Мужская верность

Мужская верность1 Культура

Вешними разливами полнятся берега. Весна заявляет о своих правах. Дети уже прочно стоят на ногах. И все уверенней поступь внуков. Как там в песне поется? «Вновь мы с ними пройдем — детство, юность, вокзалы, причалы… Будут внуки потом, все опять повторится сначала!» Жизнь идет! Но тревожат, бередят душу первые весенние месяцы: 10 лет прошло, как нет его рядом. Главы семьи, мужа, отца. Уважаемого в нашем обществе человека – Марата Тулегеновича Капакова. Вся большая дружная семья Капаковых собралась сегодня: его семья, хранящая о нем нежную память.

Ее, свою семью, он создавал, болея душой, дабы не погас семейный очаг, ее он оберегал от жизненных бурь, для нее он жил.

И плывут над дастарханом воспоминания…

 

…Каждого, кто входит в этот большой, просторный, такой уютный дом, встречает огромный портрет-фотография хозяина дома. Он словно смотрит со стены на всех, кто входит в нарядный зал и рассаживается за всегда накрытым для гостей столом..

Отцовский взгляд – что может быть теплее и ласковее! Отцовская улыбка – что может быть милее и душевнее! Отцовское плечо – что может быть надежнее и крепче!

Он сам строил свой дом и в прямом, и переносном смысле. Был самой крепкой опорой для любимой жены, для детей, которых растил, окружив безмерной любовью, дав хорошее образование, вырастив трудолюбивыми, самостоятельными. Для внуков, для которых дороги те же заповеди деда: отлично учиться, стать настоящими людьми, трудиться на совесть.

– Я благодарен своему отцу за все, что он мне дал: учил быть честным, справедливым, внушал, что главное в человеке – порядочность, что жить надо по совести, привил любовь к книгам, тягу к знаниям, научил уважительно относиться к каждому человеку, видя в нем личность. Не нотациями воспитывал, а своим личным примером, – говорит сын Куаныш, – кожей ощущаю его отсутствие, видя его образ перед глазами, зябну под ледяным дождем под крышей нашего дома. И когда мои дети в детстве спорили, разглядывая отцовские фотографии, возились с криками: «Это мой дедушка! Нет, это мой дедушка!» – долго не могло успокоиться сердце…

–       Я горжусь своим отцом, его добрые советы, его сердечность, его любовь навеки остались в моем сердце! – говорит дочь Карлыгаш.

Сын Куаныш вырос порядочным, совестливым человеком, получил хорошее образование, стал высококвалифицированным специалистом. А главное, это самостоятельный молодой человек, состоявшийся и успешный, нашедший свое место в жизни. Это он вместе с отцом строил дом, и после ухода отца обустраивал его. Обязательность, верность слову, это у него от отца. Невидимые глазу отцовские уроки не прошли даром. Сын – его воспитание, его школа, его работа мысли, его сокровенные мечты о будущем своих детей. Иллюстрация же к словам Куаныша, вот она: вой­дя в домашний рабочий кабинет хозяина, видим главное: книжные полки во все стены до потолка. Вся Всемирная литература, классика всех народов, вот оно, главное богатство этого дома!

Здесь, как и во всем доме, особо чувствуется незримое присутствие хозяина.

–       Любимый нами брат, Марат Тулегенович всегда был для нас примером для подражания. Когда умерли наши родители, он стал нашим шаныраком, стержнем нашего рода. Мы его боготворили, он был нашим кумиром. За его неиссякаемое жизнелюбие, за его дар общаться с людьми, тактично, вежливо, почтительно со старшими, по-доброму – с детьми. Благоговейно относился к родителям, – вспоминает Сарсен Капаков, живущий в г. Алматы.

Как будто подтверждают его слова строки известной любимой всеми песни:

«Анашым, шалқып күлсең,

Алдымда ұзақ жүрсең –

Жүрегім жыр толғайды,

Көңілім ортаймайды.

Анасы бар адамдар

Ешқашан қартаймайды»

Родные вспоминают, что редкость встретить человека, так почитавшего свою мать: никогда, ни разу ни одного грубого слова, да что там слова, интонации жесткой не позволил. Бережно, ласково с матерью, стараясь угадать ее настроение, проникнуться ее желанием. Сердечно привязан к ней был, душевно близок с ней, не дышал аж над ней.

– Все в жизни человека – от матери! – любил он повторять. И старался всегда подойти к матери, обнять ее. Вот и не вынесло его большое доброе сердце ее ухода: надломилось…

«Легко ранимый, с тонкой душой, Марат все пропускал через свое большое сердце, которое остановилось, не выдержав нагрузки», – слова Ляли Капаковой, его сестры, прерываются слезами.

А ведь ему по воле службы приходилось постоянно решать важные государственные вопросы.

Рано познавший значение труда, благодаря своим работящим родителям М.Т. Капаков отличался трудолюбием, высокой работоспособностью. А работать ему приходилось на важнейших производственных фронтах, где на него возлагалась огромная ответственность: начинал в областной базе «Казсельхозтехники», инженером, в АТП «Транссельхозтехники» начальником колонны, затем руководил АвтоТЭПом, возглавлял обком профсоюза рабочих автотранспорта, был во главе управления комитета транспортного контроля по Атырауской области, инженер по транспорту ПО «Эмбамунайгаз»… И всюду зарекомендовал себя грамотным, умелым руководителем.

Скупые строки производственной характеристики: «…все свои знания, энергию отдает производственной жизни, умело сочетает трудовые усилия с воспитательными функциями. Постоянно работает над собой, скромен…» В те плодотворные годы работы побывал в командировке по обмену опытом в Японии. Да, он был скромнейшим человеком, не возвеличивал свою роль, просто жил и работал так, как считал нужным. А нужным для него означало: по законам совести. Не требовал к себе повышенного внимания, всего себя отдавал профессиональному и человеческому долгу. Зато, как трогательно, с любовью отзывался о своем первом, главном наставнике Багите Куанышевиче Куанышеве, как тепло вспоминал Серика Жастаубаевича Джаниязова, гордился, что ему в его жизни встретились такие учителя, жизненные уроки которых он запомнил на всю жизнь. Позже ему посчастливилось общаться с людьми, которые, по его словам, тоже оставили яркий след в его жизни, служили маяком: Абиш Кекильбаев, Фариза Онгарсынова, Хисмет Табылдиев, Нариман Сиражев… Круг его близких друзей сложился так, что все оказывались старше его по возрасту.

«С высоты прожитых лет, анализируя то время, прихожу к выводу, что его ненавязчивые советы, а чаще всего действия, реакция на те или иные ситуации в жизни, подходы Марата к решению проблем были для меня примером. Мы вместе работали, жили по соседству. Он, будучи заведующим обменным пунктом «Казсельхозтехники», был приглашен на работу в обл­совпроф, а через некоторое время избран председателем групкома профсоюза автоуправления, а затем председателем обкома профсоюза работников автотранспорта и шоссейных дорог. Но все же больше ему по душе была хозяйственная работа, и вскоре он переходит на должность заместителя начальника областного автоуправления. И с тех пор до конца своей жизни оставался хозяйственником. Я думаю, что он был в своей стихии», – писал в своих воспоминаниях Зайдолла Кожагалиев.

В семье вспоминают, что он никогда не жил для себя. Сгорал на работе, стараясь внести свою лепту в государственные дела. Жил для семьи, для детей. Семья у него всегда была на первом плане. Даже с женой никогда никуда не ездили, отправляли путешествовать детей.

– Благодаря папе мы уже в школьные годы побывали в Москве, Ленинграде. Юрмале, Пятигорске, Железноводске, – делятся дети. Дочь один год училась в Америке.

…Звучит в доме музыка, ее так любил отец. И теперь пусть она звучит в его память.

Он построил свой дом. Вырастил сына. Радует маму дочь. В комнату входит стройный юноша, и в чертах его лица то же, что и у сына – сходство с портретом. Это внук Рамадан, выпускник школы. Вот оно, продолжение жизни!

Он остался в памяти всех, кто его знал, таким, каким был: верным своему слову, своему делу, своей семье. Верный идеалам юности, верный главным ценностям жизни, выбранным с детства. И не изменил им никогда. Остался самим собой. Верным своим друзьям, коллегам. Человеком, в которого верят, зная, что он не подведет, не солжет своим родным, близким, знакомым и незнакомым, своей земле, своей стране.

Весна идет! Идет, обещая солнечные дни. Радостную пору цветения, долгожданное тепло. И веру, что все это будет, ведь он в это верил, когда писал эти строки: «Ни о чем не жалею в своей жизни. Все силы отдавал работе, и был счастлив в труде. Мой жизненный путь продолжит мой сын – моя радость, моя надежда, моя жизнь…».

И летит в синеву весеннего небосвода звонкий детский смех…

Регина ВАЛИШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна