Вопрос санитарной очистки берегов реки Урал остается актуальным. Атырауские
экологи обращают внимание на проблему брошенных кораблей, которые уже несколько лет ржавеют и загрязняют воду…
Тему бесхозных плавсредств наша газета поднимала не раз. Напомним, в прошлом году по разработанной экологической программе за решение этой проблемы взялись всерьез. Одно крупное судно, навечно пришвартованное в районе балыкшинского моста, срезали, оставив в иле днище, и вывезли по частям. Но на том все и остановилось. Когда-то эти гиганты выполняли функцию мобильных икорных плавающих заводов (ИПЗ), где разделка рыбы и подготовка паюсного и зернистого «мазута» велась, как говорится, не отходя от кассы. Сейчас в этом месте реки остался еще один ИПЗ.
В Атырауском управлении водных путей нам тогда сообщали, что эти плавсредства, в основном, бесхозные, брошенные с незапамятных времен их хозяевами – давно не существующими организациями.
По словам главного специалиста отдела контроля межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Юрия Жидкова, вниз по реке в сторону Каспия по правой стороне находится судно АО «Атыраубалык». Нос его задран и находится на берегу, а корма — в воде. Говорить о его работоспособности не приходится. Юрий Жидков также отметил, что за все время, которое оно там лежит, неизвестно, сколько могло вытечь в Урал горючего и масел. Также свою лепту в загрязнение водоема вносит и облезающая краска — она попадает в воду, когда конструкции кораблей начинают ржаветь.
Вопрос очистки Урала от бесхозных плавсредств решался на уровне министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Однако, скорее всего, его снятие с повестки дня будет зависеть больше от действий местных инстанций.
Следует отметить, что для улучшения гидрологического режима Урала в пределах Атырауского региона в областном акимате было разработано ТЭО с оценкой воздействия на окружающую среду. Были предусмотрены дноуглубительные и дноочистительные работы на шестнадцати точках. Проект оценивался в 1,7 миллиарда тенге. По рассказу Ербола Куанова, тогда еще возглавлявшего управление природных ресурсов и регулирования природопользования, проект предполагал республиканское финансирование. Запланированная смета и другие проектные документы были рассмотрены тремя министерствами РК — окружающей среды, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, и были переданы на рассмотрение бюджетной комиссии. Правда, пока неизвестно, на какой стадии сейчас находится это дело. Зато известно, что утилизация отслуживших свое бесхозных кораблей в проект не входила. Теперь вопрос вновь поднят на местном уровне, и вот что нам сообщил новый начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ерболат Умаров.
— Оказывается, не такие уж эти плавсредства бесхозные. Мы все-таки нашли владельцев, хоть это и было сложно сделать, — говорит Ерболат Умаров. — Дело в том, что существует процедура, по которой хозяева уведомляются о том, что необходимо заняться уборкой этих кораблей. Межрегиональной инспекцией транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям им несколько раз были направлены уведомления о ликвидации старых судов. Есть даже перечень владельцев: АО «Атыраубалык», частный предприниматель М.Т. Айпкалиев (г. Атырау, Верхняя Садовая, 59), ЧП М. Н. Нурмашевой (г. Атырау, микрорайон Атырау, 601а).
Убрать свои судна владельцы должны были в течение года.
— На совещании мы детально рассмотрим сложившуюся ситуацию, наметим пошаговую схему ликвидации этих судов, — добавил он.
Расчистка береговой полосы от такого хлама сопряжена с некоторыми трудностями. Необходимо привлекать специальный крупнотоннажный кран. В случае подтопления судов работать придется водолазам, которым надо будет обследовать обшивку на предмет наличия пробоин, заделать их. После чего происходит откачивание воды из трюмов. Это делается для того, чтобы в реку при демонтаже не попали горюче-смазочные материалы.
О намерениях окончательного разрешения проблемы также сообщил начальник Жайык-Каспийского департамента экологии Ербол Куанов. Он также примет участие в совещании и внесет свои предложения.
И ЕЩЕ О ЧИСТОТЕ
Между тем, как считают в природоохранных учреждениях Атырауской области, воды Урала на сегодняшний день характеризуются как умеренно загрязненные. Основные источники загрязнения реки находятся в ее верхнем течении. Это Магнитогорский металлургический комбинат, Орский промышленный узел (нефтехимия, производство цветных металлов, машиностроение), Актюбинский завод хромовых соединений. На территории Западно-Казахстанской области организованный сброс сточных вод в реку не производится. В то же время она, наряду с Оренбургской и Актюбинской областями, является источником поступления загрязнителей сельскохозяйственного происхождения — биогенных элементов и пестицидов. Однако независимые специалисты все же склонны полагать, что состояние реки оставляет желать лучшего, и надеются на решительные действия ответственных структур.
Евгений САМАРИН,
фото Амангельды МУТИГУЛЛИНА