СЛЕДИТЕ ЗА БАЗАРОМ!
Невыносимая духота, жара и зловонный запах — добро пожаловать на один из наших городских рынков. Главное правило торговли «Не обманешь — не проживешь» в нашем случае можно перефразировать так: «Обманут — не выживешь». И если раньше обман на базаре у нас ассоциировался с обвесом или обсчетом, то сегодня покупатель рискует здоровьем.
«Базарное закулисье»
О том, какой беспорядок творится на рынке, я уже давно слышала от самих продавцов. Одна моя знакомая (назовем ее Гульмира) уже не первый год стоит за прилавком. Именно она приоткрыла мне занавес в «базарное закулисье», чтобы я своими глазами увидела то, о чем она говорит:
— У нас недавно прошел санитарный день. Накануне продавцы «зашевелились». Стали мыть прилавки, убирать мусор. Соседка подняла клеенку, а под ней черви и запах отвратительный… Людей жалко, поэтому все это и рассказываю.
В начале лета, почти на целый день Гульмира уступила мне свое место за прилавком в овощном ряду, где я смогла познакомиться с деятельностью работников базара изнутри. Увиденное шокировало.
«Берите черешню…»
Вкусную, сочную черно-красную ягоду после увиденного мне еще долго не захочется покупать. На базаре — точно. Ящики с черешней громоздятся под прилавком, источая кислый запах. Они ждут своей очереди, когда продавец рассортирует эту портящуюся массу. Более-менее целые на вид ягоды — на прилавок, остальную червивую жижу выливают в ведро. По полу растекается грязно-красная лужа — черешневый сок, попадая на грязный пол, приобретает такой цвет. Наверное, излишне говорить, что все это совершается под пристальным вниманием мух и прочих насекомых.
Закончив сортировку, продавец придает ягоде «товарный вид». В замызганное ведро, некогда бывшее белым, высыпают отобранную черешню и заливают водой. Прополоскав ее, вываливает на прилавок, где в течение дня опрыскивает ягоду водой. Капли воды красиво блестят на ягодах, привлекая покупателей.
Не все то золото, что блестит
Стоя за прилавком, я также раскрыла «секрет» сверкающих огурцов и помидоров. Красивый глянцевый блеск — это результат базарного ноу-хау. В воду, в которой моют огурцы и помидоры, добавляют некоторое количество подсолнечного масла. Для чего? А все для того же рекламного блеска, который обязан привлекать нас, покупателей. И действительно, матовые, пыльно-красные помидоры весело заблестели после «купания» — осталось только их тщательно натереть с помощью марли.
«Экономия» — превыше всего
Марля — главное орудие продавца на базаре. Сначала ею протирается весь ассортимент, а потом и все окружающее пространство. В том числе и полы с натекшими на них лужами от протухшего товара. Причина такой «чистоплотности» легко объяснима — кислый запах от луж становится невыносим. А работать предстоит еще целый день. Да и насекомых становится все больше.
Казалось бы, рядом кран с проточной водой, набирать чистую воду никто не запрещает. Но почему-то все моют одной водой. Да уж! «Экономия» продавцов не знает границ — в одной воде, в одном ведре и одной тряпкой моются и полы, и овощи, и фрукты.
Кстати, кран заслуживает отдельного описания. Раковина, по словам самих продавцов, редко бывает чистой. В основном она забивается всевозможным мусором. Ждать, когда придет сантехник, нет ни времени, ни желания. Пользуются так (и пользуются весьма активно): кто умывается (не хуже, чем дома), кто пьет прямо из крана, кто набирает воду. В результате все близлежащее пространство оказывается залито водой.
«Местные, местные…»
Еще один излюбленный способ надувательства продавцов (в основном, приезжих) — на сезонные овощи и фрукты вешать ярлык «местные». Давайте думать логично. Где приезжие возьмут наши местные овощи? Конечно, они могут скупать их у наших дачников. Но тогда и цена на такие овощи будет значительно выше.
Продавщица, работающая рядом со мной, усиленно убеждала покупателей, что торгует местными огурцами и помидорами. Около ее ног стояли яркие картонные ящики с этими овощами — кто из местных огородников может позволить себе упаковывать товар в такую тару? Огурцы, сложенные один к одному, можно измерять линейкой — как на подбор. Местные огурцы кривоватые, порой крупные, но зато натуральные!
— Пару раз я делала им замечания, что не надо так обманывать покупателей. В ответ — мат и угрозы. Теперь я просто боюсь что-либо им говорить, — жалуется Гульмира.
Продавец минус санитария
Сами работники — отдельная тема. По правилам рынка все продавцы должны иметь форму, бейдж с именем и местом и, конечно же, санитарную книжку.
Покупая продукты, вспомните известную поговорку «Встречают по одежке…». Работа продавца начинается с внешнего вида. Замызганные халаты, грязные фартуки (у большинства, точнее, их отсутствие) уже должны заставить покупателя задуматься. А что касается санкнижки… Получить ее не так-то просто. Надо пройти флюорографию, сдать массу анализов (в том числе и на ВИЧ, на глисты и т.д.), предоставить карту прививок и пр. Не говоря уже о санминимуме, курс которого длится около пяти дней, по истечении которого необходимо сдать зачет. Как бы мне ни хотелось это говорить, но основная часть продавцов, о которых моя статья, — это приезжие из стран ближнего зарубежья. Вдумайтесь, о какой санитарной книжке может идти речь?
Кстати, все это время, что я просидела за прилавком (почти целый день), у меня никто не спросил, имею ли я право торговать. Зато несколько раз подходили взять оплату за место.
— В течение дня здесь кто только не приходит торговать. И никто замечания не делает. Им главное, чтобы за место было заплачено. Только из-за этого могут скандал поднять и выгнать. А санкнижка мало кого интересует, — говорит Гульмира.
Сам не плошай
Резонный вопрос — неужели ситуацию совсем никто не контролирует? Куда смотрит администрация? Кстати, в администрацию я так и не попала — базарное начальство крепко заперлось изнутри. Видимо, на этот вопрос так никто и не ответит. Значит, бдительными быть надо самим потребителям.
Что-что, а бдительность — не главная черта наших покупателей. Во время покупок разговаривают по мобильному телефону, смотрят по сторонам. Кстати, за полчаса, что я простояла около контрольных весов, ни один покупатель не подошел перевесить купленный товар. Мы стали доверчивыми?
Доверие — это хорошо. Но все же пара советов не помешает. Выбирайте товар самостоятельно, не доверяя эту задачу продавцу. Главная задача «торгаша» — сбыть товар. И он его сбывает всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Пресловутые помидоры, с «экстрактом» подсолнечного масла, повернуты к покупателям красивыми, ровными боками. А задняя часть «радует» глаз черными пятнами, помятостью. То же самое и с огурцами. Вот эти овощи так старательно взвешивает вам работник базара.
И еще одно важное правило, не соблюдая которое, вы рискуете собственным здоровьем. Все купленные на базаре овощи, фрукты обязательно следует тщательно МЫТЬ! Старайтесь не пробовать на вкус товар, тем более не позволяйте своим детям делать это. Поберегите себя. Весь этот бардак, помноженный на изнуряющую жару, нулевая вентиляция и столпотворение создают самые благоприятные условия для всевозможных бактерий и микробов.
P.S.: После моего «дежурства» на рынке провели «санитарный» день…
От редакции
Мы намеренно не указываем название рынка, на котором побывала наш корреспондент. Цель репортажа — предостеречь покупателей от действий недобросовестных продавцов, которых за прилавком любого базара или магазина встретить несложно. Почему-то многие в погоне за барышом предпочитают не думать о здоровье людей. Парадоксальная ситуация складывается — на одной чаше весов — необходимость развивать малое предпринимательство, и, как следствие, снижать количество проверок, а на другой — здоровье населения. Можно ли уравновесить эти две несовместимые, пока, вещи? Наверное, да. Главный ингредиент — совесть.
Найля ОСМАНОВА,
фото Амангельды
МУТИГУЛЛИНА
Цель репортажа – предостеречь покупателей от действий недобросовестных продавцов
И посмотрите, что получается.
В бассейне МУНАЙШИ — анисанитария. Санэпиднадзор в стороне. Якобы Правительство РК запретило проверки.
На рынках — антисанитария. Санэпиднадзор опять в стороне.
Володька, ты прежде чем языком молоть, сходи в мунайши и посмотри на всю антисанитарию своими глазами. А потом сей тут заведомо ложные сведения. Это чревато, можно и за клевету попасть.
Уверен, ты там ни разу не был.