ЗОЛОТОЙ ЗАПАС КАШАГАНА НУЖДАЕТСЯ В КОНСЕРВАЦИИ?

Золотой запас Кашагана Экология

17 апреля в Правительстве Республики Казахстан прошла встреча с главными инвесторами Северо-Каспийского проекта. Как сообщили республиканские СМИ, обсуждались текущие вопросы, связанные с производством работ на месторождении Кашаган. Как известно, пока добыча нефти на месторождении Кашаган отложена на неопределенное время. В свою очередь, экологическое НПО «Каспий Табигаты» предлагает месторождение Кашаган ввести в консервацию до середины XXI века. Какие при этом приводятся доводы? Об этом наша беседа с председателем НПО «Каспий Табигаты» Махамбетом ХАКИМОВЫМ.

— Махамбет Галымжанович, в разработке гигантского месторождения Кашаган, с огромными запасами нефти, задействовано немало компаний, объединенных в консорциум. В работе над суперпроектом использовались, как нас заверяли, самые передовые технологии. Как получилось, что кашаганский проект столь серьезно забуксовал?
— В данной ситуации получилось, что у семи нянек дитя без глазу. Поясню, «няньки» это 7 компаний в составе Северо-Каспийского консорциума (СКК), а образное «дитя» — месторождение Кашаган на море. Казахстан стал членом мегапроекта СКК по морскому месторождению Кашаган лишь в 2005 году. И здесь изначально ожидались небывалые в мире финансовые затраты на всех этапах нефтеопераций.
— С Кашаганом возникла неопределенность, сроки добычи нефти все время переносятся…
— Нефтедобыча, вообще, прерывается на неопределенный срок. Причина тому — предстоящая полная замена трубопроводов от Карабатана до Кашагана. Уверен, что поспешные потуги по некоторым работам на системе трубопроводов, которые сейчас ведутся силами итальянской компании «Сичим», переброшенных сюда с Тенгизского проекта, не спасут положения.
Это станет серьезным аргументом в подтверждение неофициальной информации об очередном переносе добычи нефти на Кашагане, что было не раз, начиная с 2005 года и заканчивая осенью 2013 года.
— Но ведь тогда говорили, что на месторождении добыты первые объемы коммерческой нефти…
— В погоне за «нефтедолларовой мечтой» осенью 2013 года было заявлено, что на Кашагане якобы сразу же достигнуты коммерческие объемы добычи нефти по 75 тысяч баррелей в сутки. Однако первая добыча нефти на месторождении, начатая 11 сентября, была приостановлена уже 25 сентября из-за выявленных неполадок на газопроводе, идущем с морского острова D на наземные объекты «Болашак». После завершения ремонтных работ 6 октября скважины на Кашаганском месторождении были снова открыты для эксплуатации, и добыча была вновь начата. Вместе с тем, сразу после возобновления добычи в том же октябре 2013 года были обнаружены уже другие утечки газа, из-за новых аварийных разрывов трубопровода.
— Каковы, на ваш взгляд, причины произошедшего?
— Ранее предполагалось, что первоначальная очистка всей кашаганской нефти от всяких ядовитых сернистых химических соединений будет проводиться только на морских островах. И затем ее транспортируют по трубопроводам на комплекс заводов «Болашака», где осуществят дальнейшее обессоливание и удаление меркаптанов и прочих токсичных веществ. Но на практике этого не было, и нарушение положений проекта привело к его полной остановке. Произошло все это из-за поджимающих сроков нефтедобычи (на чем настаивали некоторые стороны СКК) и было скоропалительно решено — перевести процесс первоначальной очистки нефти с морских островов… напрямую на завод «Болашак», что рядом с городом Атырау. А ведь, согласно концепции проекта, на наземных объектах «Болашака» вообще не должна была осуществляться никакая очистка сырого (нефтяного) газа от сероводорода и прочих сернистых соединений. Ко всему прочему, компании СКК еще до конца не осуществили свой проект на море «по обратной закачке сырого газа» в недра Кашагана. В итоге всю впервые добытую нефть с ее «кислым», то есть вообще с неочищенным газом, осенью 2013 года «погнали» по трубе прямо на Карабатан. А у этого кислого газа концентрация сероводорода составляет выше 20%, во всем мире это самое его высокое содержание. И вот тогда именно эта «дикая» смесь нефтяных газов (в мире 3% содержания сероводорода уже считается опасным) и прочих веществ, ускоряющих процесс коррозии в 2-3 раза, привела к разрушению и разрывам трубопровода Кашаган-Карабатан. Напомню, в мире нет способов по полному предотвращению коррозии в трубопроводах или в металлических конструкциях скважин.
