Город

ДосСКЭБРётся ли до нас СКЭБР?

В Жайык-Каспийском Орхусском центре прошёл «круглый стол», касающийся вопроса строительства в Атырауской области Северо-Каспийской базы экологического реагирования (СКЭБР). Участие в обсуждении проекта строительства приняли представители местной власти, представители РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» при министерстве ООС, НИИ КазНИГРИ, средства массовой информации, представители экологических неправительственных организаций, а также, непосредственно, сотрудники самого Орхусского центра. Цель строительства этой базы – экологическая безопасность, защита Каспия в случае разлива нефти, реагирование при возникновении аварийных ситуаций, мониторинг и тренинг персонала.
Место под строительство СКЭБР разработчики проекта определили в районе канала Приморский. От резервата «Ак Жайык», по словам проектировщиков, его отделяет расстояние от полутора до трёх километров – это южнее посёлка Дамба. Как стало известно, правительство РК уже сделало выбор в пользу этой локации для расположения базы ещё в 2009-м году. Кстати сказать, в своё время проект, по которому строительство СКЭБР планировалось непосредственно в самом резервате, уже терпел крах из-за категорически негативного отношения к его месторасположению местных экологов. После чего вопрос поднимался ещё не раз, но ничего конкретного решено не было. Теперь же предполагается строить базу за границей ядра резервата. Однако представители многих экологических НПО по-прежнему настроены против, и считают, что эти 1,5-3 км отступа недостаточны и природная среда всё равно будет задета уже воздвижением СКЭБР, а потом и её функционированием: экологи склонны полагать, что база будет затрагивать если не ядро резервата, то уж буферную его зону точно.
Вместе с тем процедура одобрения начата, и участок уже выделен. Правда, это ещё только начало, поскольку впереди предстоит разработка технико-экономического обоснования, ОВОСов и общественные слушания. Хотя власти склонны торопить строительство СКЭБР, потому как начало добычи кашаганской нефти без базы неправомочно.
Здесь же присутствует и такой момент, что из двух зол, как комментируют разработчики, выбирают меньшее. Свои соображения по этому поводу высказала заместитель гендиректора РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» при министерстве ООС Людмила Шабанова – из четырнадцати возможных вариантов месторасположения СКЭБР был выбран канал Приморский, как самая оптимальная в плане наименьшего воздействия на среду дислокационная точка. Остальные 13 вариантов, по тем или иным причинам, связанным с нанесением наибольшего вреда окружающей среде, были отклонены. Расположение базы непосредственно на Кашагане, как это предлагалось раньше, отклоняется также – ввиду потенциальной опасности взрыва, который может просто уничтожить остров. Хотя, эта потенциальная опасность в процентном соотношении ничтожно мала, но, тем не менее, не исключается. Посёлок «Баутино», что в Мангистауской области, также не подходит из-за дальнего расстояния – 270 километров от Кашагана. А реагировать в случае разлива нужно, естественно, как можно быстрее. Правда, в районе «Баутино» всё же планируется привлечь аджиповскую базу поддержки для приёма нефтесодержащих вод, которые будут отправляться со СКЭБР.
Не подошли под строительство и Восточная сторона Северного Каспия, Северная часть Каспия, город Атырау, посёлки Еркинкала, Дамба (как уже отмечалось выше), посёлок Пешной, остров Пешной, Курилкино, а также зона между посёлком Дамба и городом Атырау. Это связано с заповедностью этих зон. Плюс к тому, ряд этих участков «богат» сгонно-нагонными явлениями (паводками), мелководьем, и отсутствием инженерных сетей. Сюда же входит остров Камынин и район выхода трубопровода с месторождения Кашаган. Первый – из-за отсутствия инфраструктуры и угрозы затопления территории, последний же – из-за необходимости дноуглубления канала, по которому должны были бы ходить скэбровские суда. Кстати сказать, ряд экологических НПО всё же отстаивал точку зрения, касающуюся строительства СКЭБР в месте выхода трубопровода. Однако по законодательству строительство любых объектов здесь запрещено – должно быть не менее восьми километров охранной зоны в обе стороны. По этому поводу было озвучено мнение, что при взрыве газовой трубы на воздух, соответственно, может взлететь и сама база.
Теперь о самой структуре строительства СКЭБР. Разработчики проекта выделили здесь несколько наиболее важных, по их мнению, моментов. Это близость реки Урал, как основной аргумент – для более быстрого выхода судов к месту аварии и расстановка защитных бонов с целью не допустить ход нефти к камышам, плюс – непосредственная защита и самого Урала. Правда, по этому поводу энпэошники возмущённо заявили о том, чтобы «строили где угодно, но не трогали заповедную реку!». В перечисление критериев в пользу строительства вошло отсутствие исторических загрязнений, доступ к инфраструктуре нашего региона, близость к Кашагану и расположение вне ядра заповедной зоны. Сообщалось, что базу планируется воздвигать на искусственной насыпи, которая будет в три метра высотой – это во избежание подтопления базы. Выше уровня моря, как минимум, на полметра.
Также сообщалось, что уже разработаны методы очистки корпусов судов, которые планируется выпускать на ликвидацию разливов нефти. А утилизация собранных нефтесодержащих вод будет происходить, как уже говорилось, на базе поддержки Аджип ККО в Баутино.
Вместе с тем, разработчики также заверили, что в период нереста и ската молоди база будет придерживаться запрета на судоходство. Здесь существует альтернатива проведения другого пути — через камышовую полосу. При аварии транспортировка/доставка противоразливного оборудования будет идти также и по воздуху.
Шла речь и об организации реабилитационного центра для пострадавших животных.
В общем, как «божится» команда проектировщиков, ныне проект выдерживает самые жёсткие нормы природоохранного законодательства. По работе самой базы комментарии были такими, что, в ключе сценария, известие об аварии будет получено уже через пять минут, после чего будет принято решение о развёртывании ликвидационной и спасательной кампании, а через четыре часа эта операция должна будет достигнуть наивысшего уровня деятельности.
Кстати, о финансах. Предлагаемое строительство ныне обойдётся в большую копеечку. Как сообщил заместитель гендиректора ТОО «Тениз-Сервис» (одна из организаций-разработчиков) Алексей Сафонов, если прежнее строительство оценивалось в шестьдесят миллионов зелёных, то нынешнее вполне может возрасти в два раза. А то и более чем.
К слову сказать, СКЭБР – это один из трёх объектов, которые планируется построить в целях реагирования на аварии. В районе Баутино и Курык собираются возводить ещё две базы министерства ЧС по ликвидации разливов. Базы эти будут иметь третий уровень – самый высокий. И вот здесь есть интересный момент – наш-то СКЭБР будет являться базой реагирования только на второй уровень разливов. Между тем, специалисты считают, что при, не дай бог, возникновении, назовём это так, кашаганской катастрофы наш СКЭБР может просто не справиться с поставленной задачей. Так что тут напрашиваются мысли о строительстве уже сразу базы по ликвидации третьего уровня разливов.
Впрочем, на сей раз, проектировщики показали, что в проекте были учтены многие огрехи, за которые их ранее «лупили» местные экологи и экологические НПО. Однако последние, всё же, намерены идти вплоть до суда, дабы предотвратить вмешательство СКЭБР в и так не безоблачное существование реки Урал и прилегающих к нему территорий. Единственное – создалось впечатление, что это будет иметь весьма малое действие на уже принятое решение госорганов управления.

Евгений САМАРИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button