Культура

МУРАТ МОНКЕУЛЫ — ПОЭТ-ТРИБУН СВОЕГО НАРОДА

В дореволюционной казахской литературе видное место занимает творчество талантливого поэта Мурата Монкеулы.

Впервые о Мурате Монкеулы я услышал от своего деда Матибая. Он рассказывал:
— Раньше казахи летом перебирались на джайляу, где для скота были пастбища в Тайсойгане, а ныне Карабау, Каракол. Вот однажды мы узнали, что приедет Мурат Монкеулы, и мы из его уст услышим жыр, легенды. И он приехал, высокий, статный и, буквально затаив дыхание, мы слушали всю ночь его рассказы в стихах «Камбар батыр», «Кобыланды», «Ер тарєын» и другие.
Разные исследователи творчества поэта пишут, что Мурат был айтыс акыном, а на айтысах ему не было равных по мастерству. В айтысах он одержал победы над известными поэтами Бала Оразом (1863 год) и Жаскеленом (1868 год). Такие акыны, как Жылкышы, Бала Ораз, Жаскелен, Жантолы, Тыныштык, Таракат, Шолпан, Калнияз, Кашаган и другие, соперничали с Муратом. Чтобы выиграть, мало мастерски играть на домбре, очень важно найти самое меткое слово, быть острословом. Тогда только соперник признает своего противника победителем. Участие в айтысах помогло ему пройти настоящую школу поэтического мастерства. Мурат был фактически «устным архивом» для казахов. Например, многие стихи Махамбета к нам дошли благодаря М. Монкеулы, и свет увидел сборник стихов Махамбета в 1925 году в Ташкенте. Составителем был Ыгылман Шореков.
Мурат Монкеулы родился в 1843 году в семье батрака в Тайсойгане (Карабау, Кызылкогинский район). Мурат рано остался сиротой и вынужден был батрачить, чтобы прокормиться. Рано познал он и несправедливость существовавшего строя. С 12 лет он выступает как акын, а через год его уже знают как одаренного мальчика-акына, импровизатора. По складу своему Мурат был эпическим певцом, тяготеющим к разработке социальных тем.
И еще надо отметить, что Мурат в молодости слагает любовные лирические и лиро-эпические песни-импровизации определенной тематики. К примеру, «Кыз» («Девочка»). Здесь он подробно описывает красоту девочки.

Мурат был замечательным оратором, способным увлекать за собой массы пламенным словом, глубокой верой в лучшее будущее. И народ высоко ценил его талант и с любовью и уважением называл его имя, видя в нем глашатая светлого будущего. Мурат активно включается в борьбу за справедливость, о чем красноречиво свидетельствуют его песни. Мурат совмещает импровизаторское творчество с сочинением стихов.
Мурат Монкеулы — мастер эпического жанра с вкраплениями поэзии, о чем говорит его поэма «Сарыарка». Он внес значительный вклад в развитие казахского литературного языка. И не случайно фактически учителем Мурата был очень эрудированный и авторитетный Кара Есет. С раннего детства его верной спутницей стала домбра, и в 13-14 лет именно Кара Есет и обнаружил талант импровизатора Мурата. От Кара Есета Мурат услышал и частью перенял эпические слова о Махамбете Утемисове и Исатае Тайманове и других героях казахской степи. Искусство Мурата Монкеулы приобрело характерные, присущие именно ему черты — высокую содержательность, многообразие форм, сочетание жанров поэзии с жанрами казахской литературы, широту общественной тематики и мастерство освещения социально-глубоких тем того времени.
Легенды его отличаются особенной художественной формой. Язык очень живописен. Главный герой Мурата Монкеулы радуется, когда торжествует добро. Мурат Монкеулы как рассказчик передает содержание так, как будто он был очевидцем происходящих событий, тем самым достигается особая легкость восприятия рассказываемого слушателям.
Знакомство с произведениями Мурата Монкеулы о нашей родине, о труде людей расширяет круг представлений читателя об общественных явлениях того времени, способствует углублению социальных чувств. Острота сюжета, краткое, но образное описание событий, их ясная последовательность способствуют возникновению у читателя чувства сопереживания и желания самому рассказать о случае. В стихах Мурата Монкеулы звучат тревога, беспокойство, как, впрочем, и у каждого народа, о воспитании, развитии молодой поросли — будущего поколения. К числу одного из таких произведений можно причислить его произведение «Сарыарка».
Пожелания, призванные формировать у человека еще с ранних лет общие, первоначальные представления о долге и ответственности, о патриотизме, о добре и зле, о труде, усложняются по мере того, как он подрастает. Это подробно описывается в его легенде «Карасай Кази». Один из самых интересных жанров — легенды о животных. И в этом жанре интересен подход и почерк Мурата Монкеулы с элементами фантазии. Он знакомит читателя с разновидностью коней, порой даже наделяя их сверхъестественной силой, одновременно прививает любовь к животным, уважение к труду скотоводов.
В казахских песнях проводятся простые параллели между законами животного мира и человеческими взаимоотношениями. И это нашло отражение в произведениях Мурата Монкеулы.
Поэзия Мурата Монкеулы широка и богата. Любовь к родной земле, ее природе является чистым источником, из которого поэт черпает вдохновение. Собственное мироощущение, понимание судьбы родной страны позволило ему избежать плохих настроений, до конца сохранить в своих стихах свежее, здоровое начало. Душевная жизнь человека неотделима у Мурата от жизни природы, люди поэтизируются за счет параллелизмов и аллегории, а в свою очередь каждое деревце, каждый его листик, поле, месяц на небе, изба, речка очеловечены. Для Мурата не существует четких образных граней между человеком и природой, они объединяются в едином чувстве прекрасного, рождающего любовь к Родине. Великое единство природы и человека постоянно метафорически интерпретируется Муратом, раскрывается в образах вещественных, осязаемых и живописных.
Поэзия Мурата Монкеулы исследует духовный мир человека, постигающего красоту родной природы, осознающего противоречие бытия, но мудро и мужественно противопоставляющего им духовные и чувственные радости. Даже в трудные годы не утрачивает Мурат своего нравственного здоровья, не становится пессимистом, хотя и обвиняли его после смерти полвека назад. Вера в силу разума у Мурата не исключает замечательного дара наблюдать жизнь. Вне зависимости от нашего восприятия мы не должны забывать о том, что Мурат Монкеулы был смелым первопроходцем в казахской поэзии, и его лучшие стихотворения и поэмы, айтысы-импровизации прочно легли в основу казахской поэзии.
Перечитывая Мурата Монкеулы, мы еще раз воздаем должное нравственному величию и красоте казахской литературы. Во многих произведениях Мурат Монкеулы глубоко переживает по поводу тяжелого положения народных масс, живущих в темноте и нищете. Особенно в стихотворениях Мурат подвергает резкой критике отрицательные явления общественной жизни — раздоры, лицемерие, тщеславие, лень и т.д. С исключительной художественной силой обнажая пороки общества, Мурат стремится показать, чем живут различные социальные группы, с негодованием говорит о правящей верхушке казахского общества. Яркие, отличающиеся удивительной типичностью, сатирические образы волостных управителей, заботящихся только о своей личной выгоде, а не о благе народа, созданы поэтом в произведениях «Карасай Кази», «?ш киян». Отличительной чертой Мурата Монкеулы явилась способность живо откликаться на события современности. Это придавало его произведениям особенную актуальность.
Мурат показывал несовместимость безграничных духовных возможностей казахского народа с подавлявшим их гнетом. Мироощущение Мурата Монкеулы было изначально светлым и оптимистичным. И в этом помогала глубоко осознанная и проникновенная любовь ко всему живому на земле. Мурата Монкеулы не вычеркнуть из нашей памяти, и очевидна не только художественная ценность его стихотворений и поэм, но и серьезное влияние на судьбу казахской поэзии, на художественное восприятие поколений казахских читателей.
Сложных противоречий исполнено было не только историческое время, но и импровизация-айтыс XIX столетия в Казахстане. Мурат искренне, просто и задушевно писал о большой человеческой любви к жизни в момент крутого социального перелома в Казахстане. Поэтому поэзия Мурата — не собрание лирических пейзажей, а многослойный лирико-драматический организм. Поэзия эта создана художником «промежутка» — исторического времени, в котором исчезли все устойчивые «середины», и человек, потерявший точку опоры, ищет ускользающее «между». Постепенно все явственнее пробивался в его произведениях голос мыслителя и гуманиста, который, пережив многое на своем веку, мечтал о свободном труде, освобождении человека от рабства, суеверия и религиозной темноты. Мечтал о независимости нашей страны, в которой мы сейчас живем.

Аманкос КАРЖАУБАЕВ,
профессор Атырауского
государственного
университета имени
Халела Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button