В этом году исполняется 170 лет со дня рождения пламенного певца казахской истории Мурата Монкеулы. Ученые Атырауского государственного университета в целях изучения прошлого нашего края всегда считали делом чести заниматься исследованием его знаменитых произведений «Үш қиян», «Сары арқа», «Шалгез», «Қазтуған», поскольку они содержат очень много ценных исторических сведений.
Еще в далеком 1924 году профессор Халел Досмухамедов писал: «Если кто-либо хочет заняться изучением казахской истории, то он непременно должен обратиться к творчеству Мурата Монкеулы». В этом плане одним из интересных исторических объектов считается захоронение Дари, где покоятся потомки прославленного би Есболая Караулы Дари, Караулы Есета и Жапарберды батыра, которые были воспеты Муратом Монкеулы. Памятуя об этом, с целью исследования его уникальных надгробных памятников группа ученых-историков университета выехала из г. Атырау на место захоронения Дари, находящееся на территории Махамбетского района, в180 километрахот города. Для точного определения расположения объекта мы взяли в качестве путеводителя известного генеалога, жителя села Алга Базара Амирулы.
Во время следования мы из уст аксакала Базара услышали немало интересных сведений и фактов, касающихся истории нашего края.
На территории Махамбетского и Кызылкогинского районов находятся захоронения казахских батыров, прославившихся в войнах против завоевателей. Среди них знаменитый батыр из рода аргын Утей и наш земляк Тайлан батыр, которые участвовали в Аныракайском сражении в 1730 году под началом хана Младшего жуза Абулхаира. После победы в знаменитой битве Абулхаир со своими подданными возвратился в Младший жуз, а Утей батыр также вместе со своим ханом выбирает для своего места жительства наш край. Однако ему не суждено было мирно доживать свой век. В одном из многочисленных боев против джунгар Утей погибает.
На пути следования мы обнаружили ряд захоронений представителей различных родов Младшего жуза, что может вызвать интерес историков нашей области. Примерно в 25-30 километрахот села Ортакшыл находится довольно крупное захоронение рода себек сары. Здесь хорошо сохранились надгробные плиты-кулпытасы, датируемые 1818, 1820, 1840 годами. В 40-50 километрахот города Атырау находится захоронение чингизидов рода торе. Надо полагать, что там покоятся потомки ханов Абулхаира и Нуралы.
На территории Махамбетского района также находятся захоронения Кожагула, батыров Жаркына, Жаналы, Жазыкбая, Кудыксая. Все они требуют отдельного изучения и исследования.
Во второй половине дня мы наконец-то оказались в последней точке нашего маршрута — у подножия захоронения Дари. Оно находится на возвышенной местности, именуемой народом Малайсары. Площадь захоронения составляет примерно 1000 квадратных метров. Уникальность Дари, во-первых, состоит в том, что тут погребены такие знаменитые исторические личности, как Караулы Есет, Караулы Сары, Жапарберды батыр. Во-вторых, здесь сосредоточено очень много надгробных памятников, которые отличаются очень богатым исполнением и огромными размерами, высота некоторых более трех метров. По нашему единому убеждению, эти памятники без колебания можно отнести к лучшим образцам народного искусства. На захоронении их более 100 единиц. Многие из них со временем подверглись разрушениям. Поэтому необходимо в срочном порядке провести комплексное исследование этих памятников с участием искусствоведов, арабоведов и историков. При изготовлении памятников использованы на высоком уровне все три известные формы казахского орнамента, то есть в них встречаются космологические, зооморфные и геометрические сюжеты.
Теперь несколько слов о тех, кто покоится в Дари.
Захоронение названо именем Дари Караулы. Его отец Кара являлся сыном знаменитого Итемген батыра. У Мурата есть такие строки: «Пять волков Итемгена — Кара и Табылды, Калдыбай, Матен, Кабылды. Когда они были живы, врагу было несладко». Возможно, в этом захоронении покоится и прах самого Кары.
По сведениям известного генеалога Мажита Мухтарова, Дари Караулы также был батыром, известным во всей округе. Он погиб в возрасте 27 лет в одной из стычек между родами за использование пастбищ.
Младший брат Дари, Есет Караулы (1779-1869) — батыр и жырау. Есет би родился на земле Карабау Кызылкогинского района Атырауской области. Будучи знатоком казахского шежире, казахской истории, все свои знания в этой области передал Мурату Монкеулы.
В этом захоронении также похоронен сын Кабыла — Жапарберды батыр. В знаменитом сражении в 1831 году Кулбарак батыра с хивинским войском Аллакула батыра Жапарберды удалось остаться в живых. В 1833 году он, победив своего заклятого врага Аллакула, освобождает пленных и возвращает их на родину вместе с имуществом и скотом.
После окончания экспедиции мы проанализировали всю работу, изучили захоронения, факты. Работы здесь для археологов, историков очень много.
Необходимо полностью взять под государственную опеку захоронение Дари и в дальнейшем превратить его в интересный туристический маршрут.
СПРАВКА «ПК»
Мурат Монкеулы — знаменитый казахский акын, жырау. Годы жизни — 1843-1906. Родился в селе Карабау нынешнего Кызылкогинского района Атырауской области. Рано остался сиротой, воспитывался у брата Матая.
Первоначальное образование получил у аульного муллы, который обучил Мурата арабской грамоте. С раннего детства Монкеулы начал сочинять стихи, и вскоре его прозвали «мальчик-акын».
Встретившись в 1860 году с акыном Жылкышы, Мурат Монкеулы начинает участвовать в айтысах. Одержал победы над известными поэтами Бала Оразом (1863) и Жаскеленом (1868). Состязался с другими акынами, среди которых можно назвать Калнияза, Жантолы, Тыныштыка, Шолпан и других. Эти айтысы помогли Монкеулы пройти настоящую школу поэтического мастерства.
***
Мурат Монкелуы создал множество песен, толгау и посвящений, в которых обращался к истории, воспевал любовь к родной земле. Наиболее известны его толгау «Белый сокол — самая благородная из птиц», «Смерть». В них поэт выражает свой взгляд на жизнь, представляет основы своего мировоззрения.
***
Акын использовал в своих произведениях манеру книжной поэзии. Это касается его стихотворения «Девушка», в котором он создает образ юной красавицы. В своих произведениях Монкеулы старается использовать приемы и традиции стихосложения, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков.
***
Мурат Монкеулы внес немалый вклад в развитие казахского литературного языка. В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного люда против угнетателей, в частности, против царских властей.
Шахман НАГИМОВ,
доцент Атырауского государственного
университета