на фортепиано. Мама – музыкальный работник, хормейстер, отдала их в музшколу, что в Жилгородке.

Как-то на одном из концертов до девочек донесся необычный протяжный звук. «Что это за инструмент?» –спросили они. Узнав, что кобыз, уговорили маму найти педагога в Атырау.

– Помню тот момент, как звучал этот инструмент. Мы слушали концерт, затаив дыхание, и после уже не могли расстаться с мыслью – хотим играть на кобызе! Так и случилось, – делится Даша, с которой «ПК» удалось пообщаться.

И в течение последующих шести лет девочки брали уроки кобыза, продолжая учиться играть на фортепиано. После школы поступили в музыкальный колледж имени Дины Нурпеисовой. Вскоре девушки решили создать свой проект.

Кто сказал, что пессимистичный инструмент?

Сегодня дуэт Петровых, исполняющий казахские национальные мелодии, часто приглашают на городские мероприятия, на праздники Ассамблеи народа Казахстана (см. «Мелодии Петровых – лучшие!» в «ПК» от 15.02.2022 г.). Более 15 лет они занимаются музыкой, причем, могут на кобызе исполнить не только казахские мелодии, но и русские, украинские. Да что там – даже цыганочка получается!

– Этот инструмент, мне кажется, поет грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках страны счастья. Где-то читала, что кобыз по характеру звучания назвали пессимистическим инструментом. Но я не согласна – игра на кобызе мне самой очень нравится, а мелодии, которые этот инструмент издает – просто какое-то волшебство! – делится с нами Дарья Петрова. Окончив колледж, наши героини решили продолжать учиться музыке, и теперь они – студентки Астраханской государственной консерватории. Чтобы совершенствовать свое мастерство, устроились в региональный культурный центр имени Курмангазы.

– Нам везет на композитора-кюйши Курмангазы: в Атырау учились в музшколе имени Курмангазы. А теперь вот выступаем в культурном центре, названном в честь великого казахского композитора, – рассказывает Дарья.

В центре соотечественники исполняют казахскую народную музыку. Но все в основном казахи. Поэтому, когда там узнали, что две миловидные девушки со светлыми волосами, русские по национальности, играют на кобызе, удивились и тут же пригласили к себе в ансамбль. Атыраучанки, кажется, с тех пор раскрылись: в начале этого года был Гран-при Х международного конкурса детско-­юношеского и взрослого творчества «Самға әуен», в конце февраля «Дуэт Петровых» получил еще один Гран-при на III международном фестивале-конкурсе «Ты – звезда!» (г. Караганда), и перед Восьмым марта сделали маме подарок – стали лауреатами I степени международного многожанрового фестиваля-конкурса искусства и творчества «Восход талантов», состоявшегося в Уфе.

– Даша, вас с сестрой в основном представляют от имени регионального культурного центра Курмангазы. Небось как окончите учебу, переманят вас к себе? А мы хотим, чтоб наши землячки вернулись!

sestry petrovy – pokoriteli kobyza

– В региональном культурном центре к нам относятся отлично, и мы любим своих коллег-артистов, все очень дружны и всегда помогаем в любой ситуации. Когда я первый раз пришла в региональный центр, нас было всего четыре человека, а потом, с каждым годом, стали присоединяться молодые, талантливые и целеустремлённые артисты.

Мы очень скучаем по дому! Но из центра уходить не планируем, пока учимся в Астрахани, – говорит Дарья.

Все обработки композиций Даша и Лена делают сами. Например, пьеса «Туған жер» композитора Алиби Абдинурова была обработана Петровыми, и именно с ней атыраучанки получили Гран-при на международном конкурсе «Самға әуен». Лена исполняла на кобызе, Даша аккомпанировала сестре на фортепиано.

Наблюдая за творчеством девушек, так и хочется сказать – молодцы. Отлично пропагандируют казахскую культуру, знакомят с творчеством различных казахских композиторов. И привлекают к овладению кобызом других сверстников: я видела комментарии в соцсетях – мол, а где научиться игре на кобызе? Комментарии от представителей разных этнических групп. Ни это ли главное – сеять таким образом доброе, ­разумное, вечное?

 – Вы – русские по национальности. Корни не «просили» научиться играть на балалайке? – шутливо спрашиваю собеседницу.

– Честно говоря, нет! – отвечает Дарья. – А вот сестра Лена очень хотела и до сих пор мечтает научиться играть на скрипке. Я же планирую освоить домбру, чтобы уже исполнять казахскую народную музыку не только на кобызе и фортепиано. Вообще, нам с сестрой нравится народная казахская музыка, именно народная! А любимая песня из нашего репертуара – «Күзгі әуен» («Осенняя мелодия») Ермурата Усенова. Это очень серьёзное и технически сложное произведение, с которым, кстати, скоро поучаствуем в «Студенческой весне-2022». Но прежде поедем в Москву на Наурыз мейрамы. Известно, что в Москве много наших соотечественников, и региональный культурный центр имени Курмангазы будет для них давать концерт! Наверное, это будет самый необычный Наурыз за всю нашу творческую деятельность.

В XX веке благодаря исследованиям таких европейских учёных, как Вернер Бахмана, Слави Дончева и др., было доказано, что кобыз –самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами в незапамятные времена. На запад его понесли тюрки-огузы и другие народы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, художественно-эстетическим традициям и имеющимся природным материалам. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского учёного Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента.

Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов.

Надежда ШИЛЬМАН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button