Созидательный дух нации в значительной мере усиливается, возвышается при условии всестороннего изучения узловых моментов истории родного края в тесной взаимосвязи со всей казахской историей. Историю родного края невозможно рассматривать в отрыве от истории Отечества в целом. Наш знаменитый земляк – видный ученый-историк, уважаемый молодежью наставник, академик Академии общественных наук Республики Казахстан, доктор исторических наук, профессор Хисмет Бозанович Табылдиев посвятил этой работе многие годы своей плодотворной научно-исследовательской деятельности. Его вклад в исследование истории нашего края трудно переоценить.
Хисмет Табылдиев родился в 1936 году на побережье озера Карасу, неподалеку от аула Бесикты Махамбетского района. Его детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны, и он с лихвой испытал на себе все тяготы того тяжелого времени. Он был представителем поколения, которое росло и мужало, сызмала приобщившись к труду. Вместе с другими такими же ребятишками ловил рыбу, чтобы добыть пропитание, собирал дикорастущее съедобное растение куга, а, став постарше, участвовал в сборе и отправке одежды для воинов на фронт, присматривал за детворой.
В 1957 году после окончания средней школы имени С. Орджоникидзе в городе Гурьеве он поступил на учебу на историко-филологический факультет Казахского педагогического института имени Абая в Алма-Ате. Еще в стенах школы его отличали неуемная любознательность и желание поделиться с людьми чем-то интересным, поэтому он писал статьи и заметки на разные темы, поражавшие его воображение и представлявшиеся ему чрезвычайно познавательными и полезными. Стоит ли удивляться тому, что юноша с таким мироощущением сразу же оказался в самой гуще общественной жизни института, став одним из ярких представителей студенческой молодежи. По мере продолжения учебы его любознательность, интерес к миру все более обретали черты научной пытливости и побуждали к поиску.
В 1962 году после отличного окончания учебы Хисмет Табылдиев был приглашен на преподавательскую работу в Гурьевский педагогический институт. С тех самых пор вся его трудовая биография и научная деятельность были тесно связаны с этим институтом, ныне Атырауским государственным университетом имени Х. Досмухамедова.
Увлеченный наукой, он кропотливо изучал исторические материалы не только в Атырау, но и в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Алматы. Результатом этой напряженной работы стала защита в 1972 году в научно-исследовательском Институте истории и археологии имени Ш. Валиханова кандидатской диссертации на тему «Гурьев қаласының тарихы» («История города Гурьева») под руководством академика С. Зиманова. Благодаря этой работе в научный оборот было введено множество неизвестных ранее исторических фактов о прошлом и настоящем города Гурьева.
В связи с обретением нашей страной независимости актуализировалась проблема глубокого и всестороннего исследования истории нашей Родины. Х. Табылдиев стал одним из первых ученых, кто взялся за изучение «белых пятен» в истории. В 1997 году по совету академика М. Козыбаева он защитил докторскую диссертацию на тему «Қазақстандағы сауатсыздықты жою: тәжірибе және тағылым» («Ликвидация неграмотности в Казахстане: исторический опыт и уроки»). Неустанный творческий поиск, редкостное трудолюбие позволили ему достичь вершин преподавательской, научно-исследовательской деятельности, заслуженно удостоившись ученых степеней профессора, академика. Он принимал активное участие в формировании массового исторического сознания, являющегося одной из демократических основ общества. Как общественный деятель, он все свои силы посвящал укреплению независимости нашей страны, видя в этом свой долг историка и гражданина Отечества.
Наряду с несколькими научными исследованиями, в которых анализировались трудности и особенности процесса ликвидации неграмотности, им был издан сборник статей «Ақтандақтар ақиқаты». В материалах двухтомной книги памяти «Боздақтар», Казахской советской энциклопедии и энциклопедии «Атырау», книгах «Жеңісті жақындатқан жандар» («Они приближали Победу»), «Отты жылдар» («Огненные годы») и многочисленных сборниках прослеживаются рассуждения и выводы профессионального историка, результаты его энергичного и упорного поиска.
Вместе с тем Хисмет Бозанович был известен широкой общественности благодаря своей эрудиции, деловитости, организационным способностям, публицистическому мастерству. Все эти качества наглядно проявлялись в его работе по изучению «белых пятен» в истории страны, их переоценке с новых позиций, а именно с позиций нашей независимости, государственности.
В начале 1990-х годов, в связи с коренными преобразованиями в общественно-политической жизни общества, в исторической науке Казахстана наступил переломный момент, наметился поворот к объективному исследованию ряда актуальнейших тем. Предметом исследовательских трудов ученого в те годы были особенности национально-государственного строительства в 1918-1920 гг., культурно-просветительские реформы Советской власти в Казахстане, проблемы общественно-политической жизни республики. Анализируя историю этих периодов, Х. Табылдиев писал: «Высказываются различные мнения о советском периоде в истории государства, дается различная его оценка. Еще вчера наше прошлое превозносилось в самых лучших эпитетах, а сегодня мы наблюдаем стремление изображать его либо как напрасно ушедшую эпоху, по которой мы ностальгируем, либо как трагическое время насилия, несправедливости, когда безвинно лилась человеческая кровь. Истинной науке одинаково чужды и безмерное восхваление, и совершенно обесценивающее поношение. Истина истории будет раскрыта лишь в случае, когда будут четко осознаны суть и различия между ними, когда будет дана справедливая оценка». Этим высказыванием, характерным для настоящего историка, Хисмет Бозанович указал последующим исследователям путь, которого они должны придерживаться: необходимость объективно оценивать исторические факты, используя их во благо народа, не впадать в кампанейщину, полностью придерживаться научной позиции.
Перед общественно-гуманитарными науками стояла задача исследования пройденного исторического пути с новой точки зрения. В первую очередь была разработана программа по изучению «белых пятен» в истории Казахстана, возрождению культурного наследия народа. Хисмет Бозанович всем сердцем воспринял запросы этого исторического периода и внес большой вклад в исследование актуальных проблем истории Республики Казахстан. В 1996 году увидела свет его работа «Кіші жүз руларының шежіресі» («Генеалогия родов Младшего жуза»). Уже в этом труде в поле зрения ученого-историка оказались вопросы обитания, географического расселения казахского народа с древнейших времен до сегодняшних дней, было указано, что история Казахского государства берет свое начало еще со времен древних саков, гуннов, тюрок, и полноценное изучение национальной истории начинается с систематизации истории родов и племен. Изданную в 1994 году книгу Х. Табылдиева и А. Калмаратова «Кіші жүз рулары: шежіресімен тарихы» («Роды Младшего жуза: генеалогия и история») по праву можно назвать значимым трудом по изучению истории края. В процессе написания данной книги о родах Младшего жуза авторы изучили генеалогические книги, созданные в XVII веке по указу Тауке хана, историческую генеалогию «Нұрпеке халпе» Жетыру, которые до того времени не были в поле зрения, разве что их отвлеченные названия были едва известны общественности. Было приведено немало сведений о генеалогической книге Тауке хана, упоминавшихся в ней казахских родах.
В ходе подготовки упомянутого труда авторы не ограничились лишь сложившейся традицией летописцев-составителей шежире, они стремились обозначить собственные направления и обратить внимание читателей прежде всего на основания религиозных, научных, устно-летописных источников об истории человечества в целом.
В книге повествуется о связи формирования казахов в качестве нации, народа с историей родов, племен и улусов, приводятся сведения относительно этимологии названий племен, составивших основу нашего народа, их географического расселения, происходивших с ними событий. Наряду с этим летописно-генеалогические сведения о казахских родах критически рассматривались в сопоставительном аспекте, сравнивались несколько их версий и данные из зафиксированных устных источников.
Было уделено внимание познавательным сведениям о формировании рода Алшын Младшего жуза, известных представителях этого рода, в большинстве случаев стремился к введению в научный оборот таких имен и фактов, которые ранее были не известны широкой общественности. Также здесь были приведены конкретные сведения об общей численности родов Младшего жуза.
Данный труд свидетельствует о внимании ученого к проблеме исторического просвещения молодого поколения. Не только историков, но и любого обычного казаха волнует, чему учат его детей в школе. Истории Казахстана принадлежит решающая роль в том, чтобы наши дети знали историю своей земли, страны, своей малой родины, она способствует тому, чтобы наша молодежь росла, ощущая и осознавая героический, батырский дух своих предков. Национальная идеология также начинается с познания истории. Краеведение – это воспитание историей, формирование способности национального познания и исторической памяти. Лишь благодаря познанию родного края обретаешь любовь к нему и стремишься сохранить ее в своем сердце. Сформировать в сознании молодого поколения новое историческое видение, пропаганда его – наша общая задача.
Ученый-педагог Хисмет Бозанович был пионером и в этом направлении, именно ему принадлежала инициатива в деле написания истории Атырауской области, города Атырау. Он подчеркивал, что задача дисциплины «История», преподаваемой в школах и высших учебных заведениях, по возможности полно представляя светлые страницы истории, характеризуя их значительный вклад в развитие человеческой цивилизации, воспитывать в молодежи патриотические чувства, а потому следует обращать большое внимание на необходимость тщательного отбора материала, включаемого в учебники, предназначенные для школ и высших учебных заведений.
Круг научных интересов ученого был очень широк и многообразен. На протяжении последних пяти-шести лет мы часто пересекались в силу служебной необходимости, зачастую пользовались одной машиной, и в ходе таких частых встреч, дававших возможность для неспешной, обстоятельной беседы, мы говорили и о текущих новостях, и о вопросах, связанных с нашей ежедневной жизнью и деятельностью, а также обменивались мнениями о развитии исторической науки, о достижениях и недостатках различных реформ, проводимых в сфере образования, в которой мы оба трудились. Помню, я все приставала к нему: «Расскажите, напишите об этом, выскажите свое авторитетное мнение», на что мой учитель отвечал: «Я писал об этом в своей монографии «Сауатсыздықтан білім шыңына» («От неграмотности – к вершинам знания»), посмотришь в ней. Мои глаза сейчас ослабли, не то что писать, уже читать тяжело». Скорбная весть о кончине Хисмета ага застала меня в Астане. Резкая боль пронзила сердце: «Как… почему…». До сих пор сожалею о том, сколь многого я у него не узнала, не расспросила в свое время…
И вот я держу в руках его книгу, листаю ее страницы и понимаю, насколько глубоко он проанализировал данную тему. Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно дать ей полную оценку, поэтому остановлюсь лишь на отдельных моментах. Хисмет Бозанович, исследуя историю ликвидации неграмотности в Казахстане, отмечал, что неграмотность приводит к большим невзгодам и бедствиям в национальном масштабе. Он прозорливо предупреждал: «Безграмотность – это не такое явление, которое, будучи однажды ликвидированным, никогда не появится вновь. Смена поколений – закон природы. В таком случае стоит лишь дать слабину в деле обучения наших детей, достигших школьного возраста, как окажется вполне возможным, что они не будут знать грамоты». Несмотря на различные программы, принимаемые на государственном уровне, имеют место некоторые негативные явления, такие как недостатки в организации системы образования и методики преподавания, подготовке учебников, а также человеческий фактор, как то: стремление отдельных групп родителей под влиянием определенных религиозных убеждений обосновать ненужность образования для детей, снижение качества образования, низкий уровень культуры чтения. Все это не может не тревожить нас, и в очередной раз доказывает, насколько актуально предостережение Хисмета Бозановича.
Таким образом, он исследовал различные периоды истории Казахстана, поднимал в своих работах сложные проблемы, затрагивающие новые, свежие темы, и вносил своими работами значительный вклад в решение данных проблем. Ученым было издано 5 монографий, опубликовано свыше 200 научных статей. Его вклад в отечественную науку был по достоинству оценен государством, свидетельством чему является награждение орденами и медалями Республики Казахстан.
Хисмет Бозанович уделял большое внимание подготовке высококвалифицированных научных кадров. Под его научным руководством было защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций. Более 50 лет своей активной трудовой деятельности отдал он Атыраускому государственному университету имени Х. Досмухамедова и за это время воспитал несколько поколений профессиональных историков. До последних дней своей жизни он продолжал работать в должности профессора кафедры «История Казахстана», читая лекции магистрантам исторических специальностей.
Х. Табылдиев внес огромный вклад в дело ознакомления населения с историей Казахстана и летописью нашего родного края, полной созидательного труда и знаменательных событий. Обобщая, можно сказать, что пользовавшийся в народе большим уважением и почетом академик Хисмет Бозанович Табылдиев был выдающимся ученым-историком, благодаря своему неустанному труду и научному поиску стоявшим у истоков изучения истории края.
Жамига ТАНАТАРОВА,
доктор исторических наук, профессор