О НАРОДНОМ ГЕРОЕ — ИСАТАЕ ТАЙМАНОВЕ

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения выдающегося казахского ученого-энциклопедиста, общественного деятеля, члена-корреспондента Центрального краеведческого бюро при Российской Академии наук, профессора Халела Досмухамедова. Мы знаем его как врача, историка, литератора, языковеда, зоолога, журналиста, переводчика, педагога-просветителя. И в каждой этой отрасли Халел Досмухамедов старался дойти до сути, изучить всю подноготную и развить свои познания. Те исследования вековой давности, которые он начинал вести, не потеряли своей актуальности и сегодня. Его научные труды, связанные с историей Казахстана, имеют большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

 

Труды ученого Халела Досмухамедова, имеющие отношение к исторической науке, представляют большую ценность. Особенное внимание он уделяет национально-освободительному движению против царской колониальной политики, возникшему в западной части Казахстана. В течение последних лет было доказано, что Досмухамедов был первым казахским ученым, исследовавшим историю восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 годов, захватившего Букеевское ханство и западную часть территории Младшего жуза. Объемный труд, написанный ученым на эту тему, носит название «Исатай — Махамбет»; он был издан в 1925 году в восточном отделении государственной типографии в городе Ташкенте.

До выхода книги в 1924 году Халел Досмухамедов опубликовал в номере журнала «Сауле» небольшую статью «Казахские батыры: Исатай, Махамбет». В этой статье он делает обзор народных восстаний против царского правительства, например, под предводительством Сырыма Датова. В статье говорится о двойном иге, переживаемом простым народом в Междуречье Волги и Урала, в Букеевском ханстве в начале ХIХ века — в годы правления Джангир хана.

Ознакомившись с трудами Добромыслова, Сербаринова и других о руководителе народного восстания 1836-1838 годов, всколыхнувшего весь Западный Казахстан, а также воспользовавшись воспоминаниями старожилов его родины — Тайсойгана, Халел Досмухамедов пишет предисловие к своей напечатанной в 1925 году в ташкентской типографии книге «Исатай-Махамбет» под названием «Краткие сведения о восстании Исатая Тайманулы». Эта статья не утратила своего значения до сих пор, напротив, для исследователей восстания это ценный библиографический источник.

Вступление начинается с краткого обзора исторических событий с момента присяги в верности Российской империи Абулхаир ханом в 1731 году. В 1771 году, после откочевки калмыков с междуречья Волги и Урала, царское правительство с 1801 года разрешило казахам поселиться на западном побережье Урала. Таким образом, царь надеялся разделить казахов и ослабить их сплоченность. Во вновь созданном государстве правили вначале Букей, затем его сын Джангир. Халел Досмухамедов доказывает, что в новом ханстве основной заботой была земля: «Позарившись на землю, занятую казахами, 19 июня 1806 года царское правительство написало закон о земле, причитающейся казахам, и, таким образом, у казахов были отняты плодородные земли на побережье Волги и Урала, в районе Самары, а также у побережья моря. Для того чтобы сохранить эти земли за собой, правительство в спешном порядке начало переселять туда русских крестьян, которые стали гнать казахов с насиженных мест. Лишившись кочевок, казахи несколько раз терпели джут. Большинство местного населения перекочевало отсюда на восточное побережье Урала. Боясь лишиться подданных, Джангир хан в 1828 году подал прошение царю об издании указа, запрещающего казахам переселение в Младший жуз. Уже это доказывает, что будущее восстание было антиколониальным. А то, что восстание было направлено против хана Джангира, Халел объясняет так: «Джангир хан считал земли простого народа своей собственностью. 400 тысяч десятин занял сам хан. Ряд земель отдал своим родным и приближенным людям. При этом он отбирал земли у неугодных ему родов и семей. Например, отобрав землю у старшины рода байбакты Джунуса Жантелина, отдал ее Шынгали Орманову».

«Прежняя жизнь казахских ханов не устраивала Джангира, — пишет Халел Досмухамедов. — Ему требовалась пышная царская жизнь. Для этого требовались деньги. Поборы с народа были увеличены. Джангир начал собирать с народа зекет, и брал его не скотом, а деньгами. Еще один тяжкий налог, возложенный на народ, — ханский согым.

По мнению ученого, анализировавшего восстание Исатая, «для руководства народом и организации нужен вождь. Если не появляется вовремя такой вождь-организатор, народ расходится, рассыпается, и великие дела остаются незавершенными. Вождь движения должен отказаться от личной выгоды во имя счастья многих. Таким человеком был Исатай, именно поэтому народ последовал за ним».

Возглавляемые Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым повстанцы включали представителей всех родов Младшего жуза, следовательно, это не было родоплеменным восстанием.

Историк пишет о восстании, закончившемся поражением, но, тем не менее, оказавшем значительное воздействие на антиколониальное движение 40-60 годов XIX века. Иными словами, это восстание создало большой резонанс и позже было продолжено.

 

Доктор исторических наук

Жамига ТАНАТАРОВА,

лауреат премии

имени Х.Досмухамедова Амангельды

 ШАМГОНОВ