ИсторияКультураЛичность

МАТЬ КЮЕВ – ДИНА

Празднование юбилея великой кюйши Дины Нурпеисовой продолжилось на ее родной Атырауской земле. В ДК имени Курмангазы состоялась областная научно-практическая конференция «Өмірді өнерімен суреттеген тұлға», посвященная 30-летию Незаисимости страны и 160-летию Дины Нурпеисовой. 

На конференцию съехались профессора консерваторий, музыканты-исследователи, общественные деятели, краеведы, студенты и т.д. Гостей конференции приветствовала руководитель музыкального колледжа имени Дины Нурпеисовой Гульнара Садуахасова. 

Среди гостей был профессор, директор фонда «Күй анасы»,  правнук Дины Нурпеисовой Толеген Куанышев.

Потомок Дины рассказал о деятельности фонда, о предстоящих мероприятиях в честь ее 160-летия. Общественный деятель Ирак Елекеев в своем выступлении отметил, что домбра является главным брендом казахов, звуки ее способны поднимать дух народа. А Дина по праву носит имя матери кюев.

Писатель-краевед Утепберген Алимгереев в своем выступлении рассказал интересные факты о Дине Нурпеисовой. 

По его словам, она родилась на территории Уральской области в ауле Жанакала. Есть документальные сведения о том, что в возрасте 69 лет Дина устроилась дояркой в колхоз «Кызыл тан» Курмангазинского района. На это ее вынудила необходимость прокормить своих детей. 

В Курмангазинском районе она жила в ауле Жыңғылды көл, местность интересна тем, что там находится 30 озер. И именно отсюда в конце августа 1937 года 76-летняя Дина отправилась в Алматы на фестиваль лучших исполнителей, каждый из которых прошел конкурсный отбор. А Дину позвали по поручению Ахмета Жубанова. Спустя два года она стала первой из двух тысяч исполнителей на всесоюзном конкурсе в Москве, а в 1944 году 83-летняя Дина выступила в Ташкенте, где удостоилась звания Народной артистки КазССР. 

В Курмангазинский район впервые Дина переехала в 1919 году, сначала она поселилась в ауле Дынгызыл, затем Кошалак, затем жила в Азалы, далее в Буйыргын. Когда она впервые зимой приехала в Дынгызыл, ее специально посетил Жахан (отец Ильи Жаханова) и сказал: «Шырагым, ты переехала в зимнюю стужу, помогать тебе некому, у всех свои заботы. В аулах многие мечтают научить детей играть на домбре, займись этим, и ты с детьми будешь сыта!»  

Также есть сомнения по поводу ее ру, она была из рода Карабай  Торе, как и мать Жангир хана, но в то время этот род преследовался, поэтому она представлялась Дина из рода Карабай Толенгут.

По поводу замужества в некоторых источниках пишут, что Дина вышла замуж в 15 лет. Но есть свидетели слов самой Дины: «Я вышла замуж в 18 лет «қара көтен жасымда». В то время девушки, выходившие замуж в 18-20 лет, считались засидевшимися и назывались «қара көтен». Она вышла за Нурпеиса, у которого уже были байбише и две дочери. Но через год во время скачек его лошадь падает, и он погибает. Вскоре семья решает судьбу Дины по традиции аменгерства, младший бездетный брат покойного Шәпөк берет ее второй женой. Но своенравная Дина ставит условие, что, мол, не пойдет жить в его дом, если надо ему, пусть сам приходит в ее дом. Так и произошло, в итоге Дина рожает от него десятерых детей. В Исатайском районе сохранилось название возвышенности Шәпөк төбе, у подножья которого Дина переступила порог дома своего мужа Нурпеиса.

Также существует легенда о том, что 9-летняя Дина путешествовала по аулам с Курмангазы и училась у него игре на домбре, что, скорее всего, выдумка. Такая ситуация противоестественна менталитету народа, девочка-ребенок не могла бродить со взрослым 38-летним мужчиной по селам и весям, вернее всего, Дина училась игре во время заездов Курмангазы.

Во время игры на домбре Дина внимательно смотрела в глаза слушателей, так она распознавала способности сидящих и приглашала талантливых на встречу на другой день. Она любила путать слушателей, меняя исполнение одного и того же кюя. В истории остались слова кюйши Жанбырбая: «Дина нас вконец запутала «есалаң қылды» исполнением «Кайран шешем», утром произведение звучало привычно, а вечером – совсем по-другому!» Это говорит о ее честолюбии, она хотела быть всегда лучшей, поражать слушателей. Но она восторгалась настоящим талантом, лучшей похвалой Дины были слова «Эй, шайтан бала!», она тихо повторяла их многократно.

По словам критиков, мастерство Дины смог унаследовать лишь один исполнитель, это атырауский кюйши Рысбай Габдиев. 

Педагог-исследователь, учитель класса домбры музыкальной школы Жанакалинского района Уральской области Гульбар Шуакбаева также подтвердила, что приехала из родного аула Дины. Она также рассказала интересные сведения о Дине. Русский искусствовед Н. Савичев писал «Если бы она получила европейское образование, то равных ей не было бы!» Ее другом и ровесником был другой ученик Курмангазы – Сейтек Оразалыулы. Они встретились в 1923 году в Астрахани и дружили по жизни. 

В советское время было принято считать, что Дина сочиняла кюи в честь советских праздников, к примеру, говорилось, что «Әсем қоңыр» посвящен счастливой советской молодежи. На самом деле кюй был посвящен старшей дочери Коныр, Дина переживала за ее судьбу, она дважды была замужем, потеряла ребенка.

Также есть сведения, что Дина не признавала искусственные струны и готовила их сама из бараньих кишок.   

При жизни Дина сказала, что повторение ее таланта в потомках надо ждать в восьмом поколении по женской линии, раньше не будет. Так и случилось – Толеген Куанышев является восьмым потомком по женской линии.    

Научная конференция продолжилась во второй половине дня в здании музыкального колледжа имени Дины Нурпеисовой, где  состоялись пленарные сессии.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button