Право руля
На дорогах нашего региона колесит немало автомашин с праворульным управлением, хотя дорожное движение левостороннее. Таких «железных коней» не должно быть в эксплуатации, убеждены общественники. В качестве довода они приводят многочисленные случаи дорожно-транспортных происшествий, уровень аварийности. Сотрудники полиции также заявили, что последние жуткие аварии в Прикаспии с несколькими погибшими произошли именно с участием «праворулек».
Для водителей, допустивших дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, предусмотрена уголовная ответственность на основании статьи 345 Уголовного кодекса РК, то есть наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Если они сами останутся живы.
В Атырауской области с начала 2023 года произошло 54 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 24 человека и 75 получили различные телесные повреждения. В числе страшных аварий два происшествия с участием правосторонней системы управления, и пять человек погибли, трое получили различные телесные повреждения. Страшная авария случилась 28 февраля на 491 километре автодороги республиканского значения «Актобе — Атырау — Астрахань» в направлении Макат — Кызылкога. На автомобиле «Toyota Ipsum» с правым рулем управления 30-летний житель Кызылкогинского района не справился с управлением, выехал на встречную полосу движения и столкнулся с грузовиком. От травм, несовместимых с жизнью, скончались 5 человек и 2 получили тяжелые повреждения. Оказалось, что водитель ранее три раза превысил скорость и один раз нарушил правила дорожной разметки.
13 марта на 37 километре трассы республиканского значения «Атырау-Уральск» молодой водитель автомашины «Toyota Ipsum» не справился с рулевым управлением и перевернулся на обочине. Его с телесными повреждениями госпитализировали в больницу.
В полиции считают, что дорожно-транспортные происшествия происходят из-за халатного отношения водителей к жизням пассажиров.
— Большинство из нас сегодня не скрывают, что привыкли быстро доезжать к месту назначения, но мы не осознаем, что за такой скоростью скрывается большая авария, которая угрожает нашему здоровью и жизни. В настоящее время нелегальные службы такси уносят много жизней. Среди них немало автомашин с праворульным управлением или они переделаны в «леворульки». Число водителей такси, которые собираются в местах большой концентрации населения, особенно в областных, районных центрах, растет день ото дня, — подчеркнули в департаменте полиции.
Однажды в аэропорту стала свидетелем одного показательного случая. Прибыл рейс из Москвы, из зоны международного прилета вышел иностранец, и его окружили мужчины с ключами в руках.
— В город едем? Куда едем?
Пассажир пошел следом за одним из водителей, но когда увидел его машину, без «шашечек», основательно потрепанную, ехать отказался.
— Где официальные такси, легальные есть? — стал спрашивать у других пассажиров.
В других странах, прежде чем возить людей, получить соответствующую лицензию, надо столько проверок пройти, что мало не покажется. А у нас? Кто угодно из купивших автомобиль может сесть за руль и сказать, что он таксист. Вот и происходят потом чудовищные аварии на автотрассах с многочисленными жертвами.
Проблема каждой секунды
Вопрос, почему в ПДД запрещен обгон справа? И если те, кто ездит с левым рулем, нарушая правила, обгоняют справа, то как часто они просят своих попутчиков: «А чего там справа, чисто?» И если для левого руля это наглость или исключение, то для правого руля проблема каждой секунды. Мой знакомый ездит на машине с правым рулем, и если я сажусь на сиденье рядом с ним, то он всегда просит не мешать обзору слева, он не видит то, что происходит слева. Сам водитель такой «Toyota» признался, что будут определенные сложности при обгонах. Правда, можно либо не подъезжать к обгоняемому авто слишком близко, оставляя больше места для обзора, либо установить систему зеркал или повесить камеру для контроля обстановки по левому борту.
Как пояснил водитель с большим стажем, предприниматель Андрей Кораблев, проблема «праворуких» машин в Казахстане имеет свою давнюю историю. Она стояла настолько остро, что ещё в 2006 году этим обеспокоился Совет Безопасности нашей страны. Тогда было принято кардинальное решение о запрете ввоза автотранспорта с правосторонним рулевым управлением с января 2007 года. Тогда же было решено полностью прекратить эксплуатацию автомобилей с правым рулём до 2010 года. А жёсткость такого решения была обусловлена негативной статистикой по безопасности дорожного движения.
— В 2005 году праворульных машин было зарегистрировано 74 тысячи, а уже в следующем количество «праворуких» выросло до 117 тысяч. С ростом количества этих машин МВД стало констатировать и рост числа ДТП с участием «правого руля». И если в 2004 году было зарегистрировано всего 100 аварий, то уже в 2006 их количество было зарегистрировано более 600, в которых погибли около 200 человек. Статистика реально показывала, что эти машины создают угрозу безопасности движения, в авариях гибнут или становятся инвалидами наши люди, — доказывает Андрей Кораблев. — Общественность заострила такой вопрос. Сначала сроки введения запрета на эксплуатацию хотели продлить, а потом и вовсе отозвали законопроект из Мажилиса, ограничившись решением ездить этим машинам до полного износа и утилизации.
По мнению А. Кораблева, казалось бы, решение вроде компромиссное, и при условии полного исключения ввоза праворульных авто в Казахстан проблема уже давно бы решилась естественным путём за счёт выбывания техники. Однако не тут-то было, проблема вернулась с новой силой. Сначала в рамках Таможенного союза на дорогах Казахстана стали появляться праворульные автомобили из Киргизии, которыми управляли наши граждане «по доверенности». Потом из Дальневосточного региона России. А затем пришла целая волна автомобилей из Армении и Грузии. Причем это даже не волна, а лавина авто, да не только «праворульных», но и их кустарных переделок в «леворульные» автомобили.
— В сегменте пассажирских перевозок на междугороднем и межрайонном сообщении сейчас просто превалирует тотальная «левая» братия на мини-вэнах «Тойота», «Ниссан» и прочем японском автопроме. Чем это заканчивается — мы всё чаще читаем в сводках ДТП о жутких авариях, в которых погибают взрослые и дети. Я считаю, что в такой сфере, как пассажирские перевозки, надо срочно наводить порядок, причём кардинальными мерами. Эта сфера должна подлежать обязательной сертификации и лицензированию. Если такое решение будет принято на законодательном уровне, то все «серые» перевозчики сразу окажутся вне закона, — считает Андрей Александрович. — В пассажирской сфере совсем не должно быть автомобилей с праворульным управлением и уж тем более «переделанных» под леворульное движение машин. Эти автомобили представляют реальную опасность для участников дорожного движения, и чем скорее мы это поймём, тем больше шансов сохранить чью-то жизнь. Реальных способов борьбы с этим злом достаточно и сейчас.
Время пришло
Так какие именно способы? Один– ужесточение проведения технического осмотра не на словах, а на деле.
— До сих не могу понять, как наши органы, которые отвечают за безопасность на дорогах, не задумываясь о последствиях, легализуют автомобили, переделанные кустарным способом, — недоумевает Андрей Кораблев. — Ведь нет же ни одного технического центра, который оказывал бы такую услугу качественно и что самое главное — безопасно. В стране отсутствует и статистика по ДТП с участием «праворуких» машин, на основе которой можно было бы сделать анализ и определённые выводы, как это было в 2006 году на заседании Совета Безопасности. Хочу обратить внимание на то, о чем я уже сказал. Всё новое – это хорошо забытое старое. Законодательный акт уже был подготовлен. Это было Постановление Правительства Республики Казахстан «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» за №1301 от 28.12.2006 года, которое, к сожалению, утратило силу. Надо просто вернуть его на доработку и принять в целях обеспечения той самой безопасности движения, жизни и здоровья наших граждан. Время пришло.
Технический регламент, по которому проводится техосмотр, если его ужесточить до нужных параметров, то эти машины вообще не будут его проходить и будут запрещены. А без техосмотра их эксплуатировать просто нельзя. К слову, во многих странах Европы и США, когда хотят избавиться от таких машин, ужесточают техрегламент, и поэтому они появляются на свалках, их не выгодно доводить до ума, выводить на дороги и платить за них огромные деньги за переделку, их просто легче утилизировать. И тогда происходит оздоровление автопарка.
Да, часть машин с правым рулем управления переделывают на левый руль. Руководитель пресс-службы департамента полиции Атырауской области Мейрим Ердаулет довела до сведения, что за последние годы на учете в полиции значились 182 такие переоборудованные легковушки, а на сегодняшний день на учете осталось 137 таких транспортных средств. Но опять-таки как их переделывают? Беда в том, что чаще всего кустарным способом, технически несовершенно, вносятся изменения в тормозную систему автомобиля со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями. Грамотная переделка подразумевает замену агрегатов. Но нужна мастерская, специализирующаяся на таких переделках, имеющая соответствующее разрешение от самого производителя на переделку этих автомобилей, настолько все серьезно, учитывая, что автомобиль является источником повышенной опасности.
В реальности точно никто не знает, сколько в Прикаспий ввезено «праворуких япошек». Еще перед началом легализации автотранспортных средств в полиции пояснили, что точных сведений, какое количество автомобилей должно пройти легализацию, и в их числе именно «праворукие» тачки, нет. Но не одна тысяча уж точно. Между тем, владельцы «праворучек» настроены по-своему, убеждая, что руль на аварийность не влияет, дескать, просто плохим танцорам всегда кое-что мешает. А если водить умеешь — с любым рулем справишься. Надо понимать, справляются не все.
Светлана НОВАК