ВНЕДРЕНИЕ ИИН ОТЛОЖЕНО
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам планирования развития фондового рынка в РК» введение идентификационных номеров откладывается до 1 января 2013 года. Но, тем не менее, те, кто их не получил, должны это сделать.
Внедрение идентификационных номеров заменит имеющиеся регистрационные номера, такие как социальный индивидуальный код (СИК), регистрационный номер налогоплательщика (РНН). Это позволит уменьшить количество необходимых регистрационных документов, которые имеются у физических и юридических лиц.
Согласно Закону, для физических лиц предусмотрен индивидуальный идентификационный номер — ИИН.
Документами с индивидуальным идентификационным номером являются:
— свидетельство о рождении;
— документы, удостоверяющие личность (паспорт гражданина Республики Казахстан; удостоверение личности; вид на жительство иностранца в Республике Казахстан; удостоверение лица без гражданства);
— регистрационное свидетельство для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов Республики Казахстан, удостоверяющих личность.
ИИН будет применяться во всех операциях и действиях физического лица, таких как: регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, удостоверяющих личность, осуществление платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, выплате пенсий и пособий, исполнении налоговых обязательств, государственная регистрация объектов движимого и недвижимого имущества, выдача документов разрешительного и регистрационного характера, ведение статистических регистров, ведение информационных систем и др.
В настоящее время Государственным центром по выплате пенсий (ГЦВП) министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан осуществляется целый ряд подготовительных мероприятий, связанных с переходом на ИИН:
— проводится уведомление получателей, не имеющих ИИН, о необходимости обращения в центры обслуживания населения для подачи заявления на получение документов Республики Казахстан с ИИН;
— проводится сверка фамилии, имени, отчества, даты рождения получателей пенсий и пособий в информационной системе с данными получателей в информационных системах банков второго уровня, через которые они получают социальные выплаты;
— принимается активное участие в регулярных тестированиях платежных систем с банками второго уровня, накопительными пенсионными фондами и организациями, имеющими лицензию на соответствующие виды банковских операций.
По результатам проводимых сверок выявляются получатели пенсий и пособий, у которых отсутствует ИИН, либо имеются расхождения в базе данных ГЦВП с данными в удостоверении личности: получатели изменяют фамилию в связи с замужеством или разводом, изменяют свои данные по национальным признакам — с указанием букв казахского алфавита. При этом, получатели не извещают отделения ГЦВП, банк, в котором обслуживаются, о своих изменениях в документах, удостоверяющих личность.
В случае отсутствия ИИН у получателей, ГЦВП не сможет выплачивать ему пенсию, пособие, так как в платежных документах на выплату пенсии, пособия необходимо указывать ИИН получателя.
Если имеются расхождения в фамилии, имени, отчестве, дате рождения между данными в ГЦВП и ФИО получателя в его документах, удостоверяющих личность, то могут возникнуть проблемы с зачислением сумм пенсий и пособий на банковский счет получателя.
От имени Государственного центра по выплате пенсий хочется обратиться ко всем пенсионерам, получателям пенсий и пособий:
— проверить наличие ИИН в документах, удостоверяющих личность: если на лицевой стороне удостоверения личности ниже строки с датой рождения не указан 12-значный номер (ИИН), то Вам необходимо обратиться в центры обслуживания населения за получением новых документов, удостоверяющих личность с ИИН;
— если Вы являетесь получателем пенсии, пособия и после назначения указанной выплаты изменили свои фамилию, имя, отчество или дату рождения, то Вам необходимо обратиться с документами в отделение ГЦВП по месту регистрации для внесения изменений в базу данных получателей пенсий и пособий.
В целях качественного и своевременного перехода на использование идентификационных номеров просим заблаговременно получить индивидуальные идентификационные номера (ИИН), а также привести в соответствие свои данные в ГЦВП с данными в удостоверении личности. Это позволит избежать многих проблем.
Просим получателей пенсий и пособий отнестись с пониманием к необходимости проведения данных работ.
Алмагуль ШАТЕНОВА,
директор Атырауского
филиала ГЦВП