В нефтяной столице постепенно наводят порядок в сфере общественных перевозок. С 1 апреля в автобусах введена билетная система.
С 3 апреля на одном из центральных маршрутов запустили новые комфортабельные автобусы. Следить за графиком их передвижения будут с помощью системы GPS-навигации.
Вопросы функционирования общественного транспорта всегда актуальны. Потому они и не сходят с повестки дня и находятся на контроле местной исполнительной власти. Судя по принимаемым мерам, городской акимат намерен изменить ситуацию кардинальным образом. Вчера аким города Серик Айдарбеков, проехав по одному из городских маршрутов, лично проверил ход модернизации сферы пассажирских перевозок. Заодно рассказал подробности, интересующие всех.
— На сегодняшний день определен основной перевозчик, это компания «АйсТранпортс-Холдинг», — сообщил Серик Айдарбеков. — Предприятием приобретено 10 новых автобусов марки «DAEWOO», произведенных в г. Семей. В конце июня ожидается прибытие еще 20 автобусов. И до конца текущего года планируется приобретение 50 автобусов. Таким образом, в течение этого года городской автобусный парк пополнится в общей сложности 80 комфортабельными автобусами. Безусловно, это хорошее подспорье в решении транспортных вопросов.
По словам акима города, недавно состоялся тендер, в котором были четко оговорены условия обеспечения пассажирских перевозок. Одно из них касается внедрения билетной системы. Предприятиями приобретены проездные билеты двух цветов: синие — за полную стоимость в 50 тенге для всех горожан, красные — за 25 тенге для пенсионеров.
Кроме этого, сохраняется право бесплатного проезда за ветеранами Великой Отечественной войны и школьниками до 17 лет в течение учебного года (за исключением каникулярного времени), инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, по зрению и слуху. Льготы на проезд в соответствии с поручением акима области предоставляются также студентам.
Кроме того, водители и кондукторы будут носить единую форму, бейджи с указанием имени и фамилии, наименования транспортного предприятия.
— На каждом автобусе будет установлена GPS-навигация. Сейчас она уже внедрена на 60 автобусах, — пояснил Серик Айдарбеков. — Это делается в целях оптимизации маршрутов и для того, чтобы регулировать и упорядочить работу общественного транспорта. Благодаря новой системе можно будет отслеживать направление, любые отклонения от маршрута и графика. И мы сможем четко просчитать хронометраж пути. А главное — система позволит контролировать интервал движения автобусов, время их стоянок на остановках, на что чаще всего жалуются горожане.
Но на этом нововведения не заканчиваются. В ближайшее время будут приведены в порядок остановки, на которых появятся забытые уже таблички с номерами маршрутов, графиком движения. Кстати, курсировать автобусы начинают с семи утра. На внутригородских направлениях работа заканчивается в 23 часа, пригородных — в 21.
— Конечно, город растет, увеличивается численность населения, появляются новые микрорайоны. С учетом этого, естественно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и намерены продолжать совершенствование работы общественного транспорта, — подчеркнул Серик Айдарбеков. — Естественно, со временем поэтапно с увеличением количества автобусов будут появляться и новые маршруты. Словом, выполняя поручения областного руководства, мы по мере возможностей, решаем насущные проблемы города и горожан.
Чтобы увидеть реальную картину, аким города проехался в автобусе по маршруту №14 «Авангард — Ж/д вокзал».
Между тем, на сегодняшний день в городе выполняются перевозки по 34 маршрутам, из которых 20 обслуживает ТОО «АйсТрансХолдинг». По словам его директора Максота Суйинова, ежедневно на линию выезжают от 180 до 210 автобусов. 10 новых автобусов приобретены в кредит. Билеты также были заказаны на собственные средства в Алматы.
Мы посетили операторскую комнату, где увидели, как функционирует система GPS-навигации. Общая протяженность направления составляет10 км. Чтобы доехать с одной конечной остановки до другой, в среднем уходит 35-40 минут. А в часы пик — и того больше. Интервал движения составляет 3,5-4 минуты — по такому графику автобусы двигаются от конечного пункта. На всех остановках по пути следования они должны задерживаться не больше минуты.
Сейчас новая система установлена в 60 автобусах на маршрутных линиях №№2, 12, 14, 30. Что касается внедрения билетной системы, то, как утверждает руководство перевозчика, на линиях будут работать контролеры. В этом плане каждому пассажиру необходимо и самим требовать билеты в автобусах. Ведь оплата за проезд — это один из источников пополнения местного бюджета.
Таким образом, городским акиматом сделан реальный шаг по улучшению функционирования общественного транспорта. Более того, эти меры позволят повысить уровень обслуживания населения и сделать качество предоставляемых услуг на транспорте соответствующими городским стандартам.
Насип ШАЛАБАЕВА,
фото Самата КАЙРЖАНОВА