Отплавали свое, пора на свалку

Отплавали свое пора на свалку Общество

Вопрос санитарной очистки берегов реки Урал остается актуальным. Атырауские
экологи обращают внимание на проблему брошенных кораблей, которые уже несколько лет ржавеют и загрязняют воду…
Тему бесхозных плавсредств наша газета поднимала не раз. Напомним, в прошлом году по разработанной экологической программе за решение этой проблемы взялись всерьез. Одно крупное судно, навечно пришвартованное в районе балыкшинского моста, срезали, оставив в иле днище, и вывезли по частям. Но на том все и остановилось. Когда-то эти гиганты выполняли функцию мобильных икорных плавающих заводов (ИПЗ), где разделка рыбы и подготовка паюсного и зернистого «мазута» велась, как говорится, не отходя от кассы. Сейчас в этом месте реки остался еще один ИПЗ.
В Атырауском управлении водных путей нам тогда сообщали, что эти плавсредства, в основном, бесхозные, брошенные с незапамятных времен их хозяевами – давно не существующими организациями.
Отплавали свое пора на свалку 2
По словам главного специалиста отдела контроля межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Юрия Жидкова, вниз по реке в сторону Каспия по правой стороне находится судно АО «Атыраубалык». Нос его задран и находится на берегу, а корма — в воде. Говорить о его работоспособности не приходится. Юрий Жидков также отметил, что за все время, которое оно там лежит, неизвестно, сколько могло вытечь в Урал горючего и масел. Также свою лепту в загрязнение водоема вносит и облезающая краска — она попадает в воду, когда конструкции кораблей начинают ржаветь.
Вопрос очистки Урала от бесхозных плавсредств решался на уровне министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Однако, скорее всего, его снятие с повестки дня будет зависеть больше от действий местных инстанций.
Следует отметить, что для улучшения гидрологического режима Урала в пределах Атырауского региона в областном акимате было разработано ТЭО с оценкой воздействия на окружающую среду. Были предусмотрены дноуглубительные и дноочистительные работы на шестнадцати точках. Проект оценивался в 1,7 миллиарда тенге. По рассказу Ербола Куанова, тогда еще возглавлявшего управление природных ресурсов и регулирования природопользования, проект предполагал республиканское финансирование. Запланированная смета и другие проектные документы были рассмотрены тремя министерствами РК — окружающей среды, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, и были переданы на рассмотрение бюджетной комиссии. Правда, пока неизвестно, на какой стадии сейчас находится это дело. Зато известно, что утилизация отслуживших свое бесхозных кораблей в проект не входила. Теперь вопрос вновь поднят на местном уровне, и вот что нам сообщил новый начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ерболат Умаров.
Отплавали свое пора на свалку 3
— Оказывается, не такие уж эти плавсредства бесхозные. Мы все-таки нашли владельцев, хоть это и было сложно сделать, — говорит Ерболат Умаров. — Дело в том, что существует процедура, по которой хозяева уведомляются о том, что необходимо заняться уборкой этих кораблей. Межрегиональной инспекцией транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям им несколько раз были направлены уведомления о ликвидации старых судов. Есть даже перечень владельцев: АО «Атыраубалык», частный предприниматель М.Т. Айпкалиев (г. Атырау, Верхняя Садовая, 59), ЧП М. Н. Нурмашевой (г. Атырау, микрорайон Атырау, 601а).
Убрать свои судна владельцы должны были в течение года.
— На совещании мы детально рассмотрим сложившуюся ситуацию, наметим пошаговую схему ликвидации этих судов, — добавил он.
Расчистка береговой полосы от такого хлама сопряжена с некоторыми трудностями. Необходимо привлекать специальный крупнотоннажный кран. В случае подтопления судов работать придется водолазам, которым надо будет обследовать обшивку на предмет наличия пробоин, заделать их. После чего происходит откачивание воды из трюмов. Это делается для того, чтобы в реку при демонтаже не попали горюче-смазочные материалы.
О намерениях окончательного разрешения проблемы также сообщил начальник Жайык-Каспийского департамента экологии Ербол Куанов. Он также примет участие в совещании и внесет свои предложения.

И ЕЩЕ О ЧИСТОТЕ
Между тем, как считают в природоохранных учреждениях Атырауской области, воды Урала на сегодняшний день характеризуются как умеренно загрязненные. Основные источники загрязнения реки находятся в ее верхнем течении. Это Магнитогорский металлургический комбинат, Орский промышленный узел (нефтехимия, производство цветных металлов, машиностроение), Актюбинский завод хромовых соединений. На территории Западно-Казахстанской области организованный сброс сточных вод в реку не производится. В то же время она, наряду с Оренбургской и Актюбинской областями, является источником поступления загрязнителей сельскохозяйственного происхождения — биогенных элементов и пестицидов. Однако независимые специалисты все же склонны полагать, что состояние реки оставляет желать лучшего, и надеются на решительные действия ответственных структур.
Евгений САМАРИН,
фото Амангельды МУТИГУЛЛИНА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна