РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая на XVI очередном съезде партии «Нұр Отан», выдвинул 5 институциональных реформ, в том числе непосредствено касающихся судебной системы республики. Меры по ее дальнейшему совершенствованию, указанные в плане, предусматривающем 100 конкретных шагов по реализации этих реформ, будут способствовать повышению доверия граждан, эффективности судебной системы и усилению борьбы с коррупцией.
Согласно действующему законодательству, с 2001 года введен конкурсный отбор кандидатов на должность судьи, который носит публичный и многоступенчатый характер. Судьи отбираются либо по итогам квалификационного экзамена, либо по итогам обучения в Институте правосудия при Академии государственного управления при Президенте. Кандидаты проходят публичное обсуждение в Общественных советах в регионах, включающих в себя представителей местной общественности, неправительственных организаций, затем кандидаты рассматриваются Высшим Судебным Советом.
Однако жизнь не стоит на месте, требования к судебному корпусу постоянно повышаются, общественные отношения, социально-экономические процессы усложняются и ускоряются, стоит задача по вхождению Казахстана в число 30-ти передовых стран мира. Поэтому вполне оправданно, что суды и судьи должны соответствовать самым высоким профессиональным требованиям.
В данное время в судах республики работают 2606 судей, из которых 90 судей — в Атырауской области. В прошлом году судебный корпус был увеличен на 450 судей, и их ряды пополняются молодыми судьями.
При отборе кандидатов в судьи очень важно, кем и где работал ранее кандидат в судьи. Практика показывает, что вновь назначенные судьи, имеющие до назначения судьей стаж работы в судах в качестве секретарей судебного заседания и специалистов суда, более подготовлены и без каких-либо осложнений адаптируются к требованиям, предъявляемым к судьям, и достаточно качественно отправляют правосудие.
Так, секретарь судебного заседания, являясь процессуальным лицом, непосредственно участвует при рассмотрении дела судьей, имеет доступ к ознакомлению с различными категориями дел и споров, рассматриваемых судом, и непосредственно участвует при рассмотрении дел, у него складывается мировоззрение об ответственности судьи перед государством и народом при отправлении правосудия, наравне с судьей несет ответственность за соблюдение процессуальных норм при рассмотрении дела в суде.
В связи с этим, предлагаемая Президентом реформа по обеспечению верховенства закона, в частности, при отборе кандидатов в судьи, внедрение обязательной нормы — пять лет стажа участия в судебных процессах — продиктовано временем и окажет благотворное воздействие на пополнение рядов судей более подготовленными молодыми судьями, что способствует повышению уровня профессионализма судей при отправлении правосудия.
Вместе с этим, в настоящее время функционирует пятиступенчатая судебная система. По закону рассмотрение всех категорий гражданских и уголовных дел возложено на районные и приравненные им суды — это первая ступень, в апелляционном порядке — вторая, в кассационном порядке — это третья ступень, а также четвертая и пятая ступени — это Верховный суд РК, который рассматривает дела в надзорном порядке.
Предложения Президента по оптимизации инстанции судебной системы и переходу к трехступенчатой судебной системе (первая, апелляционная и кассационная инстанция) для упрощения доступа граждан к правосудию также вполне логичны. Так, нередки случаи, когда до вынесения окончательного решения по делу необходимо рассмотрение дела во всех инстанциях, и гражданам приходится обращаться во все указанные инстанции, что занимает много времени — один год и более. Оптимизация судебных инстанций будет способствовать более оперативному и качественному разрешению споров в судах.
Алмат ЕРМАНОВ,
председатель Атырауского
городского суда