О ЗАБЛУДШИХ ДУШАХ И НЕПРОСТОМ ПУТИ К ИСТИНЕ

О заблудших душах и непростом пути к истине Актуально

Невежественная молодежь, получившая обрывочные, поверхностные знания о религии и, как правило, наплевательски относящаяся к традициям и обычаям, ищет «истину» в нетрадиционных религиозных течениях. Как вернуть человека в лоно семьи и общества, не допустив, чтобы он совершил непоправимые ошибки? Возможно ли «перезагрузить» сектанта? Где искать истины, доброго совета и просто помощи? Обо всем этом и в целом о религиозной ситуации в нашем регионе в интервью «ПК» рассказал руководитель управления по делам религий Атырауской области, религиовед Еркинбек Шохаев.

БЕССОВЕСТНЫЕ МАНКУРТЫ

— Еркинбек Керимбекович, в своем недавнем отчете перед атыраусцами глава региона Бактыкожа Измухамбетов заметил, что молодые люди, вовлеченные в экстремистские религиозные течения, в основном неграмотные, не имеющие специальности. А еще он привел в пример 16-летнего представителя нетрадиционного религиозного течения, у которого уже двое детей и две жены…

— Да, аким области тогда дал яркую характеристику этому молодому человеку. Ведь подросток, о котором рассказал Бактыкожа Салахатдинович, женился в 13 лет. Не имеет специальности, безработный. Но зато исправно раз в год он становился отцом. Названные «братья» по вере, которые подталкивали его на пропаганду экстремизма, иногда подбрасывали немного деньжат. Понятно, что это не решало проблем, вспыхивали семейные конфликты. И тут этот глупец, который был не в состоянии обеспечить одну семью, «заводит» вторую, женившись на малолетней девушке! Знаете, были случаи, когда он обеих жен содержал в одном доме. Это не только противоречит канонам шариата, но и, прежде всего, общечеловеческим принципам.

По шариату семью должен обеспечивать мужчина. Если же он не в состоянии это сделать, не милостив к своим детям, не может правильно воспитывать их, то этот мужчина виновен не только перед своей семьей, но и грешен перед Аллахом. Обижать родителей, оставлять их без попечения — одно из больших преступлений по исламскому шариату. Как можно после всего этого говорить, что они мусульмане? Нет, эти люди просто прикрываются именем ислама.

Когда по делу упомянутого Вами юноши проводилось следствие, нашим теологам удалось переговорить с ним. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что все его познания в религии ограничивались определенным набором салафитских понятий. По большому счету он оказался невеждой, он даже не понимал значения слова «мазхаб» (правовая школа в Исламе — прим. Н.Ш.)! Как верно подметил аким, парень действительно оказался манкуртом.

— А как Вы конкретно работаете с такими вот людьми? С их родными? Есть ли действенные результаты?

— Есть. К примеру, один из злободневных вопросов — отказ представителей таких течений от вакцинации своих детей. Наверное, нет нужды говорить об опасности этого общественного явления. Только в прошлом году мы провели информационно- разъяснительную работу с 275 членами семей, отказавшихся от прививок, подготовили буклеты, раскрывающие пользу вакцинации для человеческого здоровья на доступном языке. В итоге 23 родителя согласились сделать прививки своим малышам. Это неплохой результат, бывало, что таких людей и вовсе было не переубедить. Такая работа будет непременно продолжена.

В целом религиозную ситуацию нельзя назвать простой, поэтому у людей возникает очень много вопросов. Для оперативной связи с теми, кто нуждается в срочной помощи, консультациях у нас работают телефоны доверия. Хорошо себя зарекомендовал общественный фонд «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат» (телефон доверия — 75-56-60). Вместе с тем при нашем управлении организован Информационно-аналитический центр (телефон доверия — 46-74-43), а также работает республиканская горячая линия (круглосуточный телефон — 114). В 2014 году консультативную помощь получило 1280 человек.

ПРОТИВОСТОЯТЬ И ВЫЙТИ

— Вопрос, который, наверное, Вам очень часто задают: как противостоять радикальным религиозным течениям? И еще: как помочь человеку, которого «засосало» в сектантские сети? Вы готовы, к примеру, обеспечить ему временное жилье, безопасность, ведь бывают разные случаи?

— С правовой точки зрения, в стране действует Закон «О борьбе с терроризмом». Наряду с ним реализуется Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы. Ведется большая просветительская работа с населением, мероприятия различных форматов информационно-пропагандистского направления.

Нельзя забывать, что радикальные нетрадиционные течения — это, пусть и ложная, но все же, определенная идеология. И бороться с ней можно, лишь противопоставив ей другую. Поэтому мы сможем оградить наше общество от влияния нетрадиционных религиозных течений, только если сможем грамотно пропагандировать свои традиционные ценности, национальные идеи, донесем это до сознания каждого человека.

Как я уже говорил выше, при нашем управлении работают Информационно-аналитический центр, а также Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат». Они консультируют по психологическим, правовым, теологическим вопросам. При необходимости можно рассмотреть вопрос и об обеспечении временным жильем. Вопросы обеспечения безопасности также решаемы, и они в компетенции наших правоохранительных органов.

— Какая профилактическая работа ведется Вашим управлением?

— Работа, говоря одним словом, разноплановая. Тут и мониторинг религиозной ситуации в регионе, и проведение мероприятий, консультационная работа, работа в социальных сетях, выпуск полиграфической продукции и многое другое. Конечно, по многим вопросам мы работаем в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, со средствами массовой информации.

Если коротко, в цифрах, то работа управления следующая. В регионе ведут пропагандистскую работу 86 информационно-пропагандистских групп, в прошлом году ими организованы 1200 мероприятий, охват населения составил более 161 тысячи человек. Это, по сравнению с прошлым годом, на 25 процентов больше. В прошлом году мы провели 10 научно-практических конференций, в том числе одну на республиканском уровне под названием «Ислам против терроризма».

— Извините, я Вас прерву, но хотелось бы прояснить, в чем состоит КПД (коэффициент полезного действия) таких конференций. Не получается так, что вот — поговорили, а потом разбежались? А как насчет специалистов — хватает?

— Одной из основных проблем в религиозной сфере является нехватка специалистов-профессионалов. Поэтому любая такая конференция с участием ученых, грамотных теологов — это источник знаний и информации. Кроме того, может в силу актуальности этого вопроса, но равнодушных людей на наших мероприятиях не бывает. Поэтому, как вы выразились, КПД у наших мероприятий высокий. И мы не намерены снижать темпов. В прошлом году были проведены 105 курсов по совершенствованию знаний, учебных семинаров для госслужащих, журналистов, учителей религиоведения. В них приняли участие более четырех с половиной тысяч специалистов, все получили сертификаты.

И ТАКИЕ БЫВАЮТ СПЕКТАКЛИ

— Вообще, просветительскую и разъяснительную работу нельзя недооценивать. Только в прошлом году мы выпустили около 70 000 экземпляров различного вида методических пособий, брошюр, плакатов, аудиовидеоматериалов. А с октября прошлого года с периодичностью два раза в месяц в регионе выходит информационно-познавательная газета «Руханият әлемі» («Мир духовности»).

Своим большим успехом считаем премьеру первой в нашей стране театральной постановки «Хақ жолы» («Путь истины») на религиозную тематику. На суд зрителей ее в прошлом году представили актеры и режиссеры Казахского областного драматического театра имени Махамбета. Кстати, эту драму смогли по достоинству оценить и зрители Карагандинской области.

Кроме этого, сняли мы и пятисерийный фильм «Өмірзая», в котором также рассказывается о судьбе людей, которых обманом завлекли в нетрадиционные религиозные течения. В этом году начнется широкий показ этого фильма, пока же можно посмотреть его трейлер в соцсетях.

К слову, об Интернете: у нас действуют научно-просветительские, информационно-познавательные сайты, где публикуются материалы по профилактике религиозного экстремизма: www.centre-ato.kz, www.shapagat-atyrau.kz, www.hanafi.kz, www.matrudi.kz и www.islam-atyrau.kz. Так как эти сайты раскрывают цели религиозных сект, они являются главным инструментом по борьбе с деструктивными идеологиями.

Мы активны и в соцсетях, где выкладываем различные статьи, интервью, видео и блоги специалистов — в Facebook, «ВКонтакте», на youtube.com.

— Одно время было очень распространено такое явление: на улице к прохожим подходили люди и, предлагая литературу, приглашали на мероприятие, конференцию. Давно таких миссионеров не видно — это результат проводимой Вашим управлением профилактической работы?

— Это, безусловно, результат работы Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», требования которого выполняют, в том числе и наше управление, и все заинтересованные госорганы, общественные круги.

ЛУЧШЕ БЕЗ КАРТИНОК И ПРИКРАС?

— Не секрет, что в католическом костеле города Атырау преподаются бесплатно уроки английского? Сейчас стало модно преподавать религию по-современному — доступным языком, в картинках. Как Вы считаете, возможно ли в принципе совмещение модернизации и религии?

 

— Да, я осведомлен об этих бесплатных курсах, и даже однажды посетил одно занятие. Ничего религиозного не заметил, и от посетителей курса жалобы не поступали. Вообще, религиозные объединения имеют право участвовать в развитии общества, образовательных мероприятиях. При необходимости даже обязаны заниматься этим.

Между тем здесь необходимо учесть особенность каждой религии. Некоторые ведь принимают новизну без разбора. Например, течения протестантского толка для достижения своих целей не выбирают методы и способы.

У традиционных же религий есть свои сложившиеся веками каноны, поэтому новые методы они рассматривают через их призму. Если тут есть какие-либо противоречия, то они полностью отказываются от них. Примером можно назвать непринятие исламом изображений одушевленных предметов. Именно поэтому в мечети не увидишь такие картинки.

Конечно, мы не хотим сказать, что традиционные религии в своей деятельности не используют новые методы. Их они используют, но в соответствии со своими правилами.

— Еркинбек Керимбекович, для того чтобы эффективно противодействовать религиозному экстремизму, следует знать врага в лицо. Каков сегодня портрет экстремиста?

— Портрет экстремиста с каждым годом меняется. Различные жизненные ситуации заставляют экстремистов искать новые методы влияния на своих жертв. Например, раньше последователи нетрадиционных течений открыто высказывались, вели пропагандистскую работу, пользуясь религиозной неграмотностью населения. Сейчас перешли на скрытые методы. Они теперь не называют имена своих единомышленников, даже имена шейхов, которые их обучают.

Однако систематизировать картину пока представляется возможным. Это преимущественно люди, которые не имеют высшего образования, не обустроенные в жизни, с агрессивным мировоззрением, знающие учение только своего религиозного течения, не поддерживающие родственные отношения с близкими людьми, но (!) считающие единомышленников своими братьями. Они вовсе не ценят национальные особенности, традиции. Считаю, что различные проявления нетрадиционных течений направлены, в конечном счете, на уничтожение нас как нации, государства.

И еще. Сегодня терроризм и экстремизм — общемировая проблема. Ежегодно в разных регионах мира наблюдается рост количества совершаемых терактов. К счастью, в Казахстане в этом отношении более или менее спокойно. Но это не повод для бездействия. Нам всем необходимо приложить мак­симальные усилия, чтобы этого не происходило и впредь.

— Спасибо за интервью.

БЛИЦ-ОПРОС

— Сколько религиозных объединений у нас в регионе?

В Атырауской области зарегистрировано 40 религиозных объединений, из которых 28 исламских, 3 православных, 2 католических и 7 протестантских.

— Какого вероисповедания Вы придерживаетесь, соблюдаете ли вы пост (оразу)?

— Я — мусульманин, и стараюсь выполнять по мере своих возможностей обязанности мусульманина. Поэтому в месяце Рамазан я держу оразу.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Мирас

    Очень хороший материал, материал преподнесен в доступной форме и распиман по деталям. Еркимбек Шохаев один из числа самых квалифицированных теологов-религиоведов, гос.управленцев в сфере религий.
    Подобных материалов надо больше, тиражировать.
    Хороший пример для других регионов.

    Спасибо автору

  2. Мурат

    «Нельзя забывать, что радикальные нетрадиционные течения – это, пусть и ложная, но все же, определенная идеология». Естественно для этого нужны специалисты-профессионалы, причем узкого профиля. Слава Богу этот вопрос тоже уже решается. С каждым годом все больше выделяется грантов для высшего образования, в частности магистратуры и докторантуры. Кузница молодых специалистов работает не первый год, и спрос на них растет изо дня в день. Одним словом, если продолжать подобными темпами, то в ближайшем будущем проблема деструктивных течений и фанатизма должна отпасть сама собой.