КультураНовостиОбщество

Брат ты мне или не брат?

 

Человеку свойственно искать родственников, общаться с ними. Он тянется к близким по крови людям, обретая в их лице опору, уверенность, черпая душевное тепло от общения с ними. Наверное, это характерно не только для отдельных людей, но и для целых народов.

Тюркский мир, к которому принадлежат казахи, огромен. Есть множество этносов, близких по происхождению, языку, обычаям. В предлагаемой вниманию читателей статье речь пойдет о ногайцах – пожалуй, наиболее родственной к казахам народности.

Первая встреча

 Был у меня в армии случай. После полутора лет службы меня – «деда» Советской Армии – вызвал командир части и приказал идти в соседнюю войсковую часть, чтобы провести курс молодого бойца с новобранцами. Накануне прибыло пополнение с Кавказа. Пришел, скомандовал построение. Двадцать нескладных, в мешковатых х/б юношей кривовато выстроились в шеренгу. Сразу обратил внимание на троих пацанов. Вроде прибыли с Кавказа, а на вид чис­тые азиаты, более того во внешности свое – до боли знакомое, родное. Распустил строй, троих оставил.

 – Кто? Откуда? – воп­росы прозвучали сухо, по-военному. А самому как-то неловко, как будто родню неласково встречаю. Оказалось, ребята действительно с Кавказа. Следующий мой вопрос прозвучал совсем не по-военному, удивленно: «А почему тогда на казахов похожи, если кавказцы?». «А мы ногайцы, – ответил самый шустрый. И тут же нарушил субординацию: «А вы казах?». Я нахмурился, но рассердиться не получилось, уж очень мне нравились эти ребята, сам не знаю, почему. Потом, при любом удобном случае, я беседовал с ними, интересовался жизнью, бытом, обычаями. Обнаружил много общего с нами, с казахами. Неоднок­ратно перечитавший «Золотую Орду» Ильяса Есенберлина, я, конечно, знал про ногаев, но, что они окажутся настолько близки к нам, даже не ожидал.

 К сожалению, через 21 день после окончания курса мы расстались – их распределили в другую часть, и больше не виделись. Но в памяти навсегда остался тот момент. И вот спустя 30 лет я снова встретился с ногаями, на этот раз в Yotube. Сошлись мнениями в комментариях к какому-то видео, обменялись номерами телефонов, и вот во что вылилось наше общение.

Кто ты мне, ногай?

 «Кто такие ногаи, что вы знаете об этом народе?» – с этим вопросом я обратился к своим друзьям, знакомым. Я сознательно не спрашивал у специалистов, мне важно было знать, что думает по этому вопросу среднестатистический житель нашего региона. Как ни странно, наиболее близкий ответ дал русский: «Какие-то ваши родственники». Остальные ответили в духе, что они тюрки, близкие к татарам. Некоторые, что просто знают – есть такой народ, не более. А между тем…

Впрочем, обо всем по порядку.

 В казахском фольклоре пос­ле XV века часто встречается определение «ноғайлының ауыр жұрт». По свидетельствам казахских исследователей, начиная с Шокана Уалиханова, ногаи проживали от Едиля (Волга) до нижнего течения Сырдарьи с запада на восток и от Арала до Сибирского ханства с юга на север. В то же время, судя по топономике, отдельные роды ногайцев доходили до Семиречья на востоке, есть географические названия на территориях современных Кыргызстана и Узбекистана. Нельзя, конечно, говорить, что Ногайская Орда захватывала все эти места, ведь факт наличия в Азербайджане города Казах не свидетельствует о том, что это государство когда-либо входило в состав Казахстана. Но все эти данные свидетельствуют о тесной связи между казахами и ногаями.

 Теперь другой вопрос: насколько тесно было это взаимодействие? Ответ прост и однозначен – настолько, насколько тесно общаются сейчас, допустим, роды Бериш и Шеркеш у нас в Казахстане. То есть мы – один народ. У нас один предок – Западно-Кипчакская конфедерация племен домонгольского периода. То есть половцы – куманы – кипчаки XI начала XVIII веков. Попробуем доказать сказанное.

Взгляд в прошлое

 После знаменитого похода Бату хана, когда степи от современных Венгрии и Болгарии до Иртыша попали в сферу влияния Улуг Улуса (Золотой Орды), западная часть этой империи получила название Ногайского улуса, это междуречье Дона и Днепра. Название улуса происходит от имени бек­лербека (премьер-главнокомандующий войсками) Ногая, правнука Джучи хана, который был хозяином этого улуса. После смерти ханов Батыя и Берке Ногай становится самой влиятельной фигурой Орды, самолично, без согласия Сарая (столица Золотой Орды), раздает ярлыки русским князь­ям, держит в вассальной зависимости Византию (он был женат на внебрачной дочери императора Михаила VIII Палеолога Ефросинии), Сербию, Болгарию. Стремясь к самостоятельности, он переносит свою ставку на берега Дуная и, по сути, перестает считаться с центральной властью. По мнению русского историка и писателя Николая Карамзина, Ногай был самой значимой фигурой в Золотой Орде, в то же время его стремление к независимости нанесло большой вред могуществу государства.

 Почему мы так подробно остановились на фигуре знаменитого темника? Как нетрудно догадаться, большинство ученых считают, что от его имени берет свое название народ ногаев. Еще более интересен воп­рос об этническом составе населения Ногайской Орды. Как известно, Чингис хан, поделив между сыновьями территории, каждому из них дал всего по 4 тысячи воинов. Разумеется, этого очень мало, и каждый набирал себе армию из местного населения. В этом отношении можно считать, что Джучи и его потомкам повезло – ведь степи населяли кочевники, как и сами монголы (вопрос об этнической принадлежности монгол времен Чингис хана требует особого подхода, но пока этот воп­рос мы не будем затрагивать) и в воинском умении ничем им не уступали. Так вот, вспомним предмонгольский период. В придонских степях тогда жили племена, известные в русских летописях как половцы, в византийских – куманы, венгерских – куны, а арабы и персы их называли кипчаками. Вот кипчаки и составили ядро вой­ска Ногаева. Известно, что Чингис хан разрушил систему родовых связей подчиненных земель и перемешал племена. Таким образом, здесь, кроме кипчакских родов, оказались уйсуни, найманы, кереи, аргыны, одним словом, в самом западном улусе империи были представители всех племен и родов, ныне входящих в состав казахов. И в то же время назывались они ногаями.

 Оставаясь в своем улусе, Ногай, тем не менее, принимал самое активное участие в жизнедеятельности Орды. Не имея права самому наследовать прес­тол (его дед Бувал происходил от незаконной жены Джучи хана), знаменитый темник, тем не менее, влиял как на внут­реннюю, так и на внешнюю политику государства. Дошло до того, что трон Бату хана никто не мог занять без согласия беклербека. Он пережил шесть ханов Золотой Орды, троих сам посадил на трон. Но с последним своим протеже – Тохта ханом – альянса не получилось. Стороны начали открытую вой­ну, стареющий Ногай ее проиграл и был убит. Ногай умер, а имя его осталось навечно. Потомки народа его улуса назвались ногайлинцами – людьми Ногая, а потом уже и ногайцами. Тохта, не доверяя оставшемуся населению, переселил их обратно в приволжские и прижаикские степи. А условия кочевой жизни диктуют свои законы, что объясняет многочисленные названия местностей в разных концах степи с участием слово ногай.

 Продолжение следует…

Кайрат Сатаев

Фото: camonitor.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button