Научить быть взрослым
Кризис переходного периода. Трудный возраст. Зачастую мы употребляем эти слова, не вникая глубоко в их смысл. Потому что давно повзрослели, и некогда волновавшие нас самих проблемы кажутся ныне чем-то отвлеченным, абстрактным понятием. Но для современных подростков это не отвлеченное понятие, а реальность, в которой они живут. И куда обращаться подростку со своими, «вселенскими», на его взгляд, проблемами, как быть, если у него депрессивное настроение?
Как известно, в каждой школе работает школьный психолог. Как и другие специалисты, они нуждаются в новых знаниях, совершенствовании навыков. С прошлого года в области при поддержке управлений здравоохранения и образования общественный фонд «Bilim foundation» внедряет программу «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних». О том, какова роль семьи и школы в превенции суицидов и на что обращать внимание при общении с подростками, мы побеседовали с мастером-тренером, психоаналитиком фонда «Bilim Foundation» из Астаны Жанат Досжановой и психологами школ и колледжей.
На сегодня школьные психологи путем анкетирования, бесед формируют группу риска подростков. При этом тесно взаимодействуют с поликлиникой. В зависимости от индивидуального случая и симптомов, направляют ребенка к врачу общей практики, если есть психические расстройства – к психотерапевту, психиатру. Все это делается только с согласия родителей. По словам психологов, нужно активно работать с семьей, родителями, для этого нужны школы родителей.
Когда не хватает душевного тепла…
– На ваш взгляд, каковы основные причины депрессивного настроения у школьников?
– Я на своем опыте не сталкивалась с попытками и случаями суицида в школе, – говорит психолог СШ им. М. Ломоносова Алтынай Рамазанова. – Подростков чаще всего волнует проблема одиночества, они жалуются, что у них нет близких друзей, кому можно было бы довериться, некоторые трудно адаптируются в новом коллективе. Возникают комплексы из-за внешности, отсюда низкая самооценка, неуверенность в себе. Кто-то жалуется на нехватку внимания со стороны родителей, которые заняты работой, и для них главное – одеть, накормить, а поговорить по душам с детьми некогда, и дети чувствуют себя одинокими. Таких родителей и дозваться-то в школу трудно. Когда некоторым из них говоришь, что у вашего ребенка проблемы, они удивляются, мол, ни в чем не ограничиваю, ни в модной одежде, ни в гаджетах последней модели, чего ему не хватает.
А ребенку не хватает душевного тепла и моральной поддержки, общения. Многие причины кроются и в конфликтах в семье.
Как отметила психолог Жылыойского технологического колледжа нефти и газа Бахтылы Атчибаева, частая причина психических расстройств у детей – в социальном положении семьи, где проживает ребенок. Есть случаи, когда у семьи нет постоянного места жительства, родители без работы или болеют. В такой семье ребенок элементарно не доедает, что уж говорить о крутом мобильном телефоне или одежде, как у одноклассников. «Ребенок становится агрессивным, злым. С такими детьми мы беседуем, стараемся мотивировать на учебу, на приобретение профессии, если нужно, привлекаем психотерапевтов, и идет комплексное медикаментозное лечение. Интернет порой негативно влияет на детей, был случай, когда один мальчик, который находился в группе риска, насмотрелся фильмов ужасов, ему стали мерещиться голоса, он не мог спать по ночам. Мы направили его к психиатру, он прошел стационарное лечение в центре психического здоровья, сейчас чувствует себя хорошо», – отметила психолог.
Тему причин депрессивного настроения среди подростков продолжает психолог Атырауского гуманитарного колледжа им. К. Дутбаевой Кунайым Рабай:
– Некоторые дети зациклены на сожалении о прошлых ошибках, на чувстве вины. У первокурсников бывают трудности с адаптацией после школы, страдания неразделенной любви. Мы активно работаем не только с детьми, но и с родителями, которые постоянно звонят, приходят, консультируются по различным вопросам. По программе отдельно работаем с техническим персоналом учебного заведения, чтобы они уважительно и внимательно относились к детям и, если заметят какие-то изменения в поведении подростков, сообщали преподавателям.
От гиперопеки до перфекционизма
По словам тренера, психоаналитика фонда «Bilim Foundation» Жанат Досжановой, суицидальное настроение у ребенка возникает не сразу, а проходит через несколько этапов, и это зависит от каждого отдельного случая. Начинающаяся взрослая жизнь ставит перед подростками новые вызовы, свою роль здесь играют максимализм, гормональный взрыв, присущая детям импульсивность. Зачастую причиной может быть и чрезмерная опека родителей. «У меня был такой случай из практики, — рассказывает Жанат Досжанова.- Мама с сыном-подростком пришли на консультацию. Она с ходу завалила сына претензиями: «Зачем ты снял обувь здесь, ты неправильно ее поставил, почему ты надел эту рубашку вместо той футболки, которую я тебе погладила, стой прямо, ну ты опять как всегда…».
Здесь налицо гиперопека: мать распланировала жизнь сына наперед без его согласия. И суицидальные настроения у этого мальчика не потому, что он жить не хочет, а просто его настолько достал этот постоянный контроль, что у него одно желание – послать всех куда подальше. Проблема в том, что таким детям с возрастом будет сложно адаптироваться во взрослой жизни, поскольку они просто не привыкли к самостоятельности».
– Посоветуйте родителям, на что нужно обратить внимание в поведении ребенка, чтобы предотвратить депрессивное состояние?
– Нужно быть внимательным к любому изменению поведения подростка, к примеру, таким, как пропуски в школах, снижение успеваемости, когда ребенок замыкается в себе, при первых признаках употребления табака или алкоголя, изменении круга общения подростка, – говорит Жанат Досжанова. – Причину изменения поведения и необходимо выяснить. Скажем, если ребенок впечатлительный, отличник, перфекционист, воспитанный в духе «все или ничего», то он может быть подвержен депрессивным настроениям в случае плохих оценок, неудачи на ЕНТ. У таких детей зашкаливает ответственность. Нужно помнить – если у подростка есть проблемы, значит, есть проблемы в его семье. И ребенок, как самый чувствительный член семьи, реагирует в виде суицидального поведения.
– Если ребенок говорит, что хочет покончить с собой, насколько серьезным может быть такое заявление?
– Однозначно, это тревожный сигнал о том, что нужно обратить внимание на ребенка. Демонстративное заявление говорит о том, что его не слышат, он так заявляет о себе, своей проблеме. При таком состоянии обязательно нужно обратиться к психологу с ребенком, побеседовать со специалистом. Может быть, ребенок откроется специалисту, сказав то, о чем не говорит родителям.
Что же, резюмируя, можно сказать, что психическое здоровье подростка – это вопрос, который должны решать сообща все, кто соприкасается в своей деятельности с детьми. Но особый спрос, конечно, с родителей и школы.
Жанна ШАЯХМЕТОВА