Продолжение следует…
Шесть спектаклей в исполнении шести разных театров страны увидели атырауские зрители в течение четырех дней в рамках I республиканского фестиваля-форума режиссеров и сценографов имени Чапая Зулкаша.
Об открытии мероприятия наша газета уже писала. Сегодня поговорим о конкурсных постановках, которые привезли коллективы театров на фестиваль. Открывал программу Государственный казахский музыкально-драматический театр имени Абая из города Семея спектаклем «Бес нәрсе» («Пять вещей») по произведениям Абая Кунанбаева. Забегая вперед, скажем, что все шесть постановок рассказывают о вечных ценностях, о борьбе добра со злом, о выборе, который человек делает ежедневно и который определяет его сущность.
Итак, «Бес нәрсе». Стихотворение великого поэта и мыслителя «Ғылым таппай мақтанба» («Не похваляйся, не освоив науки») знают (по крайней мере, должны знать) все, кто оканчивал среднюю школу в Казахстане, ибо оно включено в программу обучения школьников. Суть проста: Абай еще в позапрошлом веке обозначил пять вещей, к которым должен стремиться каждый человек, и пять, от которых должен держаться как можно дальше. «Сплетни, ложь, хвастовство, лень, расточительность – пять твоих врагов. Стремление, труд, глубокая мысль, удовлетворение тем, что имеешь, сопереживание – пять добродетелей», – учил великий философ. Вот на противоборстве этих врагов человека и его друзей и поставлен спектакль режиссера Айдына Салбана. Но в течение всего действия на сцене широко используются и другие произведения Абая, ведь все творчество поэта пронизано философскими мыслями о воспитании достойного гражданина народа. Радость, развлечения, ошибки, образование, труд – все эти стороны человеческого бытия рассказываются со сцены через стихи Абая. Связывая эти стороны жизни между собой, режиссер доносит до зрителя главный постулат поэта – оставаться человеком. В спектакле нет главного героя, замысел режиссера передан слаженным ансамблем актеров.
Фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», снятый в 1988 году по пьесе Людмилы Разумовской, тогда произвел эффект разорвавшейся бомбы. О нем говорили, спорили, ругали и хвалили. Спектакли по пьесе ставили многие театры по всему Советскому Союзу, прибегают театральные режиссеры к этому произведению и в настоящее время, потому как тема, поднятая в нем, вечна. Как воспитывать подрастающее поколение, чему учить, когда и в каком месте мы допустили ошибку, где просчитались, чего не додали? Вот такие вопросы одолевают зрителя после просмотра психологической драмы, привезенной Павлодарским областным казахским музыкально-драматическим театром имени Ж. Аймаутова, «Қымбатты Елена Сергеевна» (режиссер Адилет Аканов). Группа подростков – выпускников школы – с цветами и подарками вваливаются к своей учительнице поздравить ее с днем рождения. Все вроде бы красиво. Но основная цель визита – добраться до ключа от сейфа, где лежат контрольные работы ребят, которые написаны плохо. Плохие оценки перед выпуском могут испортить аттестат зрелости и помешать поступлению в институт. В ходе спектакля актеры раскрывают суть характера своих актеров. Низость, трусость, соглашательство, откровенная подлость, умение манипулировать на уязвимых моментах окружающих – у каждого персонажа свои отличительные черты. «В конце концов, у каждого человека есть слабое место. Нужно его только правильно определить и вовремя нажать кнопку», – говорит один из героев. У каждого есть повод и оправдание стремлению пойти на «преступление»: по-тихому исправить плохие отметки в работах, и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако события разворачиваются неожиданным для всех образом. И каждый из учеников по-своему проявляет в них тёмную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься ради отметок.
Елена Сергеевна, несмотря на свою простоту и кротость, пытается твёрдо стоять на своём, отказывается отдавать ребятам ключ и стойко терпит издевательства подростков. На протяжении всего фильма между ней и учениками идёт словесное противостояние, во время которого она пытается им напомнить о тех принципах и заветах, которым их учили с детства. Ребята в ответ гнут свою линию: их поколение, в отличие от поколения Елены Сергеевны, вынуждено идти на такие крайние меры, потому что «счастливого советского детства» теперь нет, и коррупция в высших учебных заведениях тоже идёт полным ходом. В конечном итоге злополучный ключ так и останется лежать в квартире Елены Сергеевны, но и победителей в этой «схватке» тоже не будет.
«Айман — Шолпан» по пьесе Мухтара Ауэзова в представлении не нуждается. Музыкальная комедия, поставленная коллективом театра традиционного искусства «Алатау», пришлась по душе зрителю. Во-первых, классика всегда актуальна, во-вторых, декорации, костюмы, соответствующие той эпохе, учтены вплоть до мелочей. Впечатляет образ Айман, она смела, принципиальна и в то же время очень изобретательна. В стремлении обрести свободу себе и своей сестре она противостоит храброму, но нелюбимому батыру, умело лавирует обычаями казахского общества того времени. В конце концов, ей удается добиться своего и в то же время не допустить вооруженного столкновения между родами. Мудрость и смелость казахской девушки, умение правильно сориентироваться в создавшейся ситуации – вот о чем рассказали актеры театра в постановке режиссера Ж. Жуманбая.
