Город

Гурьев основан не купцом Гурием

Наш город основан на полвека раньше известной даты. За 168 лет разрушенное городище Сарайшык потеряло лишь 35% своей территории. Курултаи родов Младшего жуза проходили на территории некрополя Бакашы аулие на реке Жем.

Такие сенсационные заявления сделал руководитель государственной инспекции по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия по Атырауской области Мухамбеткали КИПИЕВ.

В ноябре прошлого года вышла программная статья «Семь граней Великой степи» Первого Президента — Елбасы Нурсултана Назарбаева, которая дала мощный импульс началу активной работы историков и археологов. О новостях и перспективных планах государственной инспекции по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия мы побеседовали с ее руководителем Мухамбеткали Кипиевым.

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша инспекция?

— На сегодня завершаются работы по оформлению нашей инспекции в центр исследования историко-культурного наследия. Это означает, что теперь мы будем целенаправленно заниматься научно-исследовательской работой. Мы и до этого неофициально занимались ею, а сейчас находимся на стадии получения специальной лицензии. К примеру, лицензия на проведение археологических раскопок по области есть только у областного краеведческого музея и исторического факультета Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова.

— Сколько памятников насчитывается в Атырауской области?

— В течение последних пяти лет мы изучали исторические памятники на территории области, постоянно выезжали на полевые экспедиции по выявлению новых памятников архитектуры, градостроительства, через госзаказ выполняли археологические раскопки. На сегодня у нас зарегистрировано четыре памятника историко-культурного наследия республиканского значения и 313 — местного значения. Имеется также предварительный список памятников, которые сегодня находятся на стадии получения статуса. За пять лет проделана большая работа. Если к началу 2014 года по области было зарегистрировано 288 памятников, то на январь 2019 года этот список вырос до 773 исторических объектов. Вообще, по стране определено два вида памятников – археологии и архитектуры. К археологическим памятникам относятся объекты времен каменного века до Средневековья, это, к примеру, Сарайшык, Актобе-Лаэти. К архитектурным – исторические объекты, датируемые XVIII веком и до наших дней. На данный момент из всех названных исторических памятников 558 относятся к археологическим, 280 – к памятникам архитектуры и градостроительства (мавзолеи, церкви, здания).

— На одной конференции вы как-то сообщили о ценных находках в архивах соседних государств.

— Мы выезжали в археографические командировки в Москву, Санкт-Петербург, Астрахань, Оренбург. В 2014 году в Московском военном архиве нашли план развалин городища Сарайшык, составленный в 1861 году военным топографом Алексеевым. В плане было указано, что реальный размер городища составляет 1,2 километра в длину и 1,1 километра в ширину. Там также есть сведения о цитадели, о которой говорил смотритель Сарайшыка, краевед Молдаш Бердимуратов. Он утверждал, что в городище был кремль, так называемая крепость внутри крепости. Эта находка имела большую ценность, так как современные археологи до этого говорили, что от городища ничего не осталось, все смыло рекой. Только в 2016 году мы смогли получить на руки этот важный документ. По ним стало известно, что с того момента, как побывал российский топограф, развалины Сарайшыка сохранились на 65%!

Военный топограф Алексеев оказал нам огромную услугу, он записывал и даже зарисовывал все подряд на своем пути в период в 1851-1852 годы. Так, к примеру, он описал состояние Акмешит Бекет Ата (Жылыойский район), которое отвергает легенду, что объект был разрушен взрывчаткой в конце 30-х годов, а жители разобрали все кирпичи строения. Согласно детальному рисунку Алексеева, видно, что на поверхности земли строения не было, это была подземная мечеть с двумя комнатами с узким проходом. Топограф также записал много легенд о Бекет Ата, одна из них гласит, что когда аул откочевывал с этих мест зимой, он совершенно один оставался в этой местности без припасов. А весной его обнаруживали не только живым, но и здоровым.

— А есть еще сенсации?

— Относительно нашей местности я обнаружил действительно сенсационную находку, это была публикация бывшего работника Государственного архива древних актов. Все мы знаем, что наш город основан в 1640 году ярославским купцом Гурьевым. Однако архивист пишет, что город основан в 1595 году донскими казаками. Как известно, Сарайшык был разрушен казаками-разбойниками в 1580 году, и часть жителей (ногайцы) бежала в Хиву. Прознав об этом, Хивинское ханство имело намерение восстановить городище, и Московия послала туда казаков для возведения острога. Этот острог и стал первым населенным пунктом на месте нынешнего Атырау. В прошлом году на научной конференции в Мангистау известный российский историк Трепавлов, выслушав мои открытия, заявил следующее: «Мы прекрасно знаем, что Гурьев не является основателем города, в те смутные времена никакой купец не сунулся бы в незнакомую степь, это было слишком опасно. Откуда вообще купец из Яро­славля мог знать о ваших землях в то время? Сначала там был возведен острог казаками, которые и обеспечили дальнейшую безопасность поселению».

Таким образом, нашему городу в этом году исполнится 424 года, и мы опередили по древности соседний Уральск, годом рождения которого считается 1613. В общем, я продолжаю исследовательскую работу в этом направлении, позже будут официальные публикации по этому поводу.

— Помнится, на одном из форумов вы рассказывали, что раньше казахи для решения важных вопросов собирались у захоронений святых?

— Да, на международном форуме краеведов я рассказал еще об одних найденных документах. По записям Алексеева, в некрополе Бакашы аулие, который находится на берегу реки Жем Жылыойского района, для решения актуальных вопросов собирались представители всех родов Младшего жуза. В авторитетном собрании участвовали руководители родов, бии, уважаемые аксакалы, султаны-правители, оренбургские чиновники, царские дистанционные начальники и другие. Там решались конфликтные ситуации между родами, к примеру, по барымта, также проходили выборы, обряды клятвоприношения на Коране, то есть решались все важные вопросы. Это говорит о том, что некрополи святых людей являлись не только местом паломничества казахов, сакральные места являлись также местом принятия важных решений.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button