ЛЕДОКОЛЫ НА ТЮЛЕНЬИХ ЛЕЖБИЩАХ
Широкомасштабное освоение нефтяных богатств шельфа Каспийского моря, сопровождающееся интенсивным движением ледоколов, вспомогательных судов и барж, негативно влияют на популяцию тюленей. Какие меры нужно предпринять, чтобы уберечь уникальную популяцию? Ответ на этот вопрос мы попытались получить, побывав вместе с представителями Министерства сельского хозяйства и рыбоохраны на морских островах, вокруг которых зимой обитают тюлени и где ежедневно проходят мощные суда нефтяных компаний. Впервые был дан ответ и на вопросы, давно волновавшие тысячи рыбаков нашей области: когда начнется весенняя путина и каковы условия ее проведения?
В этом году Каспийское море покрыто сплошным льдом на многие десятки километров от берега, поэтому в поисках лежбищ тюленей пришлось лететь более часа. Больше всего тюленей с борта вертолета мы наблюдали в районе острова Кулалы Мангистауской области. Надо сразу сказать, что аномально сильные морозы, на многие километры сковавшие море, животным абсолютно не мешают. У каждого тюленя, расположившегося на крепкой льдине, есть лунка, через которую он выходит на промысел или прячется в случае опасности. Даже с высоты птичьего полета видно, что тюлени перезимовали неплохо — услышав шум, они развивали на льду приличную скорость, устремляясь к лунке. Крепкий лед, кстати, на пользу и молодому потомству — чем дольше родившиеся в январе бельки находятся на льдине с матерью, тем они крепче. Из опыта прошлых лет известно, что, если зима была теплая, и лед быстро таял, молодняк, вынужденно оказывавшийся в воде, часто погибал. В середине марта подросшие тюленята уже не нуждаются в материнском молоке, а самостоятельно ищут пропитание, отправляясь осваивать морские просторы. Это уже не бельки, а похожие на взрослые особи животные. И вот тут-то — и молодых, и взрослых тюленей поджидает немало опасностей. Одна из них — интенсивное движение судов нефтяных компаний, пробивающих путь в замерзшем море. На острове Кулалы, где расположена станция метеонаблюдения, мы разговорились с Петром Лупенковым. На острове по вахтам он работает с 1994 года. Так что тюленей за эти годы перевидал немало.
— До начала 2000 года, когда случилась первая массовая гибель животных, их здесь было очень и очень много. Они в основном появлялись по весне вместе с идущими в сторону Урала огромными косяками воблы. Порой у берега, куда они подгоняли воблу, не видно было воды — сплошные тюленьи головы с воблой в зубах. Потом популяция резко сократилась. Правда, в последние два-три года тюленей прибавилось, что говорит об увеличении популяции, — рассказывает Петр Лупенков.
Но, как отметил начальник метеорологической станции.
— Мимо острова зимой, когда здесь появляются тюлени, проходит много судов, в том числе и мощных ледоколов. Они выходят из порта Баутино — идут на месторождение Кашаган. Везут грузы, продукты, баржи тащат. Или за ними часто караван кораблей следует. Это практически каждый день наблюдается, — говорит Петр Лупенков.
По правилам, существующим в компаниях, обслуживающих участников северо-каспийского проекта, капитан, заметив тюленя, должен обойти его минимум за километр. Но караваны судов идут по пробитому в толстом льду пути и сделать крюк, огибая лежбище, согласитесь, фактически невозможно. Никто не гарантирует и то, что охотящиеся за рыбой в освобожденной ото льда воде животные не попадут под винт огромного судна.
— Мы давно слышим нарекания ихтиологов, что движение судов нарушает покой тюленей. Сообщают ихтиологи и о гибели животных. И хотя прямых доказательств этому нет, ситуация понятна. Поэтому на уровне Правительства будет решаться вопрос об ужесточении контроля за нефтяными компаниями, работающими в этих заповедных местах Каспийского моря. У нас уже есть договоренность с российскими учеными провести полномасштабные исследования состояния популяции каспийского тюленя. В том числе будет отслежено и влияние судоходства на состояние млекопитающих. После чего мы планируем инициировать изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие судоходство в Каспийском море в этих местах. Главным должен стать запрет на движение судов, в первую очередь в зимний период, по маршрутам, где появляются тюлени. Иными словами, будут названы координаты, где суда вообще не должны появляться круглый год, — сообщил исполняющий обязанности председателя Комитета рыбного хозяйства Минсельхоза Республики Казахстан Бауржан Жумажанов.
Можно сказать, что представители Министерства сельского хозяйства решили проверить самочувствие каспийских тюленей заблаговременно. Иными словами, не дожидаясь, когда вдруг станет известно о фактах их гибели. А именно опасения, что такое может произойти, и стали основным поводом для облета акватории, где они обитают. Поскольку, начиная с 2000 года, тюлени, к сожалению, стали гибнуть по весне постоянно. Самое большое число этих безобидных животных погибло в 2000 году — более 30 тысяч особей, обнаруженных как на казахстанском побережье, так и на территории Российской Федерации. И затем не было года, чтобы не всплывал новый факт гибели этих животных. Правда, ученые до сих пор не могут прийти к общему знаменателю, когда речь заходит о причинах гибели тюленей. Называют и чумку плотоядных, и другие инфекционные заболевания, объясняют гибель то теплой зимой, то, наоборот, слишком холодной. Обвиняют в гибели тюленей браконьеров, в сети которых попадают животные, нефтяные компании, с появлением которых на море и началась черная полоса в жизни животных, обитающих в наших местах миллионы лет.
Но все-таки чаще всего гибель тюленей связывают с нефтяными операциями на Каспии. Эксперты неоднократно высказывали опасения в связи с интенсивным освоением месторождений Каспийского моря, его воздействием на экологическую безопасность региона и отрицательным влиянием на сохранность биоресурсов. В первую очередь, разумеется, речь идет об освоении месторождения Кашаган. Как считают многие эксперты, а это не только казахстанские и российские ученые, но и их коллеги из западных стран, проект по освоению Кашагана окажет и уже оказывает мощное техногенное воздействие на окружающую среду. Как утверждает руководитель НПО «Глобус» Галина Чернова, «представленная нефтяным консорциумом декларация по защите флоры и фауны, не соответствует требованиям природоохранного законодательства, не обеспечивает экологическую безопасность, сохранение биологических ресурсов Каспийского моря, наносит вред окружающей среде и здоровью населения региона».
По словам эксперта Казахского общества охраны природы Николая Попова, «компания выносит все технологические линии, связанные с переработкой сероводорода, подготовкой нефти и газа непосредственно на море, на искусственные острова, где появится огромное количество инженерных сооружений». Кроме того, как наша газета уже информировала читателей о том, что на море предусматривается бурение 240 только добывающих скважин.
— Вся территория месторождения будет покрыта сетью внутрипромысловых трубопроводов в тысячи километров длиной. Помимо островов бурения появится 8 эксплуатационно-технологических комплексов, которые будут представлять собой заводы, построенные на искусственных островах. Все эти комплексы будут снабжены факельными установками, через которые будет производиться отжиг газа при испытаниях скважин, при технологических, предусмотренных штатным режимом работах. Эти отжиги будут производиться в значительном объеме: в год около 60 тыс. тонн будет сжигаться на этих факелах, — говорит Николай Попов.
Если суммировать все вышесказанное, за нефтяными компаниями нужен жесточайший контроль.
По словам Бауржана Жумажанова, уже решается вопрос об укреплении материальной базы инспекторов рыбоохраны, работающих в Атырауской и Мангистауской областях. На вооружении у них появятся суда на воздушной подушке. Они позволят вести мониторинг за тюленями, число которых за последние годы сократилось более чем в три раза, круглый год. Более действенной станет и борьба с браконьерами, в чьи сети, выставленные в море, часто попадают тюлени.
Не могли не затронуть мы и вопрос, ответ на который волнует атырауских рыбаков: позволят ли им в этом году рыбачить весной на реке Урал? Как известно, в прошлом году впервые в истории нашего края во время нереста рыбы ее ловля в заповедной реке была полностью запрещена. Ловить можно было только в открытом море в нескольких десятках километров от устья Урала, чтобы не мешать рыбе заходить на нерест. На такой беспрецедентный шаг Правительство пошло в связи с резким сокращением запасов рыбы в Урало-Каспийском бассейне. Эффект от принятых для защиты рыбных запасов мер мы в прошлом году могли наблюдать: впервые в городской черте весной было достаточно много рыбы. Но этот запрет больно ударил по бюджету тысяч семей, испокон веков живших рыбным промыслом: они фактически были лишены заработка.
В этом году профессиональным рыбакам ловить рыбу в Урале разрешат. Соответствующее постановление Правительства уже подписано.
— Лов рыбы на тоневых участках реки Урал в весеннюю путину будет разрешен производственным кооперативам с момента распыления льда и до 25 апреля. В новый вариант правил проведения путины внесены существенные изменения. Они касаются не только сокращения срока, до которого можно будет ловить рыбу — раньше ловили до 20-х чисел мая, а также и правил. Через каждые пять дней будет объявляться трехдневка. Этого времени вполне достаточно, чтобы идущая на нерест рыба смогла войти в Урал и подняться чуть выше городской черты. Так что, 5 дней лов, 3 — отдых. А вот на море лов может продолжаться дольше — до 10 мая. Установлен и лимит на вылов частика. Это примерно 10 тысяч тонн по реке Урал и 5 тысяч тонн на Кигаче, — сообщил начальник Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Амантай Айжигитов.
И еще одна новость. По словам Бауржана Жумажанова, при Комитете рыбного хозяйства Минсельхоза создана специальная оперативная группа. Она будет направляться в регионы, где проводится путина. Подчиняется опергруппа непосредственно Комитету. Ее задача — не только с местными инспекторами отслеживать соблюдение правил рыбной ловли, вести борьбу с браконьерством, теневым оборотом рыбных продуктов, но… и контролировать непосредственно работу самих инспекторов.
Виктор СУТЯГИН,
Мангистауская область,
Остров Кулалы