Еще один спектакль режиссера А. Салбана, на этот раз кукольный, представил Государственный кукольный театр города Алматы. На суд зрителей и жюри фестиваля была представлена трагедия Еврипида «Медея». Сюжет нам знаком. Чародейка Медея – дочь колхидского царя, внучка Солнца, полюбившая Ясона, одного из аргонавтов, ради любимого человека оставила семью, родину, совершила преступление. После всего этого к своему ужасу Медея узнает, что Ясон хочет бросить ее и жениться на царевне, наследнице коринфского престола. Медею возмущают ловкие софистические доводы мужа, который пытается убедить ее, что в брак с царевной он вступает ради их маленьких сыновей, которые будут царевичами, наследниками царства. Оскорбленная в своем чувстве, Медея понимает, что движущей силой поступков мужа является стремление к богатству, к власти. И тогда она мстит. Жестоко и без жалости… Но режиссер нашел новое решение – не столь категоричное и совсем не страшное. Трагедия древнегреческого драматурга Еврипида повествует о жизни колдуньи Медеи. Главной темой пьесы является месть Медеи своему мужу Ясону, который бросает ее, двоих детей и женится снова на дочери царя. Медея в гневе убивает новоиспеченную жену Ясона, для большей мести убивает и своих детей. В интерпретации же режиссера Айдына Салбана месть символична. Никакой жестокости. Сверхзадача данного спектакля – отношение современной молодежи к браку. Вместо многих второстепенных персонажей введены древнегреческие боги, которые управляют людьми. Также главными причинами всех действий персонажей являются дети. Говоря по-иному, спектакль семейный и о семье.
Приятно удивили актеры Акмолинского областного русского театра драмы, показавшие классику – спектакль «Лютый» по произведению Мухтара Ауэзова «Серый Лютый» («Көк Серек»).
Пусть актеры одеты в костюмы, которые вовсе не напоминают традиционные казахские, пусть основное действие разворачивается не в юрте, а в помещении, больше напоминающем таверну… Но это – Ауэзов с его вселенской глубиной осмысления происходящего.
– Этот писатель – для меня открытие, – говорит приглашенный для постановки именно этого спектакля режиссер из Татарстана Тимур Кулов. – В его рассказах столько заключено! И они – не о казахах. Вернее, не только о них. Они о людях, независимо от национальности. А история эта могла произойти триста лет назад, могла – вчера и может и сегодня…»
Ауэзовская стилистика – в каждой произносимой на сцене фразе, ауэзовский дух – в глубине переживаний и людей, и … волков.
Как непросто становится вожаком стаи Серый Лютый. Но разве «идет по трупам», «выживает сильнейший» – это только о звериной стае? И разве только человек способен любить, испытывать материнские чувства? Как же страдает Белая волчица, детенышей которой погубил человек. Как же сурова и жестока месть Лютого.
Где заканчиваются инстинкты и возникают чувства? Когда, у кого, почему чувства растворяются в инстинктах? Вновь – и у волков, и у людей.
Сложный, даже болезненный поиск ответов на эти вопросы во время спектакля обостряет мгновенное перевоплощение актеров из волков в людей. И наоборот. Причем, без смены антуража, костюмов. Только талант, умение режиссера подчинить, вернее, увлечь своим замыслом. Произведения классика казахской литературы Ауэзова экранизируют, делают по ним театральные постановки. Но услышать, как ауэзовскую прозу поют, как органично ложится она на ритм современного рэпа, довелось впервые.
А закрывал конкурсную программу фестиваля Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Г. Мусрепова. Режиссер Шагуан Умбеткалиев обратился к широко известной повести Оралхана Бокея «Қар қызы» («Снежная девушка»). В центре сюжета – трое молодых людей, которые выдвигаются на тракторе за сеном в ледяную и снежную безызвестность из-за того, что у скота кончается корм. Их окружает белоснежный мир, наполненный трескучим морозом. Чтобы избежать смерти от обморожения, они начинают борьбу на грани между жизнью и смертью, которая раскроет истинную сущность каждого из них. В ходе этого путешествия им встречаются личности, олицетворяющие добро и зло, присутствующие в нашем мире.
После каждого спектакля члены жюри устраивали публичное обсуждение увиденного. Каждый высказывал свое мнение, причем не обходил острые углы, открыто говорил как о достоинствах представления, так и о недостатках. Как простой зритель, я был в восторге от многого, что увидел, но профессионалы замечали все, каждую мелкую деталь. Впрочем, все оговаривались, что это их субъективный взгляд, ибо о художественном произведении не может быть единого мнения, каждый имеет собственное суждение.
После обсуждения последнего спектакля председатель жюри Еркин Жуасбек, обращаясь к участникам фестиваля, сказал: «А теперь пожелайте нам удачи, для нас осталось самое трудное – определить победителей». Тем не менее, любой конкурс подразумевает соперничество, а потому мы также назовем имена лауреатов, оказавшихся по мнению жюри лучшими из лучших. Итак, обладателем специального приза имени Чапая Зулкаша стал коллектив театра традиционного искусства «Алатау» за спектакль «Айман — Шолпан». Лучшим режиссером признан режиссер Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова Шагуан Умбеткалиев (постановка «Қар қызы» по повести О. Бөкея). Звания лучшего сценографа удостоена Алтынай Жусупали за интересные находки в оформлении спектакля «Медея» (Государственный кукольный театр города Алматы). Лучшим исполнителем мужской роли фестиваля признан актер Акмолинского русского областного драматического театра Жакып Мадияр за игру в постановке «Лютый». И, наконец, лучшей актрисой стала исполнительница роли Елены Сергеевны в спектакле Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова «Қымбатты Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской Бахаргуль Курбанова.
Фестиваль стал значимым событием в культурной жизни нефтяной столицы, и есть обоснованная надежда, что он станет традиционным и со временем обретет статус международного.
Кайрат САТАЕВ