МОЛОДЫЕ КАЗАХСТАНЦЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТЫВАТЬСЯ В ОБЩЕСТВЕ ТРУДА
В ежегодных посланиях народу Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев ставит конкретные задачи, направленные на улучшение благосостояния народа, на социально-экономическое развитие страны. В его последнем Послании «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» обозначен комплекс задач по десяти направлениям, которые следует реализовать в ближайшем десятилетии.
И одним из направлений Глава государства заострил внимание на качественном росте человеческого капитала в Казахстане. А это, прежде всего, развитие системы образования и здравоохранения.
Более предметно, с конкретными поручениями Президента Правительству, его видением социальной модернизации Казахстана мы познакомились в недавнем документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
В основе любой реформы, модификации, индустриализации — человек, формирование которого, как личности, начинается с детства. В каждом ребенке с рождения заложен огромный потенциал, вот только, к сожалению, не всякий может его максимально развить в силу разных обстоятельств. Ребенок не выбирает семью, родителей. Один растет в благополучной семье, окруженный заботой и любовью, его стараются всесторонне развить, соответственно, у такого ребенка в будущем больше шансов самореализоваться, стать хорошим семьянином, специалистом.
Другой же, выросший в неблагополучной семье, не знающий, что такое любовь мамы и папы, с детства учится выживать. Попав в интернат (после того, как родителей лишили родительских прав), он должен адаптироваться к новым условиям, ему требуется время, терпение и забота воспитателей-мам, чтобы оттаяло его сердце, чтобы он поверил в то, что и он может быть счастливым, что и у него обязательно все будет — и дом, и семья, и учеба, и в последующем — работа. Научить ставить цель и достигать ее — этому тоже надо научиться.
Чужих детей не бывает — все они и есть наше будущее, наша надежда, наш человеческий капитал, который составляет истинное богатство любой страны. И нетрудно представить, какой огромнейшей поддержкой для бывших воспитанников интернатных учреждений является реализуемый в области проект, в рамках которого они обеспечиваются жильем в районах. Если глубже вникнуть в суть этой программы, аналогов которой нет ни в одной области Казахстана, то становится очевидным тот факт, что молодым людям дается замечательный шанс крепко встать на ноги. Когда у человека, у молодой семьи есть крыша над головой (а нашим воспитанникам еще помогают и с трудоустройством), то остается только работать, заняться самообразованием, овладением профессией, растить детей. И в своей работе мы стараемся учить детей самостоятельности не только в быту, но и в принятии решений, в умении выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
В этом плане очень помогает предмет «Самопознание», внедренный в 2010 году в систему образования Республики Казахстан. С момента внедрения этого предмета, а он поначалу апробировался и на нашей экспериментальной площадке школы-интерната №1, стали очевидны позитивные изменения в поведении детей. Они стали более внимательными, чуткими, улучшились взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, у них появилось чувство самоуважения.
Радует то, что в последнее время постепенно активизировалась деинституционализация, то есть система мер, направленных на предупреждение помещения детей, лишенных родительской опеки, в интернатные учреждения и сокращение числа детей в таких учреждениях. В нашем городе закрылся детский дом «Акбота» — это тоже показатель того, что остается меньше социальных сирот благодаря усыновлению, патронатному воспитанию, опекунству, детской деревне семейного типа.
Воспитание человека — основа основ. Он должен вырасти полезным своей семье, обществу, стране. Оттого, что сейчас мы вложим в ребенка, соответствующей будет отдача в будущем. Поэтому, на мой взгляд, именно на всестороннее развитие ребенка должен быть сделан упор как в семье, так и в интернатных учреждениях. И в этом важном деле не должно быть сторонних наблюдателей, так как одним из условий успешности модернизации страны является обновление национальной системы образования. А этому как раз и должны способствовать, как отмечает Глава государства, оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг. Нашим воспитанникам особенно важно быть юридически подкованными, так как за порогом интерната им предстоит самостоятельно решать жизненные вопросы. Поэтому если будет введен такой предмет в школах, как «Казахстанское право», определенный багаж правовых знаний у ребят будет.
Почему-то в обществе сложилось мнение, что воспитанники детских домов и интернатов способны учиться только в лицеях, но не в вузах. А я считаю, наоборот, уже начиная с начальных классов надо объяснять детям, как это важно получить в наше время высшее образование. Пусть даже если воспитанник сначала поступит в колледж или лицей, у него останется еще одна цель — получить высшее образование. И я горжусь своими воспитанниками по детскому дома «Акбота», которым я руководила в течение 10 лет — они, несмотря ни на какие сложности, получили высшее образование и сейчас трудятся в различных компаниях и государственных учреждениях. Это — Анара Калиева и Жанара Калиева, Тимур Танатаров, Алия Шантыбаева, Марина Ижерская, Николай Ижерский и др.
Несколько лет назад воспитанники интерната участвовали в образовательном проекте «Ранняя профориентация детей-сирот интернатных учреждений», который помог им в выборе будущей профессии. В этом же году мы стали сотрудничать с Фондом Евразия Центральной Азии. В рамках проекта «Школа лидерства» 20 детей получили сертификаты. В предстоящем учебном году планируется реализация проекта «Эффективное объединение», цель которого — подготовка выпускников к последующей адаптации в обществе после выпуска из интерната.
У нас созданы все условия для развития творческих способностей детей: занимаются в различных кружках по интересам, участвуют не только в городских, областных творческих конкурсах, но и республиканских фестивалях, спортивных состязаниях. Все это расширяет круг общения детей, способствует развитию их коммуникабельности, а в конечном итоге — развитию человеческого капитала.
Сания МУСИЕВА,
директор школы-интерната №1 имени
С. Казыбаева, член республиканского совета директоров организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.