ГородОбщество

За рулём терпения

Для улучшения городской инфраструктуры и удобства пассажиров на ряд маршрутов было выделено 20 новых автобусов. На первый взгляд это должно было решить проблему переполненных остановок, но на деле ситуация остаётся прежней. Остановки все также забиты, и водители, делая всё возможное, стараются доставить до места каждого пассажира. Однако последние бывают разные, и каждый день приносит свои особенности. Чтобы понять, с какими трудностями сталкиваются водители, я решила отправиться на встречу с ними и погрузиться в их повседневные будни.

Из точки А в точку Б

Маршрут №10 пролегает от конечной остановки мкр. Авангард и на выезд из города в сторону Уральска, а точнее, до торгового центра «Байтерек». Водитель Сисенбай Шункенов уверенно ведёт автобус, объявляя в микрофон остановки (я была на не совсем центральных маршрутах, где названия остановок не объявляет в записи диктор), и напоминает пассажирам об оплате за проезд.

– Вот так каждый день. Скоро будет шесть лет, как я стал водителем автобуса. До этого работал на Тенгизе, – говорит Сисенбай ага.

za rulyom terpeniya3

На каждой остановке случаются какие-то маленькие истории: кто-то спешит на работу, студенты возвращаются после занятий, мамы с детьми находят свободные места. В обеденное время автобус работает в привычном ритме, и все пассажиры добросовестно оплачивают проезд. Но, как замечает наш герой, в общественном транспорте всегда возникают конфликты, будь то недопонимание между пассажирами, спор с водителем или что-то еще. Это – часть ежедневной рутины, с которой сталкивается каждый шофёр.

– У меня лично проблем с оплатой не возникало, но вот у коллеги был неприятный случай. Как-то влюбленная пара решила оплатить проезд одной картой. Мужчина утверждал, что он оплатил и за себя, и за жену. Но система принимает оплату только один раз. Началась словесная перепалка, чуть до драки не дошло. К счастью, обошлось, – рассказывает Сисенбай Шункенов.

whatsapp image 2024 10 10 at 14.24.07

График работы у него расписан чётко – два дня через два. Каждый рабочий день начинается с того, что он приезжает в автопарк ещё до рассвета, чтобы подготовить автобус к рейсу, пройти медицинское освидетельствование. Выезд ровно в семь утра. И весь день по кругу: первые пассажиры спешат на работу или учёбу, а водитель, следуя привычному расписанию, везёт их по маршруту. Наш собеседник рассказывает, что его рабочий день официально заканчивается в семь вечера, но порой приходится задерживаться до девяти.

– Переработка, конечно, есть, но ведь людей нужно довезти до дома. Это наша ответственность, – говорит Сисенбай Шункенов.

Далее я переместилась на маршрут №22. Шофёр Анарбек Калиев не только подтвердил наличие похожих проблем, но и добавил несколько своих наблюдений. Одним из самых запомнившихся пассажиров для водителя стала женщина, которая регулярно жалуется на всё подряд.

za rulyom terpeniya

– Она каждый раз находит повод для недовольства: то затормозил резко, то я не объявил остановку, то автобус идёт медленно. Однажды, когда мы стояли в пробке, это пассажирка начала громко возмущаться: почему автобус не двигается, хотя в окно прекрасно было видно сплошную череду машин. Её не остановили даже мои объяснения. В таких ситуациях приходится набраться терпения и просто продолжать делать свою работу, – говорит Анарбек Калиев.

Мантра оплачивайте проезд

Каждый день водителям автобусов приходится сталкиваться с множеством ситуаций, и не все из них приятные. Одной из частых проблем остаётся неоплаченный проезд, особенно среди школьников. Водители рассказывают, что пассажиры порой пытаются избежать оплаты, применяя самые разные уловки.

– Учащиеся школ часто не хотят оплачивать проезд. Сколько уже историй наслушался! И ведь каждый раз придумывают что-то новое. Вот видите, после замечания оплатил проезд, – рассказывает водитель, только что отчитавший очередного «зайца».

По правилам пассажиры заходят в передние двери, а выходят через задние, чтобы избежать хаоса на остановках. Однако и тут, как говорит Анарбек, случаются всякие хитрости, с которыми ему приходится справляться каждый день.

– Это не просто требование, а мера для того, чтобы был порядок на остановках, – объясняет он. – Но иногда и тут находят лазейки: кто-то пытается проскочить незамеченным. Конечно, приходится следить за этим, и не всегда удаётся без замечаний. Поэтому, думаю, стоит вернуть кондукторов, – говорит Анарбек.

Однако, как сообщил «ПК» позже директор КГУ «Смарт-Атырау» Арслан Аронов, почти всех кондукторов убрали ввиду ненадобности ещё в 2019 году. На сегодняшний день они работают лишь на маршрутах №12 и 14, которые не субсидируются.

Испытания пробками

Часто можно услышать жалобы на общественный транспорт: «Автобус не приехал», «Долго ждали на остановке». А у водителей своя правда:

– Я всегда езжу до последнего пассажира, особенно вечером, когда люди возвращаются с рынка. Вот недавно всех забрал, а потом читаю жалобы, что автобус якобы не приехал. Обидно бывает, но что поделаешь. Пробки – тоже большое испытание для нас. Особенно сложно в часы пик: утром – с 7 до 9, днём – с 14 до 15 и вечером – с 18 до 20. В это время пассажиры спешат на работу, в школу или по делам, а движение в городе замирает. Еще у детей трехсменка, автобус забит. Люди тогда больше нервничают, – говорит А. Анарбек.

Как отметил директор КГУ «Смарт-Атырау» Арслан Аронов, на маршруте №14 в часы пик работают сразу два автобуса. Один из них начинает движение с остановки «Академия», чтобы разгрузить поток пассажиров и улучшить транспортное обслуживание в загруженные часы.

Бюро находок

Впрочем, несмотря на трудности, водители всегда стараются помочь пассажирам. Например, недавно шофёр маршрута №20 нашёл в салоне забытый телефон. Он не растерялся, позвонил на последний набранный номер и передал мобильный владельцу. И такие случаи происходят нередко: оставленные карточки, кошельки и другие вещи также регулярно возвращаются к своим хозяевам благодаря внимательности водителей.

– Дорожную инфраструктуру надо улучшать, но как это объяснить пассажирам? – будто подслушав друг друга, сетуют оба водителя. А мы хотим от себя добавить: а может это надо подсказать горакимату?

Многие водители надеются на уменьшение загруженности на дорогах, что позволило бы сделать поездки комфортнее и быстрее. Это стало бы большим облегчением не только для них, но и для пассажиров, чьи автобусы часто задерживаются из-за пробок.

– Если бы было больше выделенных для общественного транспорта полос, автобусы могли бы быстрее двигаться, и это решило бы часть проблем, – отмечают они.

Задумываюсь – хотела бы я быть водителем… С виду всё кажется просто: управляешь автобусом, везёшь людей по городу. Но, посмотрев на эту работу изнутри, понимаешь, что это далеко не так. Пробки, переполненные салоны, недовольные пассажиры – каждый день водители сталкиваются с непростыми ситуациями, которые требуют огромного терпения. Такая работа требует не только мастерства, но и невероятной выдержки.

ТОО «Akzhayik -Avtopark» 220 водителей, 156 автобусов

ТОО «Atyrau-Avtopark» 100 водителей, 61 автобус

ТОО «Alga-bys» 60 водителей, 36 автобусов

ИП «Баймуханов» 13 водителей, 7 автобусов

ТОО «Автомобиль М» 37 водителей, 19 автобусов

Рахима Халел

Старший корреспондент

Статьи по теме

Back to top button