Вчера в Атырау состоялся республиканский фестиваль кюев, посвященный творчеству Курмангазы. Сводный оркестр, в котором приняли участие 1000 человек, исполнил произведения Курмангазы, а также Дины и Нургисы Тлендиева.
На стадионе «Мунайшы» собралось более трех тысяч зрителей, чтобы послушать уникальный концерт. Для участия в сводном оркестре в Атырау приехали музыканты из разных областей Казахстана, в том числе лучшие мастера из Астаны и Алматы, Астраханской области, чтобы стать участниками особенного праздника. Каждый коллектив, а их было более двадцати, был широко представлен на своеобразном музыкальном параде. Чтобы попасть на импровизированную сцену, сделанную в виде юрты, музыканты прошлись вдоль трибун, где их тепло приветствовали многочисленные зрители. Шествие каждого оркестра возглавил дирижер.\
Открывая фестиваль, аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов подчеркнул, что подобное происходит впервые в Казахстане, и на фестивале кюев присутствуют представители Книги рекордов Гиннеса, чтобы золотой строкой вписать туда это уникальное событие. Каждому из участников большого оркестра будет вручен сертификат.
В этом фестивале кюев принимают участие деятели искусства из Западно-Казахстанской, Актюбинской, Мангистауской, Карагандинской, Костанайской областей и из городов Алматы, Астана, Атырау и районов, а также из соседней Астраханской области, отметил глава региона, обращаясь к зрителям с высокой трибуны.
— Глава государства Нурсултан Назарбаев на прошлогодней церемонии открытия памятника Курмангазы в Астане сказал: «Курмангазы — уникальный человек, воспевший в ХІХ веке историю, культуру казахов и сам казахский народ», — сказал он. — Известно, что груз целой нации несут на плечах наиболее достойные, мужественные личности. Родоначальник кюя, наша гордость Курмангазы, также переживал народные беды вместе с простыми людьми. Настолько высок был его дух, что он не ограничивается рамками одного лишь музыкального жанра.
Кюи великого мастера «Түрмеден қашқан», «Кісен ашқан», «Ертең кетем», «Аман бол, шешем, аман бол», «Қайран шешем», «Бұқтым-бұқтым», «Арба соққан» выражают стремление народа к свободе, борьба против несправедливости. В произведениях Курмангазы изображены различные социально-психологические обстоятельства взаимоотношений между человеком и обществом.
— Я горжусь тем, что к творчеству Курмангазы имеет отношение и семья Измухамбетовых, — подчеркнул аким области. — К примеру, исполняемый на фестивале кюй Курмангазы «Көк ала ат» впервые был положен на ноты и донесен до наших дней моей матерью Асимой Каликызы.
Праздник будет продолжен в Астраханской области, где погребен Курмангазы. Как известно, в истории области мероприятие подобного масштаба состоялось в 1957 году, когда был организован концерт с участием 507 человек. После этого деятели искусства организовали концерт с участием 650 человек к 65-летию Великой Отечественной войны. Представители того старшего поколения — Катимолла Ризуанов, Гатау Ибишев, Сериккали Харесов — вошли и в нынешний состав оркестра.
Концерт открылся кюем «Серпер». За дирижерским пультом — главный дирижер академического оркестра имени Дины Нурпеисовой, деятель культуры Талгат Камалиденов. Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Шамиль Абильтай исполнил собственный кюй «Казахстан-Нурсултан», который был презентован в Астане 1 декабря 2012 года, когда наше государство впервые отпраздновало День Первого Президента Республики Казахстан.
Сменяя друг друга, за дирижерский пульт вставали Еркин Нурымбетов, Каиргали Кожамбаев, Ержан Китаров, Орак Жауров, Ерлан Бактыгерей, Берик Оразалин и другие мастера, которым подчинялся огромный оркестр.
Кульминацией праздника стал кюй-тартыс, во время которого известные в Казахстане домбристы, лауреаты многих международных конкурсов Айгуль Улькенбаева, Жайлау Асылханов, Ермек Ташимов, композитор-пианист Арман Жайымов показали виртуозное владение инструментом. При этом Арман Жайымов сыграл на электронном синтезаторе. Приятно будет подчеркнуть, что в таком своеобразном музыкальном ансамбле участвовал и студент Атырауской академии народной музыки имени Дины Нурпеисовой Серик Алибеков, на которого наша область возлагает большие надежды.
Начавшийся, как и запланирован, ровно в 18.00 часов концерт был организован на высоком уровне. Всех участников фестиваля объединила музыка Курмангазы.
После концерта акиму области Бактыкоже Измухамбетову был вручен сертификат информационно-энциклопедического справочника Казахстана о том, что 29 мая в Атырау прошел республиканский фестиваль кюев, посвященный творчеству Курмангазы.
Напомним, 30 мая концерт пройдет в селе Алтынжар Астраханской области, где нашел свой вечный покой наш земляк, великий сын казахского народа Курмангазы. 31 мая концерт состоится в Курмангазинском районе.
Курмангазы — достояние нации
Наш земляк, народный артист Казахстана, домбрист Каршыга Ахмедияров долгие годы занимался исследованием музыкального наследия Курмангазы. Переложив на ноты все известные его кюи, много сил и времени посвятил пропаганде музыки композитора-самоучки.
Сведения о рождении и детских годах Курмангазы самые разные. Но наиболее вероятным является исследование народного артиста Казахстана Ахмета Жубанова, который всю свою жизнь посвятил изучению творчества Курмангазы. Композитор от Бога родился в 1816 или 1818 году в местности Жидели Денгизского района нынешней Атырауской области. Будучи еще совсем маленьким, мальчик взял в руки домбру. В былые годы этот инструмент был у каждого бедняка, и все казахи в разной степени могли играть на домбре. Мальчик напевал что-то себе под нос, а потом стал произвольно сочинять музыку.
В 16 лет Курмангазы уже хорошо знал о социальном положении своего народа. Он был в гуще событий тех лет, когда царская власть не подпускала кочевников к берегам реки, не разрешала осваивать плодородные земли. Примерно в те же годы у берегов Жайыка началось восстание под предводительством Исатая и Махамбета. Некоторые источники трактуют версию о том, что Исатай и Курмангазы встречались. Верны ли эти сведения или нет — неизвестно. Однако один из первых кюев Курмангазы «Кішкентай» написан как от младшего брата старшему. Дословно: «Кішкене інісінің үлкен ағасы Исатайға арнауы». («Посвящение младшего брата старшему брату Исатаю»).
Кюй «Кішкентай», как и другие кюи, до наших дней донесли в первозданном виде музыканты первого оркестра, созданного в Казахстане на заре Советской власти. Практически все произведения Курмангазы первый казахский самодеятельный оркестр сыграл на Всесоюзном слете искусств, которой состоялся в 1934 году.
Знаменитое творение мастера «Серпер» дошло до наших дней в двух вариантах. Это, пожалуй, самое нежное произведение Курмангазы, где в народной музыке применяются такие музыкальные направления, как «скерцо» и «кода». Кюй исполняется с секундным интервалом, незаметным для простого слушателя, но очень важным в музыкальном восприятии.
Один из самых популярных кюев Курмангазы — это «Адай», который сохранился до наших дней в оригинале. Исполняется в порыве, стремительно, как будто всадник скачет на коне. Кюй одним из первых сохранен в граммофонной записи аж в 1935 году, что было очень редко и уникально для казахской музыки. Кюй «Адай» стал музыкальным сопровождением одной из первых казахских фильмов «Амангельды», где как раз много скачек, степных гонок и сражений всадников.
Еще один наиболее популярный кюй Курмангазы — это «Көк ала ат». Впервые он был записан в 1964 году в исполнении Асимы Измухамбетовой, которая проживала в ауле №8 Махамбетского района. А историю кюя донес до наших дней Жангазы Темиралиев, родившийся в 1911 году в ауле Бисен Западно-Казахстанской области. По версии Темиралиева, бежавший из тюрьмы Курмангазы, который был арестован как смутьян и сподвижник повстанцев, прятался среди больших травянистых растений. И в один из дней Курмангазы решается посетить аул бая Акбая, который был в сговоре с царскими властями и устраивал для своих людей байгу. Курмангазы выкрал самого лучшего коня, которого готовили для байги, сказал Акбаю о своих думах, о судьбе казахов и что есть силы рванул в степь. Попытавшиеся было его догнать всадники Акбая только и видели в степи пыльную стену. Догнать Курмангазы на лучшей лошади было невозможно. В благодарность верному другу композитор написал кюй «Көк ала ат».
Подготовила Марина КУАНЫШЕВА, фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА