ГОРОД ОБРЕТЕТ СВОЕ ЛИЦО

Город обретет свое лицо копия Актуально

Прогуливаясь по городу, наши читатели наверняка обратили внимание на малые скульптурные формы, гармонично расположенные вдоль бульвара Смагулова, в парке Победы, по проспекту Сатпаева и многих других местах. Это творения молодого скульптора Гульфии Мельдеш, чьи работы направлены на эстетическое воспитание людей.

 

Мы застали Гульфию за работой рано утром. Миниатюрная, улыбчивая и позитивная девушка с кистью в руке наводила последние штрихи на скульптурах верблюдов, выстроенных в караван вдоль эстакады на пересечении проспекта Сатпаева и улицы Курмангазы. Общение наше происходило в процессе работы, так сказать, без отрыва от производства. Каменные верблюды уже почти готовы, осталось лишь придать им естественный цвет, свойственный их шерсти. Все корабли пустыни у Гульфии получились разные, так задумано. С месторождений верблюды везли в торбах нефть. Тогда эти емкости были разными по размеру и равномерно распределялись между животными. Завершает композицию верблюд, навьюченный деталями юрты.

— Это собирательный образ животных. Главное — мы сохранили особенность нефтяного края, — рассказывает Гульфия, нанося густой слой краски на скульптуру. — В нашей работе нет цели сделать точную копию. В первую очередь необходимо во внешних деталях передать внутренний мир человека или любого другого образа.

— Так было и с Хиуаз Доспановой, скульптуру которой, установленную у центрального моста несколько лет назад, делала я, — продолжила она. —  Некоторые говорили, что не похоже, но это никогда не является целью скульпторов — передать все один в один. Хиуаз была сильной женщиной, отважным человеком — вот что главное. Вот хан Абулхаир. Все воспринимают его по портретам и скульптуре как могучего человека, высокого и воинственного. На самом деле он был сухой и хромой старичок, но как личность сильная. То же самое и Тамерлан. Поэтому в скульптуре главное  — не просто внешнее сходство, а образ и личность.

Памятник Хиуаз Доспановой стал отправной точкой. Многим понравилась работа Гульфии Мельдеш, и тогда местные власти вышли к ней с предложением заняться эстетическим оформлением города. Но началось все с кухни…

Несколько лет назад выпускница Академии искусств имени Жургенева, преподаватель того же заведения, владелица собственной мастерской в Алматы Гульфия Мельдеш вышла замуж за атырауского парня. Семейная жизнь протекала в основном в четырех стенах, вернее, даже на кухне. Как и принято в больших казахских семьях, домашние хлопоты занимали все свободное время. А душа просила творчества. «Поработав» месяца три снохой и сильно истосковавшись по работе, Гульфия сняла фартук, положила в увесистый портфель все свои эскизы, наброски и проекты и пошла в акимат. И заявила с ходу: «Я вижу — город не оформлен. Могу вам в этом помочь. Вот мои творения». На ее счастье, в областном акимате повстречались понимающие люди и пошли девушке навстречу. Доверили сначала скульптуру Доспановой, а затем, убедившись в ее таланте, предложили сотрудничать дальше. Так появилась влюбленная пара, мир животных, караван и многие другие детали, которые гармонично вписались в уличные пейзажи.

Лить их непросто, приходится работать с разными материалами — от металла до гранита. Скульптура — мужская работа. В ее группе учились десять парней и одна Гульфия. Но дело это, можно сказать, семейное, папа Гульфии Тлеуберди Мельдешулы — профессиональный скульптор. По стопам отца пошла и младшая сестра Аршагуль.

В последние годы скульптурой все чаще увлекается слабый пол. Хотя, например, тот же верблюд весит почти тонну. И в мастерской, чтобы его отлить, приходится работать с плавленым металлом и огромными станками. А потом все это везти на поезде из Алматы в Атырау.

— Но я другого себе не желаю. Когда еду по городу и вижу свои кувшины, каменных животных, душа радуется. Человек, независимо от профессии, должен творчески развиваться, расти. Даже за три года пребывания в Атырау вижу эту разницу. Все больше людей интересуется искусством, понимает его, — говорит Гульфия.

Малые скульптурные формы, ставшие настоящим украшением города, есть не только в областном центре. Свой маленький культурный уголок соорудили и работники Дома культуры поселка Доссор. Фигурки животных, расположенных рядом в парке, не претендуют на высокую эстетику, но задумка хорошая.

Подобные детали украшают столицу нашей республики, много их в Алматы и других городах. Практически все с национальным колоритом, сделаны в соответствии с казахской культурой. И это немаловажно. Гостей наша страна может привлекать самобытная культура населяющего народа. У казахов она богатая, и это наше достояние.

Такие детали создают уют, облагораживают территорию, делая ее привлекательнее. Отдыхая у такой красоты, как-то стыдно мусорить, не поддерживать чистоту. Это поднимает уровень культуры человека. И в данном плане в Атырау виден прогресс.

 

Марина КУАНЫШЕВА,

фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна