«Украшения для казахов носили, скорее, сакральный характер, чем декоративный»

Koltso so smyslom 2 Культура

В Атырауском областном историко-краеведческом музее состоялась встреча с молодым ювелиром Кайратом Шапабаевым.

Несмотря на то, что Кайрат является выпускником Малой академии искусств и Национальной академии искусств имени Жургенева, практически все свое мастерство и умение он приобрел исключительно на практике. По его признанию, в стенах учебного заведения человек получает лишь десять процентов того, что надо ему в профессии. Все остальное — практика, опыт, желание.

 — Наша профессия штучная, могу даже сказать, одиночная, если хотите. Ювелиры не дружат между собой, один мастер не желает передавать другому, не хочет раскрывать секреты профессии, — рассказывает Кайрат Шапабаев. — И лишь только остепенившись, ювелир берет к себе на работу учеников, подмастерьев. Почему? Тут важно, чтобы человек сам до всего добрался. Не просто так взял в руки металл и ковал его. Важно изучить состав своего материала. И это только небольшая часть работы ювелира, у которого должно быть не просто хорошее зрение, а геометрическое чутье, понимание асимметрии. Художник по металлу, прежде всего, должен знать историю народа, детально разбираться в национальной культуре, традициях и обычаях. А культура у казахского народа была высокой.

Как рассказывает мастер, только по одним ювелирным изделиям, которые были изготовлены еще во времена сарматов, можно судить, какой сильной была культура и вся цивилизация тюркского народа. Определить это можно по технологии изготовления и композициям узоров и деталей украшений. Уже тогда мастера знали о пропорциях, симметрии, готовили узоры отдельно для женского браслета, серег, для колец и поясов. Тогда было строгое предназначение того, что и как все это применяется — по родословной, по возрасту, социальному положению, по месту пребывания. Это была целая наука, которая сейчас, к большому сожалению, игнорируется. Например, узоры, которые раньше казахи устанавливали на надмогильниках, сейчас можно увидеть на браслетах, на головных уборах. Встречается это и в одежде: нередко можно увидеть, как кажекей бабушки украшают элементы свадебного наряда невесты. А все от незнания и пренебрежения. Многие современные ювелиры не исследуют, не изучают историю своей профессии, совсем не интересуются народной культурой.

Целую лекцию прочитал Кайрат Шапабаев касательно женских серебряных украшений, которые сам придумывает, осовременивая наши традиции, и тем они становятся оригинальными и неповторимыми.

— Изделия западноказахстанских мастеров отличались от произведений их собратьев по ремеслу из других регионов большей строгостью, сложностью рисунка и богатой техникой исполнения. Отличить их достаточно легко: в деталях украшений часто присутствуют изображения представителей флоры и фауны региона. Например, в нашем западном и рыбном крае часто встречается изображение рыб, — пояснил Шапабаев.

Украшения для казахов носили, скорее, сакральный характер, чем декоративный. Таким же священным считался и цвет серебра. При этом каждое изделие несло свой особый смысл. Металл обладает ковкостью, пластичностью и целебными свойствами. По этой причине оно больше использовалось и в изделиях казахских ювелиров. В представлении казахов природная красота этого металла дополнялась очистительным, оберегающим качеством.

Во встрече приняли участие студенты отделения декоративно-прикладного искусства Атырауского гуманитарного колледжа имени К. Дутбаевой. Кайрат Шапабаев ответил на все вопросы гостей.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна