Министр экологии о воздухе, озеленении, животных
В г. Атырау с рабочим визитом побывала министр экологии и природных ресурсов РК Зульфия Сулейменова. Она посетила новый мусоросортировочный комплекс, встретилась с жителями, провела прием представителей НПО и в заключение поездки ответила на вопросы журналистов.
На площадке Региональной службы коммуникаций собрались представители ведущих СМИ региона, которые один за другим задали интересующие их вопросы касательно темы экологии и охраны окружающей среды. Итак:
— Почему бы половину суммы штрафов за загрязнение окружающей среды не оставлять в местном бюджете, а они уходят целиком в республиканскую казну?
— Касательно вашего вопроса о том, почему бы не оставлять экологические штрафы в регионах, отвечу так. Этот вопрос лежит в плоскости Бюджетного кодекса и необходимости внедрения бюджетного регулирования. И вообще, когда мы продвигали вопросы по новому Экологическому кодексу и его реформированию, то одна из проблем, которую мы поднимали, это то, что у нас есть существенные экологические проблемы в отдельных регионах. Но надо понимать, что где-то эти штрафы выплачиваются, где-то обжалуются в судебном порядке, но имеются эмиссионные платежи, которые раньше действительно растворялись в бюджете. И на экологию денег, по сути, не оставалось. Во время обсуждения Экологического кодекса в Мажилисе Парламента РК одним из наших аргументов был такой – чтобы, как минимум, экологические платежи, допустим, уплачиваемые в Атырауской области, должны оставаться в местном бюджете на улучшение экологической обстановки в конкретном регионе, а не где-то там еще. Именно поэтому в Экологический и Бюджетный кодексы были внесены соответствующие поправки.
— Да, на сегодня в Экологический кодекс РК были внесены поправки, касающиеся эмиссии (выплат) за загрязнение окружающей среды, согласно которым эти средства должны оставаться в региональных бюджетах. Есть ли у Минэкологии РК информация о том, на что в Атырауской области в текущем году эти средства будут направлены, на какие именно экопроекты?
— Касательно того, куда они тратятся. Согласно Экологическому кодексу эмиссионные платежи должны тратиться только на природоохранные мероприятия. Для этого акиматом области составляется, согласовывается с Министерством экологии РК и утверждается на сессии маслихата план природоохранных мероприятий. По нашей информации, сумма эмиссионых платежей в Атырауской области составляет около 18-19 млрд тенге в год. Это довольно неплохая сумма для того, чтобы реализовывать отдельные мероприятия в области улучшения экологии. Относительно плана природоохранных мероприятий, то мы этот вопрос тоже ставили перед облакиматом и управлением природных ресурсов и природопользования в части разработки его в максимально короткие сроки. И утвердить этот план, чтобы деньги от платежей за эмиссию использовать по целевому назначению. В прошлом году в декабре, насколько мне известно, на сессии облмаслихата такой план был утвержден. И полагаю, он размещен на сайте акимата области. Думаю, более детально, какие именно природоохранные мероприятия закладывались на текущий год, можно уточнить у акимата. И этот план должен быть максимально открытым и доступным для всей общественности региона, чтобы каждый житель города и области имел возможность ознакомиться с ним, какие конкретно мероприятия по охране окружающей среды планируется реализовать в 2023, 2024 годах и так далее.
— Во время встречи с общественностью был поднят вопрос по отлову бродячих собак. На сегодня нет ответственного органа за этот вопрос, нет видения, как этот вопрос решить, нет источника финансирования. Кто этим должен заниматься? Минсельхоз, департамент экологии, управление природных ресурсов или непосредственно местный акимат? Озвучьте, пожалуйста, ваше видение разрешения этой проблематики.
— Да, на встрече с жителями региона поднимался вопрос по бродячим собакам. Проблема, надо признать, имеется. И здесь вопрос заключается в том, чтобы правильно найти баланс, то, о чем обсуждалось на встрече. С одной стороны мы не должны бояться отправлять наших детей в школу, на улицу, в кружки, беспокоясь за их жизнь и здоровье. С другой стороны все-таки необходимо подходить к тому, чтобы относиться к животным гуманно. И здесь возникает вопрос — как правильно выработать и найти сбалансированный механизм в максимально короткие сроки.
Да, мы понимаем, что действительно возникли отдельные сложности в реализации закона о защите прав животных. В последние две недели нами ведутся интенсивные обсуждения, консультации со всеми акиматами, и этот вопрос нас сильно беспокоит. Получено много сигналов и от зоозащитников, и от родителей/общественности по поводу сложившейся ситуации. В ближайшее время мы планируем собрать всех общественных активистов и зоозащитников на общей площадке в попытке найти правильное решение. В принципе, на встрече были представители и той, и другой категории граждан, которые выразили готовность поделиться идеями. Были высказаны замечания, в том числе и хорошие предложения, готовность помочь государственным органам правильно и взаимоприемлемо сформировать подходы.
И опять-таки повторю, что нам нужно выработать правильные механизмы. И максимально системно решить существующую проблематику, а не останавливаться на краткосрочном решении. Это необходимо для того, чтобы создать условия, при которых людям, гражданам было бы безопасно, и на них не нападали бы бродячие собаки, и в то же время сформировать гуманное отношение к животным. Поэтому в этом направлении мы открыты для того, чтобы доработать механизмы данного законодательства. При необходимости, если нужно внести какие-то изменения в законодательство, чтобы улучшить механизм, то это мы будем делать. Но вместе с тем видно, что среди различных акиматов нет какой-то единой позиции, имеется разбросанность взглядов. Чаще всего этим вопросом занимается отдел ветеринарии и даже не управление, где-то управление предпринимательства, где-то управление сельского хозяйства. Далее, отмечу, что не хватает инфраструктуры, не хватает мест для передержки собак, потому что их много.
— Можно ли обязать на законодательном уровне крупные компании-недропользователи, такие как ТШО, НКОК, заниматься озеленением региона?
— В принципе, и ТШО, и НКОК, о которых вы упомянули, взяли на себя обязательства по озеленительным работам и подписали соответствующие меморандумы. Самое главное, чтобы акимат определил им земельные участки, где они будут проводить озеленительные мероприятия.
— Раньше в районах области функционировали отделы по охране окружающей среды, а теперь их нет. А тем временем в районах интенсивно развивается промышленность, строится множество заводов. Можно ли возродить работу этих отделов? К примеру, в Жылыойском районе, где работает ТШО, такой отдел нужен как воздух, и чтобы он был укомплектован хорошо подготовленными специалистами. На сегодня на весь промышленный район есть лишь один государственный эколог.
— Как вы уже сказали, недавно мы направили для работы в г. Кульсары одного нашего специалиста, учитывая непростую экологическую ситуацию там. Его задача информировать нас о текущем экологическом положении. В случае надобности он может вызвать других специалистов и передвижную эколабораторию для исследований. В принципе, в других областях Минэкологией РК практикуется такая форма прикомандирования наших специалистов в особо важные, с точки зрения сложности экологической ситуации, регионы. Конечно, для того, чтобы увеличить число государственных служащих, имеются определенные процедуры, которые надо соблюдать, и чтобы открыть дополнительную лабораторию в г. Кульсары или в Жылыойском районе, также имеются определенные законодательные процедуры, и обязательно нужно решить вопрос с финансированием. Ведь лаборатория требует аккредитации, оснащения приборами, соответствующим оборудованием. Если возникнет необходимость, то будут рассмотрены и приняты меры для увеличения штатных единиц специалистов-экологов. Ваше предложение о необходимости расширения штатов экологов в Жылыойском районе тоже будет принято нами во внимание.
— На ваш взгляд, можно ли отнести наш регион к экологически опасным или к зонам экологического бедствия?
— В целом, чтобы квалифицировать тот или иной регион или определенную территорию республики экологически опасной, в экологическом законодательстве оговорены эти моменты. Если я не ошибаюсь, то согласно ст. 405 Экокодекса, чтобы отнести ту или иную территорию или регион к разряду экологически опасных, должны быть проведены серьезные медицинские исследования здоровья населения, проживающего там, по результатам которых нужно принять решение. Для этого готовится проект специального постановления о признании этой территории зоной экологического бедствия. К этому еще прилагаются профильные заключения Министерства науки РК и Министерства здравоохранения РК, материалы государственной экологической экспертизы. То есть, должна быть проведена подготовительная работа, где, помимо состояния экологии, учитывалось бы состояние здоровья людей. Только по результатам таких исследований принимается соответствующее решение.
— Понятно. А кто должен быть инициатором таких исследований? Минэкология, местные органы власти, общественность или ученые?
— В первую очередь это могут инициировать местные исполнительные органы. На это у них есть полное право. В этом случае при местных органах власти создается соответствующая комиссия. И эта комиссия проводит вышеуказанную работу, обсуждая совместно с представителями общественности, и если они в ходе обсуждения придут к единому мнению о необходимости такого решения. Если исследования будут проведены, то по их результатам регион будет признан зоной экологического бедствия, и материалы исследований будут направлены в соответствующую госэкспертизу. Минэкология же в свою очередь направит материалы исследования в государственную экологическую экспертизу.
— Какие меры надо принять для улучшения атмосферы в городе Атырау? Что для этого надо сделать?
— Касаясь улучшения атмосферного воздуха, надо признать, что город Атырау один из самых загрязненных городов в стране. Это факт. Причинами загрязнения являются промышленные предприятия, АНПЗ, канализационные сбросы на полях испарения Тухлая балка и Квадрат, откуда идут выделения сероводорода. В первую очередь, чтобы снизить загрязнение воздуха в городе Атырау, надо сокращать объемы выбросов вредных веществ промпредприятиями. Это значит, что лимиты на выбросы и фактические объемы загрязнения в атмосферу должны соответствовать друг другу, и не надо давать предприятиям завышенные лимиты на выбросы. И надо стремиться сокращать в целом выбросы в атмосферу. В этом плане работы уже ведутся. И мы будем идти в этом направлении. Во вторую очередь, конечно, надо модернизировать многие предприятия. Учитывая это, начиная с 2025 года, согласно Экологическому кодексу РК, 50 предприятий I категории, которые больше всего загрязняют окружающую среду, должны начать внедрять у себя наиболее доступные передовые технологии, так называемые НДПТ. На сегодня многие компании уже начали приступать к тому, чтобы внедрять НДПТ. Минэкология со своей стороны готовит справочники по этим технологиям, и до конца года мы намереваемся завершить их подготовку. В целом будет выпущено 15 справочников, некоторые из них уже готовы.
Для улучшения качества воздуха в городе сыграют роль реконструкция и модернизация КОС и рекультивация полей испарения Тухлая и Квадрат, для чего выделены средства из республиканского бюджета. В текущем году часть по Тухлой балке, по площадке, отнесенной к горакимату, работы планируется завершить. А на участке Тухлой балки, отнесенной к АНПЗ, работы по рекультивации наполовину завершились. А на оставшихся двух картах после решения технического вопроса об очистке и повторном использовании сточных жидкостей работы по рекультивации должны быть завершены. На полях испарения Квадрат работы по рекультивации начались в прошлом году. После завершения этих крупных проектов мы считаем, что это сыграет положительную роль на качестве воздуха в Атырау.
— В городе Атырау строятся два мусоросортировочных комплекса. Помогут ли они решить вопрос с управлением бытовых отходов в городе? Не могли бы ли вы рассказать о них?
— Мы побывали на городском полигоне бытовых отходов. Конечно, рекультивация мусорного полигона тесно связана с реализацией проектов по сортировке и переработке твердых бытовых отходов и в целом с вопросами налаживания системы управления ТБО. Но без решения налаживания системы сортировки отходов о рекультивации старого мусорного полигона трудно говорить. То есть, в настоящее время, согласно нормам Экологического кодекса, отходы не должны привозиться на полигоны и не должны быть там захоронены. А отходы надо привозить на комплексы по сортировке мусора. В районе мусорной свалки в г. Атырау работает один сортировочный комплекс. А рядом сооружается второй и готовится к пуску. При этом сортировка отходов должна соответствовать не только нормам Экологического, но и нормам Предпринимательского кодекса, потому что эта сфера конкурентная, то есть сфера частного предпринимательства. Свою продукцию мусоросортировочные комплексы могут на контрактной основе сбывать или продавать предприятиям по переработке отходов. Это все-таки ресурс, используемый повторно.
— Когда сортировочный комплекс, построенный на средства частного инвестора, будет введен в эксплуатацию, и нужен ли он вообще городу? Как он будет способствовать улучшению экологии города? Население не желает увеличения тарифа на вывоз ТБО. Как этот вопрос будет отрегулирован?
— По-моему, вопрос о том, когда будет введен в эксплуатацию комплекс по сортировке мусора, надо ставить перед самим частным инвестором. Потому что это частные инвестиции. Это раз. Если говорить о надобности такого сортировочного комплекса, то по нормам Экокодекса, как уже сказано выше, отходы сначала должны сортироваться. Безусловно, это необходимо осуществлять, и это нужно делать каждому городу. А потом отсортированные фракции подлежат еще переработке. Затрагивая вопрос с тарифом, мы слышали об этих обсуждениях и дискуссиях. В целом вопрос с тарифом надо решать в правовом поле, исходя из норм законодательства. Минэкология подготовила методику расчета тарифа в рамках нового кодекса в 2021 г. Опираясь или основываясь на этой методике, местные исполнительные органы, то есть акиматы, должны рассчитать этот тариф, который будет утвержден решением маслихата. Насколько мне известно, тариф был разработан акиматом города, но не дошел до маслихата. Тариф должен покрывать расходы предприятия, которые занимаются этой деятельностью. И эти аспекты отражены в законодательстве и нормах. Поэтому наша позиция такова, что тариф должен строго соответствовать нормам, утвержденным в законодательстве.
— Возможно ли покрыть часть расходов тарифа по ТБО за счет средств, поступающих с эмиссий от недропользователей?
— В принципе, этот вопрос мы тоже обсуждали. Тариф, конечно же, должен покрывать операционные расходы предприятия, расходы по ГСМ, зарплате, налогам и т.д. Но есть и социальный аспект. То, что вы сейчас озвучили, возможно, это тоже один из дополнительных вариантов решения вопроса с тарифом по ТБО. Но возможно ли субсидирование затрат предприятий, занимающихся сортировкой отходов? Установление размера тарифа на оказываемые услуги, утверждение самого тарифа — все это находится в компетенции местных исполнительных органов и маслихата. И мы тоже ждем положительного решения этих вопросов.
Тимур КАЗИЕВ