НАСТАВНИК
— Последние дни августа 1966 года. По направлению областного отдела образования я прибыл на работу в школу № 7 Балыкшинского района (нынешняя средняя школа имени Амангельды). В правом углу небольшого коридорчика я увидел кабинет с табличкой «Учительская». Я осторожно приоткрыл дверь и заглянул в него. У окна, за длинным столом, с разложенными на нем бумагами, сидел молодой мужчина в возрасте около 30-35 лет, кудрявый, видный, смуглый; увидев меня, он поднялся с места, протянул мне руку и тепло поздоровался. После традиционных приветствий я сказал, что ищу кого-нибудь из руководства, он ответил: «Можете говорить, что вам нужно, я заведующий по учебной части». Я протянул ему письмо-отношение (приказ) о направлении на работу.
— Отлично, — сказал он, ознакомившись с бумагами. — До нового учебного года остались считанные дни, нам как раз нужен был учитель русского языка. Хорошо, что вы пришли, удачи в работе. В коллективе молодежи хватает, вы быстро освоитесь.
Подбодрив меня таким образом, он вкратце ознакомил меня с работой школы, а затем расспросил, откуда я родом, где остановился, есть ли семья.
— Так вы из Забурунья? Мы земляки, я тоже нарынкумский, родился в селе Манаш, — заметил он. Мне, два-три года назад потерявшему единственного брата, он стал как будто возвращенным к жизни родственником. За разговором мы не заметили, как наступил полдень. Из учительской я вышел растроганным и радостным. Вот так мы познакомились с Идеятом ага. Проработали вместе много лет, понимая друг друга, как родные, и после расставания продолжали общаться. Обо всех его замечательных душевных качествах и поступках не расскажешь, теплых воспоминаний скопилось много. Поэтому я хочу остановиться подробнее на его начитанности и постоянном поиске, глубокой эрудиции и мудрости, доброте и многолетнем труде во имя воспитания образованных преемников.
… Детские годы Идеята ага совпали с тяжким военным временем. Его отец, рыбак, рано умер, вскоре не стало и матери. Осиротевший и выросший на попечении родственников мальчик отлично окончил школу. В годы войны на летних каникулах работал в колхозе. После окончания средней школы, стремящийся к знаниям юноша отправился в Алматы, где успешно учился в Казахском педагогическом институте имени Абая на химико-биологическом факультете. Преподаватели института советовали ему продолжить обучение в аспирантуре, но он хотел посвятить себя учительству и вернулся в родное село. Трудовой путь начал учителем химии в средней школе имени 40 лет Октября Балыкшинского района. Немного времени спустя, районный отдел образования назначил образованного и сметливого юношу заведующим по учебной части Дамбинской средней школы № 7.
Идеят Бултаков проявил себя энергичным руководителем и умелым организатором. Он никогда не повышал голоса, не сказал никому ничего обидного. Всегда был рассудителен, готов дать дельный совет. Кроме того, он всегда был в поиске, был учителем-новатором. Он один был в школе как целая методическая лаборатория. Постоянно публиковал обзоры по отдельным предметам в республиканских и всесоюзных методических журналах, исследовал их передовой опыт и все время доводил до сведения учителей, какими материалами из какого номера лучше руководствоваться. Часто присутствовал на уроках, занимаясь обменом опытом. В те годы десятки учителей школы стали призерами районных и областных педагогических чтений. Впервые в школе он изобрел электрифицированные стенды-телевизоры под названиями «Крупные месторождения Казахстана», «Республиканские очаги производства», «Карта высших учебных заведений». На переменах любознательные ученики с помощью указок «путешествовали» по подключенным к розеткам месторождениям, производствам и высшим учебным заведениям. Приезжающие в школу на различные семинары учителя и руководители школ тоже с интересом рассматривали его изобретение.
Не помню, в каком году, школьный инспектор Министерства образования Казахской ССР О. Сулеев написал в журнал «Школа Казахстана» объемную статью «Нынешнее поколение — опора завтрашнего общества», в которой сделал обзор работы школ Балыкшинского района Гурьевской области и отметил, что работа в школе №7 хорошо организована, и «опыт заведующего учебной частью Идеята Бултакова стоит внедрить и в других школах».
В те годы в школе были достигнуты значительные успехи в воспитании подрастающего поколения. И завуч всегда вникал в работу предметных секций, выпуск стенгазет по школьным дисциплинам, клубы старшеклассников, проведение дискуссий и читательских конференций, конкурсов творчества, спортивных состязаний и т.п. В результате школа была лучшей в творчестве и спорте. Детский хор и оркестр народных инструментов неоднократно становились призерами районных и областных конкурсов. Вокально-танцевальный ансамбль «Айголек» стал дипломантом Алматинского республиканского конкурса, а школьная волейбольная команда заняла второе место среди 16 команд на общеказахстанской олимпиаде в Шымкенте.
В то время в школах еще не проводились предметные олимпиады. Рейтинг школ измерялся по проценту поступления выпускников в высшие учебные заведения. А в них поступали способные, успешно проходящие через строгий отбор экзаменационной комиссии, с хорошей подготовкой по предмету лучшие молодые люди. Причем, из выпускников нашей школы многие поступали в вузы за пределы республики: в Астрахани, Анапе, Грозном, Баку, Саратове, Самаре.
Идеят ага был человеком великодушным, всегда готовым помочь другим. И на то есть своя причина. С детства познавший горечь одиночества, он не любил чувства превосходства в других. И отстаивал свою принципиальность до последнего. Однажды из областного отдела образования прибыл с проверкой школьный инспектор, которому не понравился урок молодого учителя. Решив показать свою «ученость», он надменно заявил Идахану: «Этот твой учитель совершенно не умеет работать. Куда вы смотрели, товарищ завуч?». Рассерженный Идеят Бултакович ответил ему:
— Во-первых, товарищ инспектор, не говорите «твой учитель». Школа – не мое частное владение, а учитель – не наемный работник. И та, и другой – государственные, общественные. И мы с вами – тоже. Кроме того, и диплом учителю выдавал не я. А во-вторых, почему вы, инспекторы, приходите в школу только для того, чтобы выискивать недостатки? Или областной отдел образования для учителей только карательная инстанция? По-моему, это центр, где собраны самые опытные и образованные учителя области, которые контролируют работу школы и дают советы по устранению недостатков.
А вы, придираясь к недостаткам молодого учителя, если и не проиграете, то уж точно не выиграете. Где же ваш многолетний опыт и мудрость? Разве можно делать выводы после посещения одного урока? Я решительно не согласен с вашим мнением! Это похоже на недавние политические акции, порожденные сталинским культом личности, когда, прямо по пословице: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет».
В кабинете повисла тишина. Инспектор не решился оспаривать Идеята Бултаковича. Ясно, что подобные прямота и решительность под силу далеко не каждому. Мы были обеспокоены, хорошо, что никаких репрессий за этим не последовало. Позже, собрав учителей, Идеят ага спросил: «Что это вы так дрожите, увидев инспектора? Разве он не такой же учитель, как и вы? Почему готовы слепо следовать чужому мнению? Нет каких-то жестких схем проведения урока. Если вы теоретически верно преподносите материал, почему бы не высказать свое мнение?». Позже мы убедились в том, что Идахан был совершенно прав.
Конечно, его отзывчивость и самоотверженный труд ночами напролет без сна и отдыха не мог не сказаться на здоровье. И он довольно молодым ушел из жизни. На поминках выступил друг и земляк Идеята ага, лучший представитель атырауской интеллигенции, ученый, Почетный профессор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Г. Даиров: «Если бы Идеят пошел по научной стезе, то стал бы известным в Казахстане химиком. Но он предпочел учительство. И здесь он пользовался большим авторитетом, его имя осталось в памяти тысяч учеников». И это верно.
Ученики Идеята Бултаковича успешно работают во всех сферах деятельности. Среди них есть депутаты Верховного и местных советов, ученые, работники партийных советов, квалифицированные руководители учреждений. Не говоря уже о других сферах, прославились молодые учителя Т. Ашенов, З. Раисова, Д. Махасова, Г. Отегалиева, Р. Егизалиев, ставшие со временем руководителями. Один из его лучших учеников, отличник образования РК Темирбек Марданов более четверти века возглавляет нашу школу имени Амангельды.
Идеят Бултакович — основоположник большой династии. Вместе с супругой, уважаемым врачом Раухан, они вырастили трех сыновей и трех дочерей. Все дети получили высшее образование. Старшая дочь и сноха Акжигитова Айжан — известные в области врачи. Асылбек — частный предприниматель. Алибек и Любек — инженеры-нефтяники. К сожалению, Гульмира рано умерла. Гульзира, как и отец, учитель. Их внуки тоже учатся в высших учебных заведениях. Так что можно сказать, что Идеят полностью реализовал себя как отец.
Он никогда не гонялся за наградами. «Мы работаем во имя будущего, наша награда – это благополучие учеников», — говорил он. Но, тем не менее, за годы работы получил множество благодарственных писем и наград отделов образования и Республиканского совета работников образования: «За доблестный труд в годы ВОВ», «К столетию В.И. Ленина», «Юбилейные медали к 30-, 40-летию Победы в Великой Отечественной войне». Его имя внесено в Атыраускую энциклопедию учителей.
Конечно, его труд не может остаться незамеченным. Сейчас в юго-восточной части сел Дамба и Амангельды Дамбинского сельского округа строятся дома, появляются новые улицы. Поэтому считаю, что в знак глубокого уважения к памяти этого достойнейшего человека, надо дать имя Идеята Бултакова одной из новых улиц. И надеемся, что городская и областная ономастические комиссии рассмотрят и удовлетворят нашу просьбу.
А. САРСЕМАЛИЕВ,
учитель-пенсионер,
Отличник образования РК, с. Курмангазы