Город

Завянет ли букет рисков

Антикор проанализировал коррупционные риски в деятельности СПК-Атырау и, выявив нарушения, внес 30 рекомендаций по их устранению. В чем суть критики в адрес СПК? В ее ежегодной убыточности.

А причиной, по мнению Антикора, стало вложение средств в проекты с большой долей риска и, как результат, потеря денег, кроме того, некачественные договора со слабыми гарантиями возвратности вложенных средств. В немалой степени сыграл свою негативную роль и чрезмерно раздутый штат отдельных департаментов при их низкой продуктивности, а также дублирование функций, отсутствие прозрачности в подборе кадров и их премирование при действующих взысканиях, и еще наличие должностей, которые функционально не загружены. Целый букет нарушений, которыми Антикор остался недоволен. Так были ли выполнены его рекомендации по изменению сложившейся ситуации?
Стоит заметить, в нынешнем году деятельность АО «Социально-предпринимательская корпорация «Атырау» рассматривалась не единожды — в областном акимате на Межведомственной комиссии по противодействию коррупции и непосредственно в департаменте Антикоррупционной службы по Атырауской области. Основанием служила недостаточная работа СПК «Атырау» по выполнению рекомендаций, выработанных Антикоррупционной службой в ходе анализа коррупционных рисков в ее деятельности. На одном из таких заседаний председатель правления АО «СПК «Атырау» Данияр Таханов заверил, что будут приняты организационно-правовые меры по недопущению подобных нарушений в будущем. И добавил, что убытки образовались до него и что он приложит все усилия, чтобы в будущем СПК приносила региону только пользу.

СПЛОШНЫЕ УБЫТКИ

Предварительно напомним, что Акционерное общество «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Атырау» зарегистрировано в региональном департаменте юстиции 11 мая 2010 года, и 100% держателем акции общества является государственное учреждение — управление финансов Атырауской области. Основная цель АО «СПК «Атырау» в содействии экономическому развитию Прикаспия через консолидацию государственного и частного секторов, формирование благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций и инноваций, а также участие в разработке и реализации инвестиционных проектов.
Антикор провел анализ коррупционных рисков в деятельности Акционерного общества «Социально-предпринимательская корпорация «Атырау», охватив период деятельности с 2019 по 2021 год. Что было использовано в качестве его источника? Нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность СПК «Атырау»: законы, приказы уполномоченных органов, внутренние правила объекта, положения, официальная информация, представленная корпорацией, сведения, полученные из информационных систем, материалы проверок уполномоченных органов, методическое пособие Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по проведению внешнего анализа коррупционных рисков. Что же показало финансовое состояние корпорации? В 2019 году убыток составил 718 млн 265 тыс. тенге, в 2020 году – 779 млн 891 тыс. тенге, в 2021 году – сумма уже перевалила за миллиард, точнее, 1 млрд 55 млн 586 тыс. тенге.

КТО В ОТВЕТЕ ЗА НЕВОЗВРАЩЕННЫЕ МИЛЛИОНЫ

Проверка Антикоррупционной службы показала, что в АО «СПК «Атырау» сложилась общая практика получения прибыли через вложение собственных средств, а также бюджетных средств, выделенных на реализацию определенных государственных программ, на депозитные счета банков второго уровня под определенные проценты. В принципе, данную процедуру АО «СПК «Атырау» расценило как положительную практику получения пассивного дохода для перекрытия административных расходов, да только с большой натяжкой. Дело в том, что такая тенденция имеет риски потери средств. За примером далеко ходить не надо. Еще в ноябре 2017 года АО «СПК «Атырау» вложило 212 млн тенге на депозитный счет в АО «Банк Астаны», ставка вознаграждения — под 9% годовых. А 9 января 2019 года вступило в законную силу решение Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 26 ноября 2018 года о принудительной ликвидации Акционерного общества «Банк Астаны». В связи с этим, до настоящего времени средства АО «СПК «Атырау» не возвращены. А на момент ликвидации сумма средств на депозитном счету составила 229 290 100 тенге (с вознаграждением и пеней).
Аналитики Антикора подсчитали, что АО «СПК «Атырау» за три года вложения собственных свободных средств на депозитные счета получило вознаграждение на сумму 162 503 925 тенге, то есть, корпорация создала искусственную видимость получения прибыли от вознаграждений по депозиту на сумму 162 503 925 тенге, тогда как понесенный ущерб от неправильного вклада составил 229 290 100 тенге. В Антикоре заявили, что за это провальное действие прежний председатель правления АО «СПК «Атырау» не понес наказания, хотя согласно должностным инструкциям именно он несет ответственность за принятые решения по финансово-экономической, производственно-хозяйственной деятельности и за общее благополучное развитие. На одном из совещаний по проблемам СПК-Атырау первый заместитель руководителя областного Антикоррупционного департамента Ескали Саламатов отметил, что «когда какой-нибудь гражданин похищает лошадь или корову, его сажают в тюрьму, а здесь (в СПК-Атырау – Прим. автора) убытки на сотни миллионов тенге, и никто не несет ответственности, все списывается на неэффективное управление, что не нормально».

НЕ СВОЯ КРЫША

Сотрудники антикоррупционного ведомства также установили, что ежегодно АО «СПК «Атырау» нецелесообразно тратит огромные средства на аренду помещения для офиса. Между тем на балансе АО «СПК «Атырау» имеется пятиэтажное здание, ранее принадлежавшее АО «Медицина» и конфискованное департаментом в рамках уголовного дела. Возникает вопрос, что же мешало средства, вложенные в аренду помещения, использовать на ремонт необходимого этажа здания для дальнейшего использования в качестве офиса?

РАБОТА ДЛЯ СВОИХ?

Теперь что касается кадрового делопроизводства, к которому у Антикора тоже возникли претензии. Изучили инструкцию по ведению кадрового делопроизводства и вновь принятых на работу сотрудников. Прием на работу осуществляется на основании письменного заявления, без процедуры проведения предварительного рассмотрения соответствия кандидата на указанную должность. Да и в самой инструкции прописана лишь процедура приема на работу только после получения письменного заявления кандидата, но норм, предусматривающих действия по объявлению вакансии в средствах массовой информации, социальных сетях, созданию специальной кадровой комиссии, определения профессионального соответствия кандидата на должность, почему-то нет. Также на официальном сайте АО «СПК «Атырау» за 2019-2021 год не были опубликованы объявления о конкурсе по приему на работу, из чего Антикор сделал вывод, что принятые люди могли узнать о вакансиях только через самих работников АО «СПК «Атырау». Хотя, согласно основным принципам трудового законодательства РК, ограничение прав человека и гражданина в сфере труда, недопустимо. Для всех кандидатов должно быть равенство прав и возможностей. Разве это не свидетельствует о том, что система трудоустройства в АО «СПК «Атырау» непрозрачна? Фактически искусственно были созданы барьеры для трудоустройства атыраусцев, не имеющих связей с работниками данной организации.
Более того, не утверждены и квалификационные требования работников. К примеру, в 2019 году на должность менеджера департамента по строительству была принята бакалавр казахского языка и литературы, и сейчас она исполняет обязанности директора этого департамента. А сотрудница, занимающая должность главного менеджера департамента реализации государственных программ и экспертизы проектов государственно-частного партнерства, по образованию является специалистом электроснабжения промышленных предприятий. То есть на работу в сфере строительства был принят учитель казахского языка и на должности менеджера в сфере реализации государственных программ и экспертизы проектов работает специалист по электроснабжению. Подобные кадровые решения в последующем могут отразиться на эффективности работы АО «СПК «Атырау», уверены в Антикоре.
Не оставили сотрудники Антикора без внимания и тот факт, что в данном положении отсутствуют нормы, регламентирующие наложение и снятие дисциплинарных взысканий. В частности, наложенные взыскания снимались приказом председателя правления менее чем за два месяца, для получения премиальных выплат.
Также по кадровой линии Антикор обратил внимание, что в АО «СПК «Атырау» штат раздут. В некоторых департаментах числятся всего два работника, из них один руководитель и один исполнитель. У председателя правления предусмотрены три заместителя, а также штат советника председателя.

ЖИДКИЕ ИНВЕСТИЦИИ

В АО «СПК «Атырау» три департамента осуществляют схожие функции по реализации инвестиционных проектов: департамент агропромышленного комплекса, департамент центра обслуживания инвесторов и департамент по строительству. Всего было рассмотрено 28 инвестиционных проектов, из них 10 проектов реализовано и 18 — на стадии реализации. За три года получена прибыль по инвестиционным проектам на 91 920 000 тенге.
Департаментом агропромышленного комплекса за три года рассмотрено всего 4 проекта, которые до настоящего времени не завершены и прибыль нулевая. То есть, в год данный департамент рассматривал всего по одному инвестиционному проекту. Сотрудники Антикоррупционной службы, проанализировав заработные платы работников всех трех департаментов, установили, что за 2019-2021 год на них затрачено 102500000 тенге, не учитывая административных расходов, премиальных выплат (в год по 2-3 раза в среднем по 200-300 тыс. тенге) и оздоровительных выплат (два оклада при выходе в отпуск). В результате работа трех департаментов не перекрывает даже расходы по заработной плате.
Возникли вопросы и по работе департамента по проектам недропользования.
Антикор считает необходимым пересмотреть целесообразность его содержания и работу АО «СПК «Атырау» в сфере недропользования, с последующим исключением функции по реализации проектов недропользования. Таким образом, помимо рекомендации о сокращении должности советника председателя правления, Антикор настаивает на упразднении департамента агропромышленного комплекса и передаче единиц штата в другое подразделение, а департамент центра обслуживания инвесторов и департамент по строительству объединить в одно подразделение с функциями рассмотрения инвестиционных проектов общего направления. Еще настоятельно посоветовали исключить практику создания и содержания департаментов, состоящих менее чем из 4 работников.

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД

Деятельность АО «СПК «Атырау» в сфере стабилизационного фонда в период 2019-2020 год регулировалась Правилами формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, утвержденных постановлением Правительства РК в 2012 году. А согласно решению акима области от 11 июля 2019 года и протокольному решению комиссии по управлению стабилизационным фондом на межсезонный период 2019-2020 гг. в стабилизационный фонд Атырауской области было поставлено всего 1115 тонн товаров. Сельскохозяйственная продукция была продана на 4 рынках города по утвержденным ценам ниже рыночных на 20-30%. Всего было реализовано 436,986 тонны товаров и 72,448 тонны составила усушка и убыль (согласно договору ответственного хранения КХ «АгроФеликс» возместило убытки по усушке и убыли). Оставшийся товар в объеме 605,566 тонны в связи истечением срока хранения передан на освежение в КХ «АгроФеликс» с последующей заменой на аналогичные товары из нового урожая.
У АО «СПК «Атырау» на сегодняшний день отсутствуют собственные склады, необходимый персонал для работы по приему, хранению, сортировке, развозке, реализации, учета товаров в связи с введенным мораторием на увеличение штата и создание дочерних предприятий. В связи с этим, хранением и реализацией товаров занимаются частные предприятия. К примеру, АО «СПК «Атырау» заключило договор ответственного хранения и реализации товаров стабилизационного фонда от 08.11.2019 года с ТОО «Атырау Агрофеликс» (аффилированное предприятие с КХ «Агрофеликс») и ежегодно путем пролонгации заключает дополнительные договора. Согласно требованиям договора ТОО «Атырау Агрофеликс» за каждый килограмм принятого товара получает 25 тенге до срока истечения хранения (в среднем шесть месяцев). Антикор посчитал, что имеются риски того, что в связи с отсутствием постоянного мониторинга реализации товаров стабилизационного фонда на точках продажи товар может перепродаваться третьим лицам по рыночной цене без документального оформления и в последующем самим же реализатором будут предоставляться в АО «СПК «Атырау» удовлетворительные отчеты по реализации товаров стабилизационного фонда.
Для исключения коррупционных рисков при предоставлении займа по стабилизационному фонду Антикор рекомендовал включить в правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Атырауской области процедуру по определению процентной ставки вознаграждения по займам. К примеру, необходимо определить максимальный размер процентной ставки вознаграждения по займу в 0,1%. Для субъекта предпринимательства, в первый раз заключающего договор займа, процентная ставка составит 0,1%. А при последующих новых договорах займа процентная ставка будет уменьшаться на 0,01%. Однако минимальный порог процентной ставки по займу не должен быть меньше 0,01%.
В аналитической справке Антикора обращено внимание, что полученные средства для стабилизационного фонда АО «СПК «Атырау» были заложены на депозитный счет АО «Форте Банка» и в итоге получены вознаграждения в размере 41 218 051 тенге. Однако в последующем полученное вознаграждение использовано для возврата в бюджет по образованной задолженности по ранее не оплаченным суммам форвардных договоров по стабилизационному фонду за прошлые годы (по состоянию на 2019 год задолженность составляла 831 032 114 тенге). Из этого Антикор сделал вывод, что АО «СПК «Атырау», рискуя бюджетными средствами, предназначенными для реализации ответственной государственной программы по стабилизации цен в области, пытается закрыть долги недобросовестных поставщиков по форвардным сделкам прошлых лет, тем самым искусственно создавая картину возвратности средств в бюджет по стабилизационному фонду.
Как было отмечено, практика вложения средств в депозитные счета банков второго уровня имеет свои риски, опыт АО «Банк Астаны» тому доказательство. В случае если средства, предназначенные для стабилизационного фонда, будут утрачены или будет невозможно возвратить их из-за неправильно принятых решений руководства АО «СПК «Атырау», данное действие будет нести за собой уголовную ответственность. Пример тому ранее осужденный за злоупотребление должностными полномочиями при распределении средств по стабилизационному фонду бывший председатель правления Т., последствия которого до настоящего времени отражаются на финансовой части АО «СПК «Атырау».
Как считают в Антикоррупционной службе, стабилизационный фонд региона сильно не влияет на рыночные цены, в связи с чем стабилизации цен фактически не происходит, а хранить огромное количество товаров, которые не могут своевременно реализоваться, затратно, и АО «СПК «Атырау» в данном случае выполняет функцию посредника, передавая государственные средства в качестве займа другим предприятиям. Поэтому настала пора рассмотреть вопрос о целесообразности реализации данных функций через АО «СПК «Атырау», передав их в определенный государственный орган.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОКОЛ

АО «СПК «Атырау» всего было рассмотрено 28 инвестиционных проектов, из них 10 проектов реализовано и 18 на стадии реализации, получена прибыль на сумму 91 920 000 тенге. И тут не обошлось без нарушений. Например, инвестиционный проект «Организация деятельности автобусного парка в городе Атырау». Для его реализации было создано совместное предприятие ТОО «Акжайык Автопарк», где уставной капитал АО «СПК «Атырау» — 48% и гр. Б. — 52%. По условиям договора от 21.02.2019 года, АО «СПК «Атырау» передало в уставной капитал 30 автобусов на сумму 1 271 040 000 тенге, а гр. Б. должна была передать недвижимое имущество и денежные средства в СП на сумму 1 376 960 000 тенге. Однако АО «СПК «Атырау», в нарушение правил реализации инвестиционных проектов, фактически не приняв часть уставного капитала на сумму 1 376 960 000 тенге от гр. Б., продолжило работать по нему.
18.07.2019 г. подписывается уже дополнительный договор совместной реализации проекта, и Б. исключают из учредителей, хотя исключение участника в ходе реализации проекта не предусмотрено правилами реализации инвестиционного проекта. И вместо Б. присоединяются два других инвестора, которые предоставляют недвижимое имущество, где стоимость каждого составило 688 480 000 тенге. Само же недвижимое имущество не может быть использовано для реализации данного проекта (общежитие и земельный участок), то есть имущество для автопарка бесполезно, отметили в Антикоре.
Кроме того, 27.08.2019 года совет директоров АО «СПК «Атырау» принял дополнительное решение по внесению в уставной капитал СП 1 135 380 000 тенге, без оформления займа. Но корпорация, не дожидаясь данного решения, заранее, то есть 28.06.2019 года, составляет договор купли-продажи о продаже 30 автобусов на сумму 1 426 532 800 тенге сроком на 5 лет. Обратно же, в положении по рассмотрению и реализации инвестиционных проектов (2012 г.) не прописаны нормы, что АО «СПК «Атырау» может участвовать в реализации инвестиционных проектов путем продажи имущества в рассрочку. В свою очередь, АО «СПК «Атырау» даже не стало отрабатывать механизм возврата этих средств, то есть не принят залог от Б., и на автобусы не выставлены обременения. В последующем АО переводит 1 135 380 000 тенге на счет СП, и оно уже использует средства в качестве первоначальной оплаты для покупки через лизинг АО «БРК Лизинг» 170 автобусов на сумму 7 663 820 000 тенге. Согласно сведениям системы информационного обмена и официального ответа департамента полиции Атырауской области, все имущество — 200 автобусов, земельные участки, здания, СП стоят на обременении у лизингодателя в качестве залога. То есть, АО «СПК «Атырау» предоставило сумму в размере 2 409 070 000 тенге в качестве рассрочки на 10 лет. В настоящее время СП оплатило всего лишь 276 000 000 тенге, и его задолженность по графику оплаты составляет 506 144 234 тенге. Все инвестиционные проекты, где АО «СПК «Атырау» предоставляет денежные средства, оформлялись как займ и с обеспечением залога. Однако, в этом случае АО «СПК «Атырау» на особых условиях предоставило 2 409 070 000 тенге в качестве рассрочки на срок участия в инвестиционном проекте (10 лет) без обеспечения залога и оформления соответствующего договора займа с начислением процентного вознаграждения. В Антикоре уверены, что предоставленные средства АО «СПК «Атырау» не возвратятся в бюджет, так как не проработан механизм возврата (отсутствует залог, обременения на имущество СП). АО «БРК Лизинг» при неоплате лизинга может в любой момент взыскать все имущество, что в итоге приведет СП к банкротству, и государство лишится этих средств.
В качестве еще одного примера Антикор отмечает инвестиционный проект ТОО «Caspiy Lana Atyrau» и ТОО «Животноводческий комплекс Алга», которые с 2013 года не могут оплатить свои задолженности по займам, и предприятия не приносят дохода. Хотя в п. 9.6. Положения по рассмотрению и реализации инвестиционных проектов четко расписано, что подразделения АО «СПК «Атырау» должны изучить и дать оценку по сроку окупаемости и общей возможности возврата денежных средств. Но никто из ответственных лиц корпорации даже не вникал в суть вопроса возвратности средств, отмечают в Антикоре.
В качестве рекомендаций в Антикоррупционном ведомстве считают необходимым внести дополнение в Положение по рассмотрению и реализации инвестиционных проектов, то есть в случае несвоевременного возврата займа и вознаграждения, в том числе несвоевременной передачи имущества на баланс АО «СПК «Атырау», согласно графику, за каждый день просрочки заемщику начисляется пеня в размере 0,1%, но не более 5%, а за несвоевременное начисление пени ответственность несут руководитель финансового подразделения и заместитель председателя, курирующий финансовые вопросы.

РИСКУЯ МИЛЛИАРДАМИ

На недавнем заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при Палате предпринимателей Атырауской области под председательством Алибека Семгалиева были рассмотрены итоги внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности СПК-Атырау, в целом эффективности существования корпорации. Участвовали предприниматели, непосредственно взаимодействующие с корпорацией – АО «АТМА-Атырау және тасымал», ТОО «Атырау АгроФеликс», ТОО «KOR-KAZ Catering», «AkzhayikAvtopark», ТОО «Мекен-Chicken» и другие.
Как было сказано выше, по итогам внешнего анализа Антикоррупционной службой в адрес СПК-Атырау даны 30 рекомендаций по устранению выявленных нарушений, однако, как оказалось, пока исполнены лишь 3 рекомендации, всего осилили на 10 процентов.
Заместитель председателя СПК-Атырау Амантай Айтбаев заверил участников об исполнении рекомендаций Антикоррупционной службы.

Мы уже внесли изменения во внутренние документы корпорации, вся процедура трудоустройства стала максимально прозрачной, информация о вакансиях публикуется на сайте, а также разрабатывается новая организационная структура, которую планируется утвердить на Совете директоров. Что касается инвестпроектов, мы подготавливаем дополнения в правила реализации инвестиционных проектов по установлению ставок в соответствии со ставками Национального банка, — пояснил А. Айтбаев.
Руководитель управления финансов Атырауской области Серик Демегенов считает, что проведением анализа коррупционных рисков был внесен вклад в улучшение деятельности СПК-Атырау, на данный момент прорабатываются вопросы оптимизации и активизации процессов в работе корпорации.
Однако очередные отговорки и обещания не были восприняты с пониманием участниками заседания. Секретарь Совета, заместитель директора Палаты предпринимателей Атырауской области по правовым вопросам Сарсенбай Жолдыбаев выразил свое недовольство работой корпорации.

Мы ознакомились с итогами проведенного Антикоррупционной службой анализа коррупционных рисков и слегка шокированы порядком распоряжения бюджетными средствами, которые формируются из наших с вами налогов. Я лично убедился в закрытости, непрозрачности корпорации, когда зашел изучить официальный сайт, на котором я не нашел никаких документов, полезных для инвесторов и предпринимателей. Это говорит об обоснованности фактов, приведенных в справке по итогам анализа. Также хотелось бы отметить о неэффективном использовании и бюджетных средств. Я считаю неправильным разбрасываться бюджетными средствами, вкладывая их на счета банков второго уровня, рискуя при этом миллиардами, вкладывая в инвестпроекты без отработки механизма возврата, как это произошло с проектом «Организация деятельности автобусного парка в городе Атырау». К нам в палату ежедневно приходят обращения от предпринимателей с жалобой в адрес корпорации. Возьмем, к примеру, проблемы добросовестных предпринимателей, пострадавших из-за обязательств о солидарной ответственности в рамках государственных программ «Дорожная карта занятости – 2020» и «Развития моногородов на 2011-2020 годы», где участники кредитных товариществ получили финансовые средства от СПК «Атырау» на общую сумму более 2.8 млрд тенге. Мы также предлагаем рассмотреть возможность убрать из списка должников добросовестных заемщиков, которые ранее уже погасили или имеют возможность погасить свою задолженность перед СПК. Для этого необходимо провести точечную работу с каждым заемщиком, собрать списки добросовестных плательщиков, и на основании этого подать в судебные органы заявление о снятии с них обременений. При этом мы не снимаем ответственности с недобросовестных плательщиков, долг перед государством имеется, и его необходимо погасить, — подчеркнул Сарсенбай Жолдыбаев.
Все обозначенные вопросы, поднятые на встрече, будут направлены в НПП «Атамекен» и акиму региона для решения дальнейшей судьбы СПК-Атырау.

Статьи по теме

Back to top button