Актуально

УБИРАЯ ПРЕПОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

В рамках дней индустриализации в областном акимате состоялось заседание экспертного совета по вопросам предпринимательства при акиме Атырауской области под председательством Болата Даукенова.

Предваряя работу заседания,  первый заместитель акима области Болат Даукенов сказал:

— Сегодня мы рассмотрим два важных вопроса, каждый из которых имеет значение в развитии предпринимательства. Первый — о развитии бизнес-инкубатора. И вторым вопросом будет обсуждение Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы, разработанной Министерством экономического развития и торговли во исполнение поручения Главы государства о внедрении новых принципов в разрешительное законодательство, озвученного в Послании народу Казахстана на 2012 год.

О том, как работает бизнес-инкубатор, каковы дальнейшие его перспективы и роль  в развитии предпринимательства, рассказала начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лариса Джумагалиева.

Атырауский бизнес-инкубатор действует с 2002 года. В настоящее время на его производственных площадях запущенно 29 проектов с численностью работающих 185 человек.  21 проект или 72% этого производства. Текущая деятельность бизнес-инкубатора и поддержание инженерной инфраструктуры осуществляются на принципах самофинансирования за счет эксплуатационных платежей клиентов, оплаты клиентами коммунальных и иных услуг. Лариса Джумагалиева ознакомила присутствующих с рядом предложений, которые поступили в адрес управления. Первое касается внесения изменений в «Положение о Атырауском бизнес-инкубаторе», то есть о возложении функции Наблюдательного Совета на Экспертный Совет по вопросам предпринимательства Атырауской области. Второе касалось определения продолжительности пребывания арендаторов в бизнес-инкубаторе в соответствии с приоритетными секторами экономики программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Так, предлагается определить продолжительность пребывания инновационных проектов до 5 лет, производственных — до 4 лет, ремесленных — до 3 лет и по оказанию услуг — до 2 лет. В целях обеспечения непрерывности финансовых поступлений в бизнес-инкубатор естественный вывод клиентов осуществлять ежеквартально по мере поступления и утверждения заявок от потенциальных клиентов.

Докладчиком было предложено также рассмотреть вопрос по выводу предприятий, которые находятся более пяти лет.

Первый заместитель акима области Болат Даукенов выразил свое несогласие с этим:

— Пусть производства модернизируются, расширяются, привлекаются инвестиции. Тем более, если у них крупные клиенты, хорошо идет сбыт продукции. Например, венгры готовы для проекта смонтировать целый городок, причем, оборудованный всем необходимым. А наши могут с ними конкурировать? Чтобы бизнес-инкубатор получал средства, большинство, если не все проекты, должны заниматься производством.

Обратившись к менеджеру Атырауского бизнес-инкубатора Андрею Коровицину, Болат Даукенов порекомендовал по вопросам деятельности бизнес-инкубатора обращаться лично к нему. А, ознакомившись с перечнем проектов, заострил внимание на том, что здесь же, в бизнес-инкубаторе, фигурирует учебный центр «Мирас».

— Это обучение, а не производство. Разве нельзя этому центру найти другую площадку? Насколько продуктивна его деятельность?

Заместитель начальника областного управления координации занятости и социальных программ Гульмира Шакирова пояснила, что центр «Мирас» готовит электромонтеров, сварщиков аргонно-дуговой сварки, монтажников, трубомонтажников. Учебные классы они арендуют, а на площадке бизнес-инкубатора обучаемые практикуются. С центром заключен договор на подготовку 58 специалистов.

— Поскольку их деятельность не связана с бизнесом, им следует подобрать другое помещение. А на этой площади пусть реализуется проект, действительно связанный с бизнесом. Я лично с каждым из проектов бизнес-инкубатора ознакомлюсь и посмотрю, что за продукцию они выпускают, насколько она востребована и конкурентоспособна. И впредь со всеми бизнес-структурами, занятыми на площадках бизнес-инкубатора, следует заключать контракты только с учетом инновационной составляющей, — завершил Болат Даукенов.

Далее Лариса Джумагалиева рассказала, что на территории бизнес-инкубатора есть свободные места, на которых можно смонтировать шесть ангаров общей площадью 2400 кв.м, в которых можно будет дополнительно разместить от 10 до 20 новых проектов. Ориентировочная стоимость — 72 тысячи тенге. Однако необходимо решить вопросы финансирования по развитию производственно-технической базы и инженерной инфраструктуры. То есть, обеспечить стабильное электроснабжение, установку дополнительных газовых отопительных систем, резервного электрогенератора на газе 150 квт.

Следующим вопросом заседания экспертного совета стало обсуждение Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы. В течение последних лет в Республике Казахстан  предпринят  ряд  реформ в сфере регулирования предпринимательства и разрешительной системы, направленных на улучшение бизнес-климата и устранение излишних административных барьеров, в том числе по снижению бремени, связанного с лицензированием и разрешениями.

Однако, несмотря на это, тяжесть административного бремени по-прежнему остается сдерживающим фактором для развития предпринимательства в стране.  В связи с этим возникла необходимость фундаментальной и системной реформы на основе четких принципов и критериев.

Презентацию концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы сделала Лариса Джумагалиева. Ею было отмечено, что в подготовке документа принимали участие Агентство ЮСАИД, Всемирный банк, партия «Нур Отан», Союз «Атамекен», Форум предпринимателей Казахстана, а также независимые эксперты. Предшествовавший разработке данной концепции анализ разрешительной системы Казахстана показал, что хотя в стране и принят единый закон о лицензировании, но закон о разрешительной системе отсутствует. Поэтому разрешительные документы регулируются разными законами.

С учетом этого и назрела необходимость упорядочения всей разрешительной системы. Основным принципом Концепции является внедрение интегрированной разрешительной системы, которая предусматривает классификацию разрешительных документов и их категоризацию по степеням опасности. Концепцией предусматривается, что все вводимые разрешения должны проходить оценку влияния на регулируемую сферу, разрешено осуществлять любые виды деятельности, если это прямо не запрещено Законом.  Достижение целей регулирования должно достигаться наименее затратными для субъектов предпринимательства и государства методами. Исчерпывающий перечень разрешений должен быть закреплен в едином законе и обеспечен баланс интересов государства, предпринимателя и потребителя.

В законе будет введено понятие разрешительного документа для четкого определения предмета регулирования, которое сейчас отсутствует.  Таковыми будут признаваться документы, получение которых является обязательным в государственном органе до начала осуществления деятельности. А сами разрешительные документы будут подлежать дальнейшей классификации и категоризации. Их предлагается разделить на шесть классов в соответствии с их функциональными назначениями. После классификации все разрешения будут разделены на три категории. Первая — виды деятельности высокой степени опасности, осуществление которых возможно только после получения лицензии. Вторая категория — виды деятельности средней степени опасности, которые могут регулироваться посредством лицензий и других, более мягких, чем лицензирование регуляторов: разрешения, аккредитация, аттестация, сертификация и другие. Будет применен и принцип «Молчание — знак согласия», устанавливающий обязанность государственного органа выдать лицензию, в случае, если им в установленные сроки не была выдана лицензия или мотивированный отказ в ее выдаче. Такой подход призван мотивировать государственные органы к соблюдению сроков, установленных законодательством для выдачи разрешительных документов. Данный принцип является примером хорошей международной практики, часто используемой в мире.

Для обеспечения межведомственного взаимодействия по вопросам совершенствования разрешительной системы, рассмотрения предложений об отмене и упрощении действующих разрешительных документов, согласования введения новых разрешений будет создана межведомственная комиссия.

Приглашая к обсуждению этого вопроса, Болат Даукенов попросил принять во внимание тот факт, что от внесенных предложений, дополнений зависит, какой будет разрешительная система.

— Очевидно, что с внедрением новых принципов в разрешительное законодательство коренным образом изменится в лучшую сторону ситуация в бизнесе, — считает Болат Даукенов. — Поэтому и бизнес-структуры, и общественные организации, и государственные органы должны принять активное участие в обсуждении концепции. До конца года закон должен быть принят. К тому же, надо учесть, что кроме госорганов, выдающих разрешительные документы, есть такие, которые выдаются министерствами. Поэтому к выработке предложений необходимо подходить очень внимательно, с детальным ознакомлением концепции.

Заместитель председателя областного филиала НДП «Нур Отан» Кенес Косубаев отметил необходимость детальной инвентаризации разрешительных документов, чтобы исключить дублирование.

По словам председателя Союза предпринимателей и работодателей Алии Беккужиевой, с концепцией внимательно ознакомились, выработано порядка 12 предложений, которые были переданы экспертному совету.

— Безусловно, хочется, чтобы реформированное законодательство о разрешительных документах самым наилучшим образом повлияло на развитие предпринимательского класса, — отметила Алия Беккужиева. — Как правило, каждый государственный орган старается доказать свое право на необходимость того или иного разрешительного документа. Поэтому считаю, следует выработать такие предложения, которые не повлекут, к примеру, повторного получения лицензии.

Представитель Атырауского филиала Союза «Атамекен» Айнур Аккалиева  попросила учесть, что некоторые государственные предприятия не принимают во внимание разрешительные документы, допустим, на использование оборудования, которые размещены на сайтах. Требуют документального подтверждения. Хотелось бы, чтобы и этот момент был учтен.

Подводя итоги, первый заместитель акима области Болат Даукенов нацелил  участников заседания более внимательно ознакомиться с Концепцией, продумать, взвесить свои предложения, которые сыграют свою роль в реформировании разрешительной системы на новых принципах.

 

Наталия УРАЗГАЛИЕВА,

фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button