В Атырауской области в этом году начнется долгожданная реконструкция автодороги Атырау-Астрахань, вернее от областного центра до границы с Российской Федерацией. Трасса не ремонтировалась со дня основания, то есть с 70-х годов прош-лого столетия. Но это не единственная хорошая новость, связанная с автодорогами. Также в 2018 году планируется «обеспечить комфортный проезд» и по трассе Атырау-Уральск. Об этом в интервью «ПК» сообщил директор Атырауского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Даурен Ергалиев.
Актобе- Атырау-Астрахань
Представитель национальной компании рассказал, что проект реконструкции автомобильной дороги, соединяющей казахстанские города Актобе, Атырау и проложенной до границы Астраханской области (РФ), был запущен в ноябре 2017 года. Ремонт участка дороги от города Актобе до Атырау финансируется за счет кредитных средств Азиатского банка развития. Работы ведутся со стороны соседней области. Планируется, что в течение трех лет (до 2021 года) проект будет полностью реализован.
Реконструкция участка трассы от Атырау до границы России начнется в текущем году, предположительно в июле. Проект будет финансироваться из заемных средств Исламского банка развития. Сегодня Министерство финансов РК ведет переговоры с кредитором. Стоимость ремонта оценивается в 80 млрд. тенге. Срок реализации проекта – 3 года.
Кроме того, автодорога Актобе-Астрахань не будет «заезжать» в Атырау. Сейчас готовится проект строительства объездной дороги, которую проложат в 10 км от черты города. В северной стороне она пройдет в районе между селами Береке (Память Ильича) и Алмалы. Там же будет построен мост через реку Урал.
Атырау-Уральск
Отдельного упоминания и разъяснения требует состояние автодороги Атырау-Уральск. Напомним, что это шоссе было отремонтировано одним из первых в республике. Тогда говорили, что дорога протяженностью почти 500 км была реконструирована за $118 млн, выделенных в качестве кредита Японским банком международного сотрудничества. Трасса была сдана в эксплуатацию в 2005 году.
Начиная где-то с 2009-2010 годов дорога на некоторых участках начала разрушаться. С тех пор она ежегодно ремонтируется. Размер участка, относящегося к Атырауской области, составляет около 200 км. Наиболее пострадавшим оказался отрезок длиной в 20 км, на границе Махамбетского и Индерского районов. Из них 5 км пришли почти в негодность. Здесь асфальтное полотно будет полностью заменено.
«Ремонтные работы начались в прошлом году. Было подготовлено основание дороги. Вырезано полотно на некоторых участках. Но из-за того, что деньги были выделены в сентябре, мы не успели. Погода нам не позволила продолжить работы», – говорит Д. Ергалиев.
Ремонт планируется осуществить методом холодного ресайклинга. На основание дороги положат смесь, состоящую из асфальта, щебня и бетона. Считается, что это одна из лучших современных технологий ремонта дорог, не требующих значительных затрат.
«Сегодня трасса нещадно эксплуатируется. Согласно проекту эта дорога рассчитана на проезд 3 тысяч автомашин в сутки. А фактически в сутки по этой дороге ездит до 7 тысяч автомашин», – говорит представитель «КазАвтоЖол».
В идеале трасса нуждается в полной реконструкции. Но в данный момент для этого нет денег. Ведь ранее была проведена не полная реконструкция или капитальный ремонт, а всего лишь реабилитация дороги. Задача стояла обеспечить комфортный проезд, что и было сделано. Там проложен асфальт всего лишь 10-сантиметровой толщины, рассчитанный на нагрузку всего 8 тонн на ось.
«Дорога, в принципе, себя оправдала. Мы будем ее восстанавливать. И в этом году мы обеспечим необходимые условия проезда. С гарантией на 2 года», – обещает Д. Ергалиев.
По его словам, запрещать проезд для большегрузных машин, которые отчасти и разрушают дорогу, никто не будет. Потому что это республиканская трасса.
«Если у грузовика есть специальное разрешение, полученное в инспекции транспортного контроля, если они заплатили за это разрешение государству, то никто не вправе их задерживать», – отметил собеседник «ПК».
Атырау-Актау
Самой идеальной на сегодняшний день дорогой, к которой нет никаких серьезных претензий, является автотрасса Атырау-Доссор-Кульсары-Бейнеу и далее в Актау. Она приводилась в порядок долгое время. Сначала был отремонтирован участок со стороны Актау до границы Атырауской области. Затем был реконструирован отрезок между Доссором и Кульсары. Долгое время оставался разрушенным участок от райцентра Кульсары до Бейнеу. На сегодня, чтобы привести дорогу в безупречное состояние, осталось только построить объездные дороги в районе села Доссор и города Кульсары, чтобы автотрасса не проходила посреди населенного пункта. Это, в первую очередь, делается в целях обеспечения безопасности жителей.
В принципе, шоссе имеет все необходимые параметры, чтобы сделать его платным, что, собственно, и собирается предпринять «КазАвтоЖол». Платность будет введена не на все виды транспорта, а только на грузовые.
Дорожный сервис
Всего по области к ведению национального оператора относится 990 км автодорог республиканского значения.
Помимо исправности дорожного полотна компания следит и за состоянием придорожного сервиса. На данный момент удалось договориться с автозаправочными станциями «КазМунайГаз» и «Sinooil», чтобы они предоставляли для путников бесплатный туалет. Актуальной остается проблема мусора.
«ТОО «КазАвтоДор» практически каждый день выезжает и собирает мусор. Некоторые люди вместо того, чтобы выбрасывать его в специальные контейнеры, оставляют возле маленьких урн, установленных на остановках», – рассказывает Д. Ергалиев.
По его словам, на многих участках обочина дорог завалена мусором. Остается только просить население проявить заботу об окружающей среде и не засорять ее отходами. Ну и местной полицейской службе не помешало бы проследить за этим.
Представитель «КазАвтоЖол» сообщил, что для улучшения безопасности дорожного движения практически на всех основных выездах из Атырау будут установлены контрольно-пропускные пункты, а также осветительные фонари на расстоянии до 10 км от областного центра.
Дулат ТАСЫМОВ