«Домбырамен ән шырқайық»
Так называется новое учебное методическое пособие для музыкальных школ, студий, колледжей, вузов и дополнительного музыкального образования, выпущенное в январе 2022 года в типографии Атырауского университета им. Х. Досмухамедова.
Интересной особенностью данного пособия стало то, что авторами нотированного труда устного профессионального исполнительского искусства обозначены студенты третьего курса Галамат Тел и Айза Калиева. Эти студенты занимаются в научной школе кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника института литературы и искусства им. М. Ауэзова, преподавателя кафедры «музыка и искусство» Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Бакыт Турмагамбетовой.
– Народное пение, как правило, передавалось из поколения в поколение из уста в уста. Казахи обладают природным талантом к пению и, слушая звуки домбры, музыку подбирали тут же, на слух, слова запоминались таким же образом, – рассказывает руководитель проекта «Споем под домбру», ученый-искусствовед Бакыт Турмагамбетова.
По словам ученой, этнографы и музыковеды казахские песни стали систематически нотировать в начале ХХ века. И до сегодняшнего дня издано очень много песенных сборников. Но главное отличие данного пособия – это нотирование народных песен с домбровой партией, которые ранее не были записаны.
В сборник вошли самые популярные традиционные песни Западного региона, которые чаще всего исполняются в народе. Это такие песни, как «Ак ерке», «Акайша», «Саулем-ай», «Он алты кыз», «Халык термеси» и другие.
– Вначале мы рекомендуем учащимся только нотный текст для домбры. Потом, постепенно, учащийся изучает песни со словами, – рассказывает руководитель проекта.
Также авторы учебного пособия при написании текстов песен сделали сноски – по чьей версии они записаны.
– Учитель и ученик должны точно знать, чей вариант текста они изучают. Дело в том, что в народных песнях мелодия, как правило, остается одинаковой, а вот слова иногда разнятся. Например, песню «Аксур ат» поют несколько человек, и отдельные слова в тексте могут быть разными. Поэтому мы делаем сноску, что данный вариант дан по версии известной домбристки Акмарал Еримбетовой. Или, например, песня «Акайша» в нашей тетради дана по версии Кайрата Какимова, хотя в исполнении великого музыканта домбровых песен Гарифуллы Курмангалиева некоторые слова в тексте звучат по-иному, – продолжает объяснять ученый-искусствовед.
Кроме того, в пособие авторы включили и изображение правильного положения тела, рук и ног при игре на домбре – как для девочек, так и для мальчиков. Также они предлагают изучить строение самого музыкального инструмента.
– То есть музыкант должен знать, из каких деталей состоит домбра: где находятся басы, кулак, мойын, ойыгы и так далее. Хороший домбрист должен чувствовать инструмент и относиться к нему как к живому существу, – считает Бакыт Жолдыбаевна.
В методическом пособии для учеников народного устно-профессионального исполнительского искусства помещены и фотографии известных корифеев народной песни на домбре четырех регионов Казахстана: Уральска, Актобе, Мангистау и Атырау.
Несмотря на то, что из-за пандемии официальная презентация учебного пособия была перенесена на апрель, оно уже обрело популярность среди студентов и преподавателей музыкальных колледжей и вузов. Так, несколько экземпляров переданы в Казахский Национальный университет искусств в Нур-Султане, в Алматы – в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы, также книга пользуется спросом среди учителей музыкальных школ.
Рецензию к учебному пособию «Споем под домбру» написал известный традиционный певец, заслуженный деятель РК Нуржан Жанпеисов.
Официальная презентация учебного пособия и еще одного проекта – двухтомника «Традиционные песни и кюи Атырауского региона ХХ века», в которых собраны песни и кюи, сведения о композиторах-самородках нашего региона, запланирована ко Дню науки, в апреле. В двухтомнике собраны песни из восьми районов Атырауской области.
– При работе над двухтомником я сталкивалась с такими моментами, когда нигде не фиксировались даты рождения и смерти народных музыкантов-самородков. Приходилось копаться в фотоархивах, даже посещать могилы композиторов, некоторые материалы были привезены мной из Алматы, Актобе, здесь же включены имена семейных ансамблей тех лет, – рассказывает о своей работе научный сотрудник. Всего за последние два года Бакыт Турмагамбетова издала шесть книг, среди которых – «Музыкальное наследие Хаттара Дюсемалиева», посвященное музыкальному наследию певца, юмориста Хаттара Дюсемалиева, стоявшего у истоков местной традиционной певческой культуры. Кстати, знаменитому корифею в 2021 году исполнилось 95 лет.
– Очень важно, чтобы к научным исследованиям присоединялась молодежь. Иначе народное творчество канет в Лету, – говорит исследователь. К сожалению, сегодня студенты неохотно идут в науку, но все-таки среди них есть желающие этим заниматься. У руководителя научной школы молодых музыковедов сейчас занимаются несколько студентов. И Бакыт Жолдыбаевна продолжает привлекать молодежь к научной работе, доказывая своим трудом, что исследование – очень нужное и увлекательное занятие.
Анжелика КИМ