Автобусы: больше вопросов, чем ответов

screenshot 10 Город

В последнее время в редакцию поступает много жалоб от горожан по поводу нерегулярного движения общественного транспорта. То же самое обсуждают и в соцсетях. Люди на остановках штурмом берут автобусы, безуспешно пытаясь втиснуться в переполненный салон через переднюю дверь. Заднюю дверь атырауские водители, как правило, предпочитают не открывать, чтобы не запустить в салон «зайцев».

В частности, такую ситуацию описывали пассажиры автобусных маршрутов №№15, 30а. Как сообщали жители, в часы пик эти автобусы приходится долго ждать, ситуация резко ухудшается в непогоду, будь то дождь, снег или мороз. На страничках пользователей местных соцсетей много жалоб и на другие маршруты. К примеру, жительница утверждает, что в выходные дни автобусы №№2 и 21 не дождаться. «Почему водители автобусов не имеют кондукторов для сбора денег и делают это самостоятельно, пропуская входящих и выходящих пассажиров только через переднюю дверь (на что уходит много времени), и в случае несвоевременной оплаты кого-нибудь из пассажиров они останавливаются на каждой остановке со словами: «Один еще не заплатил, поэтому автобус дальше не поедет»? Почему из-за одного не оплатившего своевременно за проезд пассажира должны страдать все люди, которые произвели оплату? На возмущение и недоумение людей, он ответил: «Обращайтесь в акимат, если вас это не устраивает».

Объясните, пожалуйста, причину некорректного поведения водителей автобусов и проявления ими неуважения к пассажирам, и почему не организована надлежащим образом работа общественного транспорта. Хотела бы вас информировать, что не у всех людей пятидневный график работы. Есть те, кто работает посменно, и люди едут в выходные дни по своим срочным делам (на работу, в больницу, и т.д.). Не у всех людей есть возможность приобрести свой личный автомобиль или брать такси каждый раз», – сокрушается горожанка.

Мы обратились с вопросами к руководителю предприятия «Смарт Атырау» Арслану Аронову.

— Как вы считаете, достаточно ли у нас автобусов для обслуживания населения города? Что делается, чтобы улучшить качество работы общественного транспорта?

— В городе на 31 маршруте (21 — внутригородские и 10 — пригородные) работает 240 автобусов, принадлежащих шести компаниям-перевозчикам. Из них две крупные – «Akzhaiyk Avtopark» и «Atyrau Avtopark», две средние — «Alga bus» и «Автомобиль М» и две мелкие компании — «Айдын и К» и «Баймуханова». Все маршрутные движения, количество автобусов рассчитаны и утверждены областным маслихатом. Да, пассажиры чувствуют недостаток общественного транспорта в «часы пик», утром и вечером. Для решения, к примеру, утренних проблем движение маршрутов целенаправленно начинается со спальных районов города. Ясно, что в Жулдыз или Дамбу мало кто поедет с утра, в основном люди выезжают с окраин в центр на работу.

По поводу жалоб могу прояснить, что в последние десять дней автобусы маршрута №30а часто ломались, из-за чего на улицы вместо восьми автобусов выходили шесть. Ремонтные работы затягиваются из-за проблем на границе с Китаем. Нужные детали прибывают за 35-40 дней. Когда на маршруте все заявленные автобусы, то интервал движения здесь составляет 6 минут (!).

— Здесь я поспорю. Сама езжу на маршруте №30а, автобус приходится ждать минимум 20-30 минут. В среду на остановке «Школа» (пр-т Ауэзова) около семи часов вечера видели по приложению, как автобус №30а ехал с Жумыскера на балыкшинский мост. Нурсаинцы решили ждать его, но в 19.40 он проехал мимо, не останавливаясь. Пришлось ловить такси. В такси женщины стали делиться, что из-за нерегулярного движения автобуса домой они попадают в 20.00 часов, теряя больше часа на общественный транспорт. Про 6 минут, вы, наверное, путаете с маршрутом №14, который подъезжает каждые 5 минут. Почему нельзя такую же работу наладить на других маршрутах?

— На центральном маршруте №14 курсирует 20 автобусов. Но он является убыточным, и владелец хочет отказаться от него. Потому что себестоимость провоза одного пассажира стоит 350 тенге, в них сидят расходы по погашению кредита за автобус, дизтопливо, ремонт и зарплата двух водителей. Разницу 270 тенге со стоимости тарифа 80 тенге выплачивает бюджет. Но в бюджете не предусмотрено возмещение расходов за льготный провоз школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров и многодетных матерей. По­этому перевозчики недовольны.

— А как решать вопрос с водителями, которые грубят, не открывают двери и т.д. Видно, они не дорожат работой, какая заработная плата у них?

— Да, поступают такие обращения по 109. Мы проводим собрания, обсуждаем, требуем реагирования, в итоге водителей лишают премии или увольняют. Зарплата водителей с вычетами составляет чуть больше 200 тысяч тенге. Есть дефицит кадров. Мы предложили перевозчикам нанять психологов, чтобы готовить водителей на рейс. Пассажиры при фактах грубости водителей могут звонить на 109 с предоставлением общей информации и госномером автобуса. К сожалению, конфликты возникают, в том числе из-за недобросовестности пассажиров. Не поверите, но у нас есть определенная часть граждан, которая не хочет платить за проезд эти 80 тенге. Доказательство тому — по итогам десятидневных рейдов контролеры вываливают целые пачки льготных проездных карточек, оформленных на школьников или родственников-инвалидов, изъятые у взрослых здоровых пассажиров. А сколько не пойманных «зайчиков»!

— Какой вы выход видите из сложившейся ситуации?

— Одним из выходов является работа школьных автобусов, они бы существенно разгрузили общественные автобусы. Акимат занимается решением этого вопроса. Также школьники должны учиться по месту жительства, акимат города поддерживает наше предложение, тем более такое положение существует в нормативах. Но кардинально решить вопрос с нерегулярным движением автобусов в часы пик невозможно, потому что в любом случае на городских дорогах автомобильных заторов не избежать. Такая ситуация происходит везде, к примеру, в той же Астане. Я специально проехался в час пик на автобусе во время командировки и убедился, что там такая же ситуация. Также есть хорошая новость — «Atyrau Avtopark» закупает новые 10 автобусов, которые заменят неисправные автобусы на маршрутах №№30а, 4 и 22. Также данный перевозчик отказался от маршрута №2, освобожденные оттуда автобусы также направят на нурсаинскую линию. Обслуживание «двойки» выиграла компания «Akzhaiyk Avtopark».

P.S. Мы беседовали с представителем автобусного предприятия в конце ноября. Сейчас же на дворе зима полностью вступила в свои права. Ночью термометры показывают -15. В морозное утро не то, что детям, взрослым стоять в ожидании автобуса невозможно. Ответы руководителя не особо греют тело.  И вопрос: когда же все-таки общественный транспорт будет соответствовать своему предназначению, а качество обслуживания пассажиров будет на должном уровне,- остается открытым. На сегодня, как видим, за собственные средства горожане зарабатывают только головную боль. Надеемся, что пока…

Алма ТУРГАНОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна