ПРЕДМЕТЫ СТАРИННОГО БЫТА
В Исатайском районе есть музей, названный именем батыра Исатая Тайманова, который был открыт в 1991 году. Вначале в музее насчитывалось не более четырехсот экспонатов, сейчас количество предметов, представляющих историческую ценность, превышает пять тысяч наименований. Сегодня в нашей рубрике мы расскажем об антиквариатах XX века, занимающих почетное место в районном музее.
Тары, талкан являются «брендами» казахской национальной кухни. Без них дастархан не будет дастарханом. Талкан — это измельченные до состояния порошка жареные зерна проса или пшеницы. Хочется рассказать еще об одном экспонате музея — диірмен. Два каменных диска с ручкой представляют собой ступу для толчения зерен, так сказать, прадед современного блендера. Его использовали для измельчения зерна, в процессе которого тары превращалось в талкан. Говорят, что до сих пор в маленьких селениях Казахстана женщины пользуются диірменом. С его помощью семья Галии Кулбайкызы, которая и сдала в музей ценную для ее семьи вещь, делала из тары талкан. Как отметила Гульмира Алагузова, заведующая музеем, для предков Галии апы диірмен имел особое значение.
По ее словам, в начале 30-х годов, во время голодомора, многих спасала горсть талкана. «Так рассказывали нам отцы, которые услышали это от своих отцов и матерей, свидетелей тех событий, — говорит Галия апа музейным сотрудникам, передавая экспонат. — Талкан ели, запивая водой. Так было и во времена голода. Съешь утром горсть талкана с водой и дотянешь до следующего утра. Вот так простой талкан, еда бедняков, как его раньше называли, спас целый казахский народ».
Основа, гордость казахского стола — нежное, сочное, питательное мясо и молочные блюда. Следующий экспонат музея — это а?аш кібі (деревянная бочка для настаивания шубата). В ней изготавливается вкуснейший кисломолочный напиток из верблюжьего молока. По словам заведующей музеем, по важнейшим показателям верблюжье молоко значительно превосходит коровье и даже кобылье. В 100 граммах кумыса — 28,9 ккал, шубата — 99 ккал. В зависимости от выдержанности различали три вида шубата — однодневный (молодой), двухдневный (средней крепости), трехдневный (крепкий). Кто и в какие годы сдал бочку для взбалтывания шубата в музей — неизвестно. Никаких сведений об этом не сохранилось.
— Любого путешественника, побывавшего в Казахстане, каким бы долгожданным или неожиданным гостем он ни был, непременно угощали шубатом, впитавшим вместе с молоком верблюдицы целебные свойства сочного разнотравья летних пастбищ джайляу, — рассказывает Гульмира Алагузова. — Его получали из забродившего верблюжьего молока, который настаивали в такой деревянной посуде. По старинному обычаю стар и млад аула приходили помешать такой шубат в деревянной бочке, а хозяин, в свою очередь, угощал их. Для придания особого вкуса в кумыс добавляли мед, сахар, изюм, сушеный урюк. Это был любимый напиток детей и подростков.
Еще один из экспонатов музея — патефон, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. По словам заведующей, его из семейного архива в музей сдала жительница Исатайского района Агилаш Шатенова. Как отметила заведующая, в 30-50 годы были популярны танцы под патефон.
— Его выставляли у открытого окна, и все собравшиеся во дворе танцевали под его хриплые звуки. Громкости патефона для этого было вполне достаточно, — говорит она. — Ведь обычная громкость патефона весьма неплоха. Но звуки бывают хриплыми и пронзительными, с сильными искажениями, слов зачастую было не разобрать.
Когда трогаешь старинный патефон, возникает чувство, будто прикасаешься к самой истории. Если бы была возможность послушать его, то можно было бы мысленно погрузиться в другую эпоху…
Динара КАНБЕТОВА