КультураНовости

Играй, артист!

В Атырауской области действуют 16 самодеятельных театров, которые имеют звание народного.

В них работают только самые преданные искусству люди, жизнь которых связана с творчеством. Пожалуй, больше причин, почему люди выбирают сценическое искусство, нет, ведь ремесло это не доходное — больших денег не заработаешь. Но это настоящая отдушина, невидимая нить, которая связывает человека с персонажем, игрой на сцене, воплощением образа.

Мурата Талас из села Жарсуат Индерского района можно назвать одним из самых преданных людей сцены. Он уже второй год на пенсии, наслаждается заслуженным отдыхом, уступил кресло режиссера народного театра при сельском клубе своему ученику Айбеку Бейбитулы и теперь приходит в Дом культуры уже в качестве зрителя. Ему в зале всегда найдется почетное место, на премьере он первый гость.

whatsapp image 2025 03 26 at 11.04.27

— Я родился и вырос здесь, в селе Жарсуат. Родители и все родственники занимались сельским хозяйством, а вот меня почему-то тянуло в театр. Почему – сам не знаю. Я много читал, с пятого класса бегал в драмкружок, но это были небольшие спектакли — на 10-15 минут представления. Мне же хотелось, чтобы в нашем небольшом селе был полноценный театр с режиссером, гримером, с серьезными постановками. После окончания отделения режиссуры Гурьевского культурно-просветительного училища я вернулся в свое село, организовал со своими земляками небольшой театр и поехал в областной центр с пьесой Абдильды Тажибаева «Жалғыз ағаш орман емес» в надежде получить звание народного. Было мне тогда всего-то 19 лет, а председателем жюри был широко известный в Казахстане драматург, писатель Берик Коркытов, все 16 пьес которого ставились в театрах нашей страны. Понимаете, какой был мэтр! Разумеется, требования к искусству у человека, который знал о театре практически всё, были очень высокие. «Коллектив народного творчества должен вести активную деятельность по эстетическому воспитанию и культурному обслуживанию населения, иметь высокий уровень исполнительского мастерства, быть направлен на учебно-воспитательную и творческую работу, должен повышать художественный и эстетический уровень репертуара. Народный театр должен способствовать эстетическому воспитанию населения, глубоко, ярко и правдиво отображать историю», — было написано в рецензии Б. Коркытова, и резюме — «отказать», подпись и дата: октябрь 1980 года», рассказывает Мурат Баеденулы.

Такая же участь ожидала театр в 1982, 1984, 1986 годах, и можно только удивляться настойчивости молодого режиссера М. Талас и его стремление получить для театра заветный статус народного. А потом…

Потом развалился Союз, все пришло в упадок. До культуры никому не было дела, мало того, библиотеки и сельские клубы стали закрываться. Всех распустили, сократили, даже актеры драмтеатра имени Махамбета встали за прилавки на рынках, что уж говорить о художественной самодеятельности.

Но Мурат продолжал работать в Доме культуры даже тогда, когда его оставили на полставки. Так продолжалось несколько лет, пока не объявили 2000 год Годом поддержки культуры. Эта была радость, но до заветной мечты получить звание народного было еще очень далеко. И только в 2010 году по итогам областного фестиваля театру было присвоено звание народного. С тех пор труппа навсегда прописалась в Доме культуры, а сам народный театр называется «Жарсуат».

whatsapp image 2025 03 26 at 11.06.42 2

— И до сих пор, даже в нынешних условиях, когда у Дома культуры есть бюджет, когда имеется хорошая база, народному театру непросто выживать, так как в штате только один режиссер, а все остальные — актеры, гримеры, костюмеры — все работают за «большое спасибо», — говорит Мурат Талас. — Как и 40 лет назад, мы собираем по сусекам декорации, костюмы, всё, что нужно для спектакля, приходится доставать своими силами. Что-то перекраивается, перешивается, всё заново мастерим – и на сцену. Но вот в этом есть своя какая-то особенность, неповторимость. Ведь на сцене и в зрительном зале не бывает случайного человека, сюда приходят и остаются только люди особой закалки, с душой, способной вместить и боль, и радость мира. Подбор актеров идет старым методом — кто ближе к искусству, не боится сцены, у кого душа просит творчества. Выручают учителя и школьники, иногда госслужащие и просто активные сельчане.

Как шутит режиссер, он прекрасно знает, что у кого хранится дома, в летней кухне, гараже или в сарае. Даже порой бывая в гостях у своих земляков, всегда подмечает, ловит себя на мысли, что озирается по сторонам, ищет глазами, стараясь запомнить, у кого что есть и что где висит для будущей постановки. Сельчане хорошо знают Мурата Бауеденовича, ценят его преданность и порой даже подсказывают, где что можно найти для будущей пьесы, ведь всегда хочется помочь заинтересованному человеку. Более того, сами помогают ему с пошивом костюмов, гримом. Конечно, все это на простом любительском уровне, но делается с душой и от всего сердца.

— И все же театр — это настоящее чудо, это прекрасно, — продолжает М. Талас. — В сёлах, посёлках, в районных центрах, городах, где нет профессионального коллектива, народные театры знакомят зрителей со сценическим искусством, а это благотворно влияет на общественную, культурную жизнь населения. Деятельность таких, пусть даже самодеятельных коллективов способствует расширению культурного кругозора человека, воспитанию эстетического вкуса. Здесь могут родиться настоящие звезды профессиональной сцены. Я сам, стоит мне по каким-либо делам при­ехать в Атырау, обязательно найду время сходить в театр, познакомиться с новыми постановками. Смотрю спектакли не только глазами зрителя, мне важно увидеть задумки режиссера.

При этом все время работы в сельском клубе, а это с 1978 по 2023 годы, М. Талас поддерживал связь с режиссерами, художниками, с ведущими актерами Академического театра имени Махамбета. Полтора года назад Мурат ага вышел на пенсию, и его на режиссерском посту заменил ­Айбек Бейбитулы, очень способный молодой человек, выпускник отделения искусства Западно-Казахстанского государственного университета имени Махамбета.

whatsapp image 2025 03 26 at 18.22.03

Айбек тоже родился и вырос в селе Жарсуат и свое ближайшее будущее связывает с народным театром. В 2023 году театр под его руководством защитил звание народного, поставив сатирическую трагикомедию «Қабаған ит» известного казахского поэта, прозаика, драматурга Капана Сатыбалдина, а еще подготовил постановки «Ажар мен ажал», «Қозы Көрпеш — Баян Сұлу» и другие – всего в репертуаре народного театра должно быть не менее четырех постановок по 45 минут. По итогам 2025 года Айбек Бейбитулы стал лучшим работником культуры Индерского района. На областном театральном фестивале, посвященном 110-летию выдающегося артиста Шакена Айманова, молодой человек стал лучшим режиссером народного театра, в числе самых-самых и сам коллектив.

Звание обязывает

Свои театры в идеале должны иметь все дома культуры и сельские клубы. Для этого нужна не только хорошая материально-техническая база, а она, кстати говоря, имеется — во всех семи районах нашей области активно строятся социальные объекты — нужно еще располагать желанием, любить искусство. Тогда дело хорошо пойдет. Таких преданных людей, как ветеран сферы культуры Мурат Талас, 45 лет своей активной жизни посвятивший сцене, немало.

О нескольких крепких сельских коллективах нам поведала заведующая аналитическим, мониторинговым и методическим отделом областного центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Дидар Арыстангалиева:

— Народный театр «Амангельды» одноименного села города Атырау не закрывался даже в самые сложные 1990-е годы, сейчас там работает режиссер Ерлан Камзаев, который смело берется за любые постановки. На хорошем уровне работают курмангазинцы, там несколько театров. Среди них народный театр села Тениз, где режиссирует Турарбек Утегалиев. Театральный коллектив Орликского сельского клуба этого района под руководством режиссера Берика Жумагазиева также мастерски передает сложные классические образы. Активно работает ищущий режиссер из села Аккистау Фаруза Рахметова.

По словам Д. Арыстангалиевой, звание народного театра каждый коллектив защищает один раз в три года. Каждый театр, имеющий звание народного, должен ставить в год по четыре спектакля, не считая постановочных работ к государственным праздникам и юбилейным датам.

Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button