Поврежденные части трубопровода были отправлены на анализ в Кембридж, где определили, что прямой причиной утечек сероводорода в окружающую среду стало растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений. Такой механизм повреждений имеет место, когда твердая/ломкая сталь подвергается воздействию высоких концентраций сероводорода в присутствии воды, что приводит к появлению микротрещин и коррозии. Все это было также подтверждено в ходе серьезной проверки специальной комиссией, проведенной по инициативе ряда государственных органов страны.
— Каковы выводы этой комиссии?
— Причиной появления трещин на трубопроводах является внутренняя коррозия, возникшая из-за превышения уровня сероводорода. Так, вместо сухого (очищенного) газа по газопроводу транспортировался «кислый» газ, т.е. сырой неочищенный. Это стало причиной отказа работы «Установки дегидратации газа на морском комплексе» и последующих аварий с разрывами труб газопровода на море и суше.
Коррозию также усилил высокий уровень напряжения в трубопроводе. При исследованиях в английском Кембридже и проверке вышеупомянутых госорганов было обнаружено 63 места потенциальных трещин в трубопроводе, но реально выявлено 32 трещины. Некоторые трещины были обнаружены лишь британскими специалистами, подрядчики о них даже и не подозревали. Проверяющие органы жестко и однозначно отметили полную «безответственность и злостную халатность», допущенную этими подрядчиками еще при проведении строительно-монтажных работ.
Кроме того, при проверке газа в трубопроводе вообще не были обнаружены «пункты отсекающей арматуры TR-1», которые должны измерять уровень давления в трубе и отсекать-перекрывать дальнейшую утечку газа. А этот вопиющий факт, простите, уже «не лезет ни в какие ворота». Такие пункты с электрогидравлическим приводом и местными датчиками должны стоять на газопроводе через каждые 5 километров трубы. В итоге при начатой эксплуатации газопровода компания попросту не могла получить информацию о давлении в газопроводе на этом участке трубопровода из-за …отсутствия таких пунктов. Непонятно, как комиссия самой СКК могла принять газопровод для эксплуатации и утверждения в государственных инстанциях?
Также отмечены немалые экологические нарушения, например, компания «NCOC» сжигала газ, часто превышая ПДК в 40 раз. Вообще, на факелах морского острова D и наземной установки «Болашак» общий объем сожженного газа из высокосернистых химических соединений составил почти 3 млн. куб. метров.
— Возможно ли, что, учитывая многочисленные проблемы, месторождение Кашаган будет вообще законсервировано?
— Интересы геополитики и глобальной экономики заставят возобновить нефтедобычу на Кашагане. Еще в 2007 году известный аналитик Грег Маттит называл экономику Кашаганского проекта просто «адской» на основе изучения контракта по Кашагану. Он подсчитал, что в течение всей жизни проекта перенос сроков и рост расходов сократят «чистую приведенную стоимость» проекта для Казахстана более чем на 20% и почти не повлияют на этот показатель для инвесторов. Проще говоря, результаты любых переносов сроков нефтедобычи или увеличения ее расходов отразятся на государстве, а не на инвесторе. И, как рассуждает этот аналитик, это очень странное перераспределение риска, тогда как во всем мире такие расходы обычно ложатся только на инвестора.
Все это продолжилось в том же 2007 году, когда тогдашний (и нынешний) Премьер-министр РК Карим Масимов признал, что оператор Кашаганского проекта «ENI-Аджип» показал свою полную некомпетентность» и предлагал разорвать контракт с ней. Однако в итоге «Аджип» тогда был оставлен в составе СКК. Причиной того конфликта было то, что итальянские компании заявили Казахстану об увеличении затрат на разработку проекта с $57 млрд. до $136 млрд. А коммерческую добычу нефти на Кашагане, которая, как теперь известно, до сих пор не осуществлена, они предложили отложить на конец 2012 года, которая, как теперь известно, до сих пор не осуществлена. И это при том, что в 2008 году было подписано очередное Соглашение по якобы новому плану развития проекта Кашагана, в котором группа компаний СКК несла все капитальные и текущие затраты. Все эти затраты подсчитывались и суммировались, в результате чего и получилась новая стоимость проекта. И ни для кого не секрет, что любому инвестору выгодно «раздувать» свои расходы. Увеличение сметы удлинит тот период, в течение которого доля инвестора в будущем разделе нефти будет велика. Для инвестора идеальная ситуация — когда в течение всего срока проекта добываемая нефть идет на компенсацию его расходов, а доля государства остается на уровне 10-20%.
Независимые специалисты и эксперты считают, что консорциум допустил ряд принципиальных и больших инженерных ошибок, которые привели к удорожанию проекта, возможно, даже умышленно.
Кроме того, нефтяные компании консорциума ныне опять продемонстрировали свою явную неготовность к разработке месторождения, о чем ранее не раз свидетельствовали многократные переносы сроков освоения Кашагана (в 2005-2008-2010-2013 годах). И очевидно, подобная хронология еще будет продолжаться.
— Самое главное, что беспокоит атыраусцев, экологическая составляющая Кашаганского проекта…
— Считаю, что давно наступило время защиты людей, а не только лягушек и тюленей, о которых так любят сердечно поговорить в консорциуме. При этом нас уверяют, что нет повода для паники, так как по всему Атырау установлены станции слежения за состоянием воздушного бассейна. А вопрос о том, что делать, если, допустим, эти станции зафиксируют превышение ПДК по ядовитым веществам, остается без ответа. Кто научит людей тому, как вести себя при ЧС, снабдит население средствами индивидуальной и прочей защиты, кто проведет учения по массовой эвакуации и т.п. мероприятия для спасения населения? Ответ консорциума — это ваши проблемы, то есть проблемы властей и граждан. Но ведь эту проблему создает именно Северо-Каспийский консорциум и ему же рано или поздно, но все же придется решать все эти вопросы. Даже в процессе обычной производственной деятельности (не говоря уже про аварийные выбросы), ежедневные ядовитые испражнения от заводов на Карабатане будут воздействовать на здоровье населения.
Кроме этого, еще и за прочие различные нарушения компаниям из СКК вновь выставили штраф, теперь уже на сумму в 134 миллиарда тенге (см. «ПК» от 13 марта 2014 г. «Иск направлен…» и от 20 марта 2014 г. «Не согласны, не виноваты, будем обжаловать» — С.Н.). И, как показывает уже 16-летняя практика работ по Кашаганскому проекту, безопасная разработка морского месторождения и наземные работы на заводах Карабатана сейчас просто невыполнимы. И любая нештатная ситуация на объектах СКК чревата кошмарной катастрофой, последствия которой чудом удалось избежать осенью 2013 года. Крупная же авария на нефтяном месторождении может привести к экологической катастрофе в Прикаспийском регионе.
— Что НПО «Каспий Табигаты» предлагает по охране здоровья и жизни населения?
— В планах мероприятий и обязательств консорциума включить вопросы по охране здоровья и жизни населения. Это к тому, что нефть с ее «кислым газом» СКК будет всегда доставляться на комплекс заводов на Карабатане, что было печально опробовано осенью 2013 года. Решить вопросы по страхованию, поскольку известно, что страхование является одним из способов ответственности за определенные события и их последствия, предусматривающее немедленное финансирование ущерба (компенсация). Необходимо обеспечить страховой полис не только для Северо-Каспийского консорциума, но и людей, природы Прикаспийского края.
Но еще раз повторюсь: логично и мудро было бы до разработки совершенных методов морской нефтедобычи и безопасных технологий по защите окружающей среды месторождение Кашаган «законсервировать». Уверен, что к концу XXI века нефть вообще не будет использоваться как топливо, так как она станет главным и важнейшим сырьем для химической промышленности, и ее цена будет в десятки раз дороже нынешней. Именно поэтому есть смысл сохранить Кашаган для будущих поколений, как «золотой запас». А в случае продолжения работ на Кашагане власти и общество обязаны для природы и жителей региона добиться страхового полиса.

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна