ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЯНКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Вчера делегация во главе с заместителем Премьер-министра Республики Казахстан Гульшарой Абдыкаликовой побывала в рабочей поездке в Атырауской области. В состав делегации вошли министр образования и науки РК Аслан Саринжипов, депутаты Мажилиса Парламента, представители министерств и ведомств. В колледже АРЕС Petrotechnic прошло рабочее совещание по теме «Укрепление партнерства с нефтегазовыми компаниями в рамках внедрения полноценной системы дуального образования». Обсуждались вопросы модернизации системы технического и профессионального образования с участием руководителей государственных органов, крупнейших нефтегазовых и сервисных компаний и ассоциации «Kazenergy».
Участники совещания были ознакомлены с достижениями Межрегионального центра в инновационных подходах обучения и степени готовности выпускника к профессиональной деятельности, осмотрели мастерские и лаборатории АРЕС Petrotechnic. В мероприятии принял участие заместитель акима Атырауской области Салимжан Накпаев.
Требуется срочная модернизация
На совещании под председательством заместителя Премьер-министра РК Гульшары Абдыкаликовой были обсуждены текущие потребности рынка труда нефтегазовой сферы и выработаны конкретные предложения по механизмам совместного развития системы подготовки кадров. Дело в том, что в последние годы в системе технического и профессионального обучения Республики Казахстан накопился ряд проблем системного характера. В их числе слабая связь с реальными потребностями рынка труда и низкий уровень вовлеченности работодателей в развитие системы ТиПО, оторванность содержания образования от современных реалий индустрии, необъективная оценка качества образования, построенная на системе самостоятельной оценки выпускников их учебными заведениями. Результатом явилось появление дефицита технических кадров на рынке труда страны, покрываемых за счет привлечения иностранных работников и переобучением выпускников вузов. Система ТиПО не отвечала в полной мере требованиям и потребностям работодателей, работников и государственной политики. Поэтому Правительством взят курс на полномасштабную модернизацию системы ТиПО и приведение ее в соответствие с потребностями экономики. Для исполнения поручения Главы государства по созданию в стране сети колледжей мирового уровня на основе использования лучших мировых практик в системе ТиПО в 2011 году было основано НАО «Холдинг «К?сiп?ор».
Ищите куратора
В своем выступлении генеральный директор ТОО «Дирекция строящихся предприятий «КазМунайГаз» Нурлан Балгимбаев предложил компаниям нефтегазового сектора использовать базу колледжа АРЕС, входящего в холдинг «К?сіп?ор», как площадку для обучения студентов.
— Благодаря кураторству можете влиять на то, какие специальности требуются предприятию, — сказал Нурлан Балгимбаев.
Он предложил решить вопросы производственной практики студентов и преподавательского состава на нефтегазовых объектах, а также создать Попечительский Совет, Индустриальный Совет с участием государственных органов и нефтегазовых компаний на базе Межрегионального центра APEC Petrotechnic.
Развитие системы дуального обучения сегодня остается приоритетом развития профессионально-технического образования. Но надо менять подходы в обучении. Пока студент учится, на предприятиях вводятся новые технологии, поэтому у колледжей с компаниями должен быть максимальный контакт, полное взаимодействие.
Стажер должен работать. По-настоящему
В свою очередь министр образования и науки Республики Казахстан Аслан Саринжипов привел в качестве примера несколько элементов дуальной системы в ряде стран.
— Глава государства неоднократно подчеркивал, что дуальная система хорошо зарекомендовала себя в передовых индустриальных странах — Германии, Австрии, Швейцарии. По его словам: «Следует развивать систему дуального обучения, для того чтобы компании при помощи государства брали на себя вопросы подготовки молодежи», — акцентировал министр. — В последнее время выработалось устойчивое мнение, что дуальная система сводится лишь к сочетанию обучения в стенах колледжа (2 дня в неделю) и на базе предприятий (3 дня в неделю), но это только поверхностное видение вопроса.
В действительности дуальная система предполагает целый комплекс мер, который государство и бизнес реализуют вместе, причем зачастую бизнес играет основную роль. Так, в Австрии, Германии и Швейцарии школьники перед тем, как выбрать профессию, во время школьных каникул проходят короткие периоды практики на предприятиях. Опрос, проведенный в Швейцарии среди 1000 школьников, выявил, что такая практика стала важным источником информации при принятии решения о дальнейшей карьере, и 61% из них даже получили предложение со стороны компаний по прохождению полноценной практики на их базе в период полноценного обучения школьника уже в колледже. Прохождение практики на предприятии жестко регулируется через юридическое оформление контракта между компанией, студентом, его родителем или опекуном, а также представителем государства. В Австралии контрактом прописывается, что работодатель принимает стажера на временную работу и обучает его, оплачивает его труд, обеспечивает благоприятные условия труда и гарантирует, что стажер находится под адекватным руководством. Также контракт регулирует период практики, в течение которого ни одна из сторон не может разорвать соглашение.
— Во всех странах контрактные отношения выстраиваются на основе трудового законодательства, норм социального обеспечения и правил защиты работников, — высказывается Аслан Саринжипов. — Сам период практики на предприятии — это предмет отдельного исследования. В Германии программа практики предполагает, что с течением времени стажеры переходят от ознакомления к непосредственной работе. Предприятия несут огромные расходы на подготовку кадров на своей базе. Никто из них не может себе позволить остановку процесса производства из-за ошибки стажера. Поэтому, прежде чем допустить его к действующему производству, предприятия выделяют и полностью оснащают отдельные площадки, на которых должен быть в полной мере продублирован процесс производства этого предприятия, но уже в учебных целях. Предприятия не только содержат штат мастеров производственного обучения, занятых только подготовкой кадров, но и принимают на практику преподавателей колледжей, чтобы последние профессионально не отставали от изменений в отрасли. В странах с этой системой вклад работодателей значительно превышает государственное финансирование. Так, в Германии 73% расходов несет частный сектор, 27% — государственный сектор.
Преференции для ответственного бизнеса
Казахстану тоже удалось добиться определенных успехов — элементы дуального обучения получили распространение в 174 колледжах с охваченным контингентом из 46 тысяч студентов по 83 специальностям на основе 2 930 договоров с 2 108 предприятиями республики. Однако министр образования и науки РК считает, в масштабах всего Казахстана этого явно недостаточно для удовлетворения текущих и тем более будущих потребностей экономики. Для того чтобы дуальная система заработала в Казахстане в полной мере, требуется выполнение ряда условий.
— Дуальная форма обучения исторически сложилась в странах со значительной долей промышленных предприятий, где бизнес «эволюционно» пришел к осознанию важности своевременной подготовки кадров для себя. В этом отношении нефтегазовая отрасль республики всегда выступала флагманом, и, без сомнений, готова к работе в новых условиях, — говорит Аслан Саринжипов. — Требуется комплекс стимулов экономического характера. Отмечу, что Налоговым кодексом РК уже предусмотрены преференции для бизнеса в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму расходов на обучение физических лиц.
По мнению министра, необходимо на законодательном уровне возложить на бизнес ответственность по подготовке кадров. Именно эта мера обязывает предприятия зарубежных стран включаться в дуальную систему и тратить значительные суммы на подготовку кадров. Во многих странах нормы принудительного стимулирования бизнеса работают эффективно.
К слову, последние изменения в Закон РК «Об образовании» уже закрепили обязательную практику на предприятиях для студентов вузов. На следующем этапе аналогичные нормы будут введены в части профессионально-технического образования. Таким образом, в будущем регулирование подготовки кадров станет более жестким, что соответствует мировой практике. В настоящее время у компаний есть возможность заранее подготовиться к изменениям, работая на добровольной основе.
— Предложения, которые озвучил Нурлан Балгимбаев, отражают суть системы дуального обучения и действительно реализуемы в масштабах одного учебного заведения — колледжа, в стенах которого проходит наше совещание, — подчеркнул Аслан Саринжипов. — Кураторство нефтегазовых компаний над колледжем АРЕС через Индустриальный совет и его Попечительский совет может решить вопросы производственной практики студентов и преподавательского состава на нефтегазовых объектах, вопросы лекторства работников компаний, а также оснащения колледжа современным учебным оборудованием. Пилотное начинание партнерства нефтегазовых компаний и учебного заведения, как кураторство над данным колледжем, является важным и требует имиджевой и общественной поддержки с дальнейшей трансляцией на другие образовательные учреждения системы ТиПО.
По обсуждаемому вопросу также выступили директор филиала «Контрактное агентство ТОО «CLOUD Service» Жан Нурбеков, директор департамента ОЮЛ «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KazEnergy» Ляззат Акмурзина, директор департамента АО «НК «КазМунайГаз» Еркин Рахимбергенов. О перспективах развития сети образовательных учреждений «Холдинга «К?сіп?ор» и о внедрении новых механизмов взаимодействия «колледж-недропользователь» рассказала председатель Правления НАО «Холдинг «К?сіп?ор» Эльдана Садвакасова.
Директор по корпоративному сервису NCPOC Мурат Мукашев акцентировал, что Оператор Кашаганского проекта поддерживает систему дуального образования, поскольку именно эта форма подготовки кадров предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с обязательными периодами производственной деятельности на конкретном предприятии. Исходя из этого, NCPOC планирует в будущем принять посильное участие в развитии этой формы обучения казахстанских кадров.
Единые подходы кадрового обеспечения
По словам заместителя Премьер-министра Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой, сегодня 31 колледж и 6 вузов страны готовят кадры для нефтегазовой отрасли (колледжи — по 11 специальностям и 70 квалификациям, вузы — по одной специальности). Ежегодный выпуск составляет почти 4,5 тысячи человек из колледжей и около 3 тысяч человек из вузов. Замглавы Правительства отметила актуальность трудоустройства всех этих молодых специалистов. Она поручила выработать единые подходы по кадровому обеспечению проектов расширения месторождений Тенгиз, Карачаганак и запуска Кашагана, а также трех нефтегазоперерабатывающих заводов страны. Для этого будут сформированы группы по трехсторонним переговорам из нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, акиматов и профильных министерств. Министерство образования и науки будет формировать полную информацию о перспективах внедрения дуальной системы профессионально-технического образования с отражением всех изменений и новшеств, необходимых для поэтапного внесения в законодательные и подзаконные акты. К обучению молодежи в рамках проекта «Введение в специальность — получение первой рабочей специальности» подключится Министерство энергетики РК. В настоящее время данный проект, направленный на обеспечение первой рабочей профессией молодежи из социально уязвимых слоев населения, реализуется в пилотном режиме на базе Атырауского профцентра «Холдинга «К?сіп?ор», готовящего кадры для нефтегазовой отрасли.
Растим собственных специалистов
Гульшара Абдыкаликова призвала обновить систему подготовки кадров для нефтегазовой отрасли на основе инновационных подходов в образовательной деятельности, выработанных в данном профцентре.
— Нужно работать с работодателями на практике, — отметила в интервью замглавы Правительства. — Аналогично будем действовать и по другим сферам, в том числе по строительству, машиностроению, аграрной промышленности. В настоящее время идет постепенное замещение иностранных кадров на отечественных специалистов. Если раньше в страну приезжало свыше 100 тысяч иностранных работников, то теперь уже меньше. Мы ставим особые условия перед работодателями, касающиеся замены кадров отечественными, однако пока они не всегда выполняются.
Во второй половине дня была проведена секционная работа с представителями ряда нефтегазовых компаний под председательством директора филиала «Контрактное агентство ТОО «CLOUD Service» Жана Нурбекова и председателя Правления НАО «Холдинг «К?сiп?ор» Эльданы Садвакасовой.
Светлана НОВАК,
фото Ерлана АЛТЫБАЕВА