ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
Уже несколько лет, как в казахстанских школах появилась новая дисциплина «Самопознание». Между тем, новшеств в современных учебных заведениях достаточно: что ни год, то новые эксперименты и реформирования. Сейчас появилось немало новых предметов, которые порой дублируют друг друга. У детей и их родителей возникает вопрос: нужен ли такой предмет?
Новое учебное направление «Самопознание» значительно отличается от общепринятых школьных предметов и не оставляет сомнения: конечно, нужен! И именно сейчас, когда возникла острая проблема духовного воспитания, этики и морали. Во многих случаях именно предмет «Самопознание» помогает найти ответы на самые жизненные вопросы.
Уже более десятка лет эта дисциплина внедрятся в детских садах и школах Атырауской области. Экспериментальные площадки оправдали себя, и сейчас предмет ведется во всех классах. При этом, оценки не выставляются. Детям так и говорят «Твой ответ неоценим», а если и ставят оценки, то никогда не ниже пятерки. Иначе, по какой шкале оценить ответ на вопрос «Что такое счастье? Дружба?». Главное здесь — помочь ребенку познать самого себя, дать ему раскрыться, возможность найти ответы на вопросы, разобраться в ценностях и суметь найти ответы на самые простые вопросы — что такое «хорошо» и что такое «плохо»? В век высоких технологий молодому поколению не хватает общения, разговора по душам и просто нравственных ценностей. Самопознание — это не просто возможность познать самого себя, но и других, дать оценку создавшейся ситуации. И ребенок на таких занятиях учится понимать ситуацию не только по отношению к себе, но и к другим.
— Несколько лет назад, когда предмет только-только вводился в общешкольную программу, мы посетили районы области для общего ознакомления с новым учебным предметом, — рассказывает начальник отдела областного Департамента по защите прав детей Байжан Шамурат. — Помню выступление одного аксакала на собрании, который сказал, как важен и нужен именно сейчас, когда общество претерпевает изменения, этот предмет. Он отметил, что хорошие, положительные примеры, написанные в учебниках, помогают детям ориентироваться в жизни. И что важно, предмет ведется даже в 11 классе. На каком еще уроке можно рассуждать о любви и счастье, дружбе, о помощи старшим и защите младших, о верности? Главное, чтобы учитель урока самопознания был мудрым и умным.
— Согласна с тем, что многое на уроке самопознания зависит от учителя, — говорит заведующая кабинетом самопознания областного института усовершенствования учителей Айсулу Сарсекенова. — Как театр начинается с вешалки, так и наш предмет начинается с внешнего образа учителя. Как он одет, как говорит, как ведет себя, как держится на уроке. Прежде чем вести урок и ответить на вопросы детей, учитель сам должен познать себя, дать себе свою собственную самооценку. При этом, он должен уметь рисовать, петь, что-то мастерить, быть, наконец, артистом, превращая уроки самопознания в небольшие спектакли. Наш предмет не такой, как все. Он направлен на пробуждение и развитие духовных качеств. Нельзя ждать от ребенка точного ответа. Может он даст отрицательный ответ. И здесь важна мудрость и опыт учителя как человека. Из простого вопроса: «Почему? Как? Зачем?» и будет формироваться мировоззрение. А чтобы педагог сам мог легко ориентироваться и понимать, как и что объяснять детям, мы каждый месяц проводим областные семинары, приглашаем на обучение, направляем на курсы повышения квалификации и обмена опытом в другие города.
— Уроки самопознания мы проводим не как обычные, 45-минутные. Это может быть просто беседа или рассуждение. Причем, дети сидят в произвольной форме, — рассказывает учитель самопознания городской средней школы №2 Наталья Ким-Ермолаева. — Каждый ли взрослый в повседневной жизни задумывается над определениями таких простых, казалось бы, понятий как уважение, открытие, поиск, познание, дружба, трудолюбие, терпение, честность, смелость? А мы с ребятами разбираем их на конкретных примерах.
— Очень интересно вести предмет среди молодых людей, — таково мнение преподавателя Прикаспийского современного колледжа Динары Хаменовой. — Наши студенты с нетерпением ждут уроков самопознания. Хотят общими усилиями найти ответы на откровенные вопросы о любви, о семье, о будущем. Слушая ответы молодых, я сама учусь. Мне важно их мнение. Оно может отличаться от общепринятых правил, но этому надо найти объяснение.
С темами уроков самопознания мы сталкиваемся ежедневно. Вот зашла в автобус пожилая женщина. На пассажирском кресле сидит молодая беременная женщина. Кто кому должен уступить? Порой в темах самопознания можно найти ответ даже на правила этикета. Кто кому первым должен протянуть руку для рукопожатия? А врачи вообще считают, что стоит отходить от привычки пожимать руки. Правильно ли? Кто должен выйти первым из переполненного лифта? Имеет ли право ваш шеф, который сам вечно опаздывает утром на работу, требовать строгой явки на работу в девять утра?
О чем же пишут в школьных учебниках по самопознанию? Вот притча. Сын падишаха спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя:
— Скажи, отец, откуда твоя великая мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя учили тебя?
Шах ответил сыну:
— Сын мой, я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были во всем подобны твоим учителям. Но то, что все называют мудростью, я получил не только от них. Я получил ее у самой жизни, у природы. Наблюдая за муравьем, я научился трудолюбию, терпению, стремлению к достижению цели. У орла — наблюдательности, быстрому принятию решения. У барса — ловкости и выносливости. У перепелки — любви, умению заботиться о близких. Истинная мудрость — всегда рядом с нами. Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты ей…
Марина КУАНЫШЕВА