Культура

Наш жырау

Искусство жырау, ныне практически исчезнувшее и оставшееся только в народной памяти, имеет очень глубокие корни. Не будучи ученым, но опираясь на мнения уважаемых исследователей, могу предположить, что явление жырау берет свое начало с самых древнейших эпох кочевничества.

Многие полагают, что первые жырау появились в Едиль-Жайыкском междуречье в эпоху поздней Золотой Орды. Оно и понятно, потому как народная память сохранила имена Сыпыра жырау и АсанаКайги, которые жили в тот период и являлись крупными политическими деятелями в тогдашней Орде. Да, есть в народном фольклоре сказание о Кетбуге – бие, кюйши, жырау и полководце, современнике самого Чингисхана, но его поэтическое наследство до нас не дошло. Народ приписывает ему только кюй «Аксак кулан – Джучи хан» (та самая легенда, по которой у домбры появилось отверстие), но и только. О том, что поздние жырау вдохновлялись его творчеством, говорят, например, слова Махамбета Утемисулы: «Кетбұғадай билерден кеңес сұрар күнқайда» («Настанет ли время, когда будем советоваться с такими биями, как Кетбуга»).

Но знаменитые надписи в эпитафии Культегину (VIII век, Тюркский каганат), «Сокровенное сказание монголов» (XIII век, о Чингисхане) написаны в стихах, и в них четко видно жырауский почерк. Значит, Сыпыра и Асан Кайги и все последующая плеяда великих жырау – выходцев Едиль-Жайкскогомеждуречья являются продолжателями древних традиций кочевничества. Возможно, в эпоху расцвета Золотой Орды, особенно в период правления Узбека и его сына Жанибека, жырау несколько потеряли свои позиции. Дело в том, что творчество жырау не очень-то сообразуется с исламом, там, в основном, звучат нотки тенгрианства, а Узбек известен в истории как хан, сделавший ислам государственной религией Орды, Жанибек же продолжил политику отца.

С новой силой искусство жырау проявилось, как уже сказано выше, в период распада Орды (XV – XVI века). Философские мысли Асана Кайги подхватили и развили батыры – жырау ногайлинского периода: Доспанбет, Шалкииз, Казтуган, а затем мастера слова в Казахском ханстве – Жиембет, Бухар, Умбетай, Актамберды и многие другие. Вот об одном из них – уроженце индерской земли Жиембете и пойдет речь.

Как и многие другие, Жиембет сочетал в себе многие черты лучших людей своего времени: был жырау, бием, батыром, полководцем. Выходец из байулинцев, представитель славного рода тана. Его таланты обнаружились очень рано, уже в шестнадцать лет он, благодаря глубокому уму, прозорливости, смелости сопровождал признанных авторитетов своего времени и очень скоро оказался в сподвижниках самого хана Тауекел. Если заглянуть в историю, то при каждом казахском хане в советниках состоял народный жырау– знаток и толкователь степных законов, преданий, традиций. В отличие от остального окружения правителя, жырау имели негласное, но неоспоримое право говорить хану правду в глаза, при необходимости поддерживали его, а когда считали нужным, могли открыто не согласиться и прилюдно высказаться против. Вследствие этого нередко случались ссоры с ханом, но рано или поздно хан обращался за помощью к жырау, поскольку тот всегда был в чести у народа за правдолюбие и смелость.

Когда умер хан Тауекель, и встал вопрос об избрании нового правителя степи, то Жиембет от имени 12 родов Байулы и всего Младшего жуза, поддержал кандидатуру его сына — Есима. А поскольку за ним стояли не только авторитет одного из самых влиятельных людей ханства, но и воинственные рода тана, бериш, адай, шеркеш,.. то молодой Есим без долгих распрей сел на казахский трон. В дальнейшем Жиембет почти всегда оказывался рядом с ханом в самые драматические моменты – водил войска в походы, высказывался в пользу Есима на курултаях, оказывал поддержку в принятии законов. Однако, как это часто бывает, утвердившись на троне, крепко прибрав к рукам власть, Есим все чаще стал проявлять нетерпение, переступать традиции, перестал прислушиваться к советам окружающих. А Жиембет жырау, прямо указывавший на ошибки и требовавший следовать заветам предков, попал у хана в опалу.

В народе сохранилось много преданий, которые повествуют о разногласиях между ханом и бием. Вот одно из них:

Батыр Жолымбет из рода тана (младший брат Жиембета) во главе большого войска был послан на отражение набега джунгар на восточные границы. Поход был удачным, казахи не только отразили врага, но на плечах бегущего неприятеля ворвались на его территорию, хорошо пограбили стойбища врага и вернулись с богатой добычей. Но по пути в ханскую ставку Жолымбет разделил добычу между своимисарбазами, потратив при этом и часть ханской доли. Узнав об этом, Есим пришел в ярость – по закону степи доля правителя священна. Хан, в принципе, был в своем праве – наказать батыра. К тому же появилась возможность на законных основаниях уязвить самого строптивого Жиембета жырау. Так что, за покушение на ханское добро Жолымбет батыр был приговорен к казни.

Площадь, на которой предстояло свершиться казни, была оцеплена двойной линией стражи, Жолымбета уже возвели на эшафот, но хан почему-то медлил с приказом начинать, и все вглядывался в толпу, словно ждал чего-то. А дальше… Перед ханом появился Жиембет – оцепление не посмело задержать жырау, ведь он еще водил войска отца нынешнего хана. 

4bef9619 1563 484c 94e9 1920288e5665

— Добро пожаловать, великий певец! — сказал с нескрываемой насмешкой Есим. — По всему видно, что ты очень спешил. Все ли во здравии на твоей родине?..

Ни слова не ответил гордый жырау хану, лишь взял домбру и запел:

Әмірің қатты Есім хан,
Бүлік салып бұйырдың,
Басын бер деп батырдың,
Қанын ішіп қанбаққа,
Жанын отқа салмаққа.
Атадан жалғыз мен емес,
Хан иеісің жол емес.
Жолбарыстай Жолымбет
Құрбандыққа қол емес.
Жол тосып алып кетіпті
Қалмақтан алмақ сыйыңды,
Қаһарыңды басқалы
Қалың елім жиылды.
Бастап келген өзге емес,
Жиембет сынды биіңді.
Малын салып алдына,
Әр саладан құйылды,
Он екі ата Байұлы
Бір тәңірге сыйынды.

(Там, где власть порождает одну лишь жестокость,

В страхе прячется мудрость, мой хан…

Нет, не к добру приносишь ты своим чувствам

В жертву батыра…

Вспомни, что ты — хан,

А тигроподобный Жолымбет не одинок на свете.

Род Бай-улы с двенадцатью ветвями за его спиной,

И каждая ветвь затоскует по убитому тобой батыру!..

Если же плачешь ты по своей части добычи,

То мы возместим тебе втройне твою часть.

В остальном мы надеемся только на Бога!..)

Есим был горячим, импульсивным ханом, но далеко не безумцем. Он отдавал себе отчет, что казнь прославленного батыра, к тому же брата самого Жиембета может привести к беспорядкам в Орде, возможно, даже к ее распаду. Именно поэтому он не торопился приводить свой приговор в исполнение — ждал. И дождался. 

В результате хан отменил приговор, но добился прихода жырау с повинной, удовлетворил его просьбу, представ перед народом добрым, мудрым властителем. С другой стороны, люди, собравшиеся на площади, также слышали, что жырау просил у хана милости, но просьба эта была облачена в скрытую угрозу: 

— А тигроподобный Жолымбет не одинок на свете.

Род Бай-улы с двенадцатью ветвями за его спиной,

И каждая ветвь затоскует по убитому тобой батыру!..

Жырау прямо сказал хану, что род Байулы не смирится с казнью своего батыра, тогда быть войне. Такие поступки Жиембета не могли нравиться хану, а потому внутреннее недовольство росло.  

Есим хан был в долгу перед индерским жырау не только за свое возвышение, но и за то, что Жиембетбыл сподвижником его отца Тауекел хана. Но так уж создан человек, когда к нему в руки попадает власть, то он начинает тяготиться своими долгами, ему кажется, что он сам всего добился, а помощь других – так слегка поспособствовали. В другой раз Жиембетнапоминает хану о своих заслугах:

Еңсегей бойлы Ер Есім,
Есімсені есірткен
Есіл де менім кеңесім.
Ес білгенненЕсім хан,
Қолыңа болдым сүйесін,
Қолтығыңа болдым демесін.
Ертеңгі күн болғанда,
Елің кеңес құрғанда,
Айналып ақыл табарға
Есіктегі ебесін,
Сонда, ханым, не десін?!
Мен жоқ болсамЕсім хан,
Ит түрткіні көресің.
Жиембет қайда дегенде,
Не деп жауап бересің?..
Менімененханымойнаспа

(Я был рядом с тобой всегда, я всегда был твоей правой рукой, тебя вознесли мои советы на Есиле, без меня тебе придется туго, и что ответишь ты народу, когда он спросит «Где Жиембет»? Не играйся со мной, мой хан!..)

Не внял хан разуму, вскоре он сослал знаменитого бия, батыра, жырау в ссылку – охранять восточные границы ханства. Народ донес до наших дней отрывок из его стихов той поры:

Қол-аяғым бұғауда,
Тарылды байтақ кең жерім!
Арманда болып барамын,
Қоштасуға аял жоқ,
ҚалқаманШолан ерлерім!
Қайырылып қадам басарға
Күн болар ма мен сорға,
Өзен, Арал жерлерім?!.
Қиядан қолды көрсеткен
Төбеңе шығар күн бар ма,
Жотасы биік Дендерім?!
Қайырымсыз болған хандарға
Тиер ме екен бір күні
Жолбарыстай шеңгелім?!

(Руки, ноги в путах, широкая моя степь сузилась до предела, Не дали попрощаться с друзьями Калкаманом и Шоланом, Настанет ли день, когда я снова увижу свои родные Узень и Арал, Настанет ли день, когда я буду стоять на твоих высотах, родной мой Дендер…).

Практически все народные жырау в своих произведениях автобиографичны. Жиембет не исключение. Глава одного из самых могущественных объединений ханства, а 12 ата Байулы кочевали на обширной территории от Арала до Узеня, а Дендер(Индер) находится где-то посередине этих земель. Его и называет великий жырау своей родиной. Полной взлетов и падений была жизнь народного жырау – он одерживал победы над врагами казахского народа во главе ханских войск, он сидел в ханском Совете рядом с самими Тауекелем и Есимом, он управлял почти половиной улусов Младшего жуза, но он же подвергся гонениям со стороны сильных мира сего. Возникает вопрос, почему же столь влиятельный бий, любимец народа не поднял восстания против хана, а покорно принял его приговор. На этот счет есть много предположений. Мне же нравится думать, что Жиембет общественное поставил выше личного, если в случае с братом он еще мог открыто выступить против хана во главе войска, то из-за собственного благополучия не стал затевать распрю в столь тревожные времена противостояния с джунгарами на востоке и их родичами – калмыками на западе. 

И все же судьбой было назначено, чтобы он вернулся на родину, правда, после смерти Есим хана. Некоторые исследователи называют его среди соратников Салкам Жангир султана в знаменитой Орбулакской битве, когда 600 казахских воинов сдерживали двадцатитысячную (по другим сведениям, 50-тысячную) армию джунгар в течение нескольких дней, пока не подошли на помощь правитель Самарканда Жалантос бахадур и кыргызское ополчение. Эта битва, как и возвращение Жиембета жырау на берега Жайыка произошла в 1643 году. Вполне возможно, что султан, вернувший опального правдолюбца домой, воспользовался его авторитетом, чтобы консолидировать рода против врага. 

После этого года мы не встречаем имя Жиембетажырау ни в письменных источниках, ни в преданиях, связанных с последующими историческими персонажами. А в 1643 году ему по разным источникам было 68 – 73 года (хотя народная молва приписывает ему 103, а то и 118 лет жизни). Солидный возраст для тех времен, но далеко не критический. Может, мятежное сердце не выдержало испытаний, а может, он дожил до более преклонных лет в кругу своих родных и приближенных в уважении и почете. О том история умалчивает.  

P.S.  Сведения о жизни жырау взяты из разных источников, в том числе из Казахской Советской энциклопедии, из книги Нысанбека Турекул«Даланың дара ділмарлары» и некоторых других.

Кайрат САТАЕВ

Статьи по теме

Back to